Муж и жена. Одна жизнь на двоих

  В Библии не так уж много мест, посвящённых сугубо теме брака. Но все они, как правило, очень содержательны. И показательно то, что, какие бы они аспекты ни затрагивали, они всегда исходят из одной важной идеи – идеи тождественности мужа и жены. А некоторые из них прямо утверждают эту идею. Обратите внимание на выделенные слова и на игру множественного и единственного чисел:
 •(Быт. 1:27) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
 •(Быт. 2:22-24) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть
 •(Быт. 5:1-2) ...Бог сотворил человека, по подобию Божьему создал его, мужчину и женщину сотворил их... и нарёк им имя: человек
 •(Мф. 19:5-6) ...и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть
 •(Еф. 5:28-29,31) ...любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти... И будут двое одна плоть
       Один человек, одна плоть – это словосочетания, которыми Библия выражает тождественность мужа и жены. В наше время люди пользуются немного другой терминологией, хотя идея подразумевается та же: супружескую пару мы называем одним целым, одним организмом и т. д. Наверное, не будет преувеличением сказать, что все мы в душе за то, чтобы между мужем и женой было единство. Особенно против этого не возражают влюблённые. Без всяких доводов они чувствуют себя частицей друг друга, продолжением друг друга, им искренне хочется раствориться друг в друге. И любому из них даже в голову не приходит, что этим они, может быть, "унижают" себя!
       С другой стороны, мы обнаруживаем в себе иронию по поводу возможного отождествления со своей "половиной". Что ж, мне стать придатком кого-то?! Неужели я соглашусь потерять себя как личность, неужели стану чьей-то тенью?! Разве в том смысл брака, чтобы мне превратиться в ничто?
       Безусловно, мы говорим об идеальном браке. И ирония, которую испытываем, говоря об идеалах, вполне понятна. Мы ведь привыкли реалистично смотреть на вещи и знаем, какой большой разрыв существует между теорией и практикой. Но интересно, что Библия, книга не менее реалистическая, не боится утверждать идеалы. Во многих случаях она доверяет нам больше, чем мы сами себе. На мой взгляд, причина в следующем. Во-первых, Библия подразумевает жизнь Христа в супругах-христианах, а это очень большая сила. Во-вторых, в ней ожидается не столько достижение цели, сколько то, что мы двигаемся в этом направлении. Для нас реально движение к правильной цели, а не сама цель38.
       С большим сожалением приходится признать, что супружеские пары обычно преследуют другие цели. Эти цели не то чтобы неправильные, но они не связаны с сутью брака. Ведь общение, взаимопомощь, рождение и воспитание детей и др. – эти цели могут быть достигнуты и вне брака (и весьма неплохо). А вот жить вдвоём, как будто это живёт один человек, – черта, характерная исключительно для брачных отношений. Соединение мировоззрений, систем ценностей, желаний, сердечных устремлений, воли, чувств, потребностей, возможностей, полное слияние душ и тел – это сердцевина брака. В других социальных ячейках такое невозможно.
       Когда извращается цель, неизбежно извращаются и средства к её достижению.В библейском учении о браке понимание цели тесно сплетено с пониманием внутрисемейных обязанностей. Бог дал супругам именно такие обязанности, которые лучше всего соответствуют назначению брака. Быть одним целым можно не иначе, чем посредством любви к жене, как к самому себе, и повиновения мужу во всём. Смотрите, как должна реализоваться идея "одной плоти": муж обязан относиться к жене не хуже, чем к самому себе, то есть, видеть в жене как бы продолжение себя, мыслить женою; а жена обязана отказаться от самого главного, что делает её независимой личностью, – от собственной воли. Так некогда чужое становится по-настоящему родным: жена сливается с волей мужа, с жизнью его, подобно тому как ветвь прививается к дереву; а муж распространяет свою жизнь и на жену, что напоминает то, как дерево "принимает в себя" ветвь. В свете цели брака обязанности супругов выглядят естественно и логично, нет никакой необходимости "снижать планку". Вот почему так важно понять и принять первоначальный замысел Божий о браке. Понятно также почему супружеским парам так трудно без натяжек интерпретировать отрывки, поясняющие обязанности мужа и жены. Если не познать библейскую сущность брака, то в сознании действительно всплывает множество исключений, когда можно не относиться к жене, как к самому себе, или не подчиняться мужу во всём. Настолько много исключений из правила, что и самого правила уже, фактически, нет.

       В конечном счете, наша интерпретация супружеских обязанностей настолько верна, насколько соответствует истине наше познание других союзов – союза Отца с Сыном и Христа с Церковью. Говоря об обязанностях несколько абстрактно в Библии, Дух Святой, по-видимому, рассчитывал на то, что Он позже наполнит их конкретным содержанием, открывая нам через ту же Библию принципы высших союзов. Ведь принципы взаимоотношений во всех трёх союзах одни и те же. Если нас мучают какие-то неясности в учении о браке, решение их всегда мы можем найти в других союзах, представляющих для нас эталон. Решения обычно напрашиваются сами собой.

       Может ли муж любить жену, как Христос Церковь?
      Этот вопрос свидетельствует о нашей привычке отделять себя от Христа. Конечно, муж может так любить жену, потому что Христос, который так любит, живёт в муже. Качества Христа являются качествами мужа. Подобным образом и жена может подчиняться мужу во всём, раз в ней живёт Христос, умеющий подчиняться. Другое дело – верят ли он и она в своё тождество с Христом.
 
      Когда наступает тот момент, в котором муж и жена, наконец, достигают своей цели и становятся "одной плотью"?
       Этот вопрос напоминает проблему субъективизации, которую мы выше анализировали. Решение то же самое. Этот момент находится не в будущем, а в прошлом. Они уже являются одной плотью, им остаётся лишь выразить это на практике. Супруги составляют одно целое перед Богом ещё с момента сочетания (Мф. 19:6), независимо от того, верят ли они в это. На данном объективном факте основан запрет развода в Мф. 19:3-9.
 
      Не придёт ли в семью на место христоцентричности мужецентричность?
      В большинстве случаев сама постановка такого вопроса неправильна. Говорю "в большинстве случаев", потому что ситуации, когда муж требует поклонения себе или исполнения того, что явно противоречит Библии, сегодня практически не встречаются. В вопросе подразумевается, что христоцентричность и мужецентричность – исключают одно другое. На самом деле христоцентричность приводит жену к мужецентричности. В этом случае мужецентричность как раз и подтверждает наличие христоцентричности в жене. Если жена отождествляется с мужем, значит она присоединяется к жизни Христа, который в муже. Подобно тому как те, кто отождествляются с Сыном, отождествляются с Отцом. Если А = B, а B = C, значит, A = C.

Чем больше мы таких вопросов задаём, тем плотнее подходим к темам следующих статей цикла. Они как раз и будут посвящены тому, как на практике выражается единство жизни мужа и жены, Христа и Церкви, отца и Сына. Разделим наши вопросы на 3 категории – одна воля на двоих, одни заботы на двоих, одна слава на двоих – и над каждой из них порассуждаем отдельно.
 
Э.Малашкин
http://ikthus.org.ua/articles/OneLifeWithChrist/1.shtml
бракиразвод.рф


Рецензии