Гейдрих. Глава 1. А мог ли он стать кем-то другим?

Это, без сомнения, самый главный вопрос, который возникает при изучении биографии такого чудовища (если судить по результатам его деятельности), как Рейнгард Гейдрих. Мог ли Рейнгард Тристан Ойген Гейдрих стать кем-то иным, кроме обергруппенфюрера СС, начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА), рейхспротектора Богемии и Моравии и главного архитектора Холокоста? Я намеренно не употребляю два других распространённых эпитета в его адрес – «пражский мясник» и «вешатель Гейдрих», ибо постараюсь убедительно доказать ниже, что их использование, мягко говоря, не совсем оправдано.

По вероисповеданию я католик, поэтому в Судьбу не верю (вера в Судьбу – чистейшее язычество). И категорически не согласен с «доктриной предопределённости» еретика Кальвина – одного из «отцов-основателей» протестантизма (точнее, христианского реформаторства). Кстати, настоятельно рекомендую прочитать блестящее произведение Стефана Цвейга «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина». Это одна из тех немногих книг, которую просто необходимо прочитать каждому человеку – вне зависимости от вероисповедания. Ибо она имеет поистине общечеловеческую ценность. И имеет определённое отношение к теме данной книги, ибо у Жана Кальвина и Рейнгарда Гейдриха действительно было немало общих черт. Как положительных, так и отрицательных.

Как и подобает католику, я считаю (даже убеждён), что каждый, да-да, именно каждый человек обладает Свободой Воли, которую Всевышний признаёт, принимает и уважает (в отличие от «противоположной инстанции»). Именно поэтому каждый из нас несёт всю полноту ответственности за свои слова, действия и бездействия (о последних я подробно поговорю в главе о Холокосте), за которые нам предстоит ответить на Божьем суде – и на частном, и на общем (то есть, на Страшном).

Не является исключением и Рейнгард Гейдрих. Конечно, его жизненный путь стал результатом как его решений и поступков, так и воздействия окружающей среды (как закономерностей, так и случайностей). И всё же он мог (и должен был) выбрать другой путь. Путь созидательный, а не разрушительный; путь служения Добру, а не Злу.

Именно поэтому одна из важнейших задач этой книги состоит в том, чтобы найти на жизненном пути Рейнгарда Тристана Ойгена Гейдриха точку (или точки) «бифуркации» (пока их просматривается как минимум три), в которых его жизнь пошла бы по совершенно иному (добродетельному или, по крайней мере, не столь разрушительному) пути, если бы он принял другие решения. В том числе, и «последнюю точку», после которой дальнейшую его судьбу (с маленькой буквы) уже невозможно было изменить. Что нисколько не противоречит католической (и вообще христианской – еретик Кальвин не в счёт) доктрине о Свободе Воли.

Кроме Свободы Воли, есть ещё и сила воли. А также внутренняя энергетика («драйв») и другие составляющие способности человека сопротивляться воздействиям окружающей среды (пресловутому «течению»). Которое, как правило, несёт человека далеко не в оптимальном (а то и вовсе в нежелательном) направлении.

Любой человек изначально в силах сопротивляться любому течению (в этом и состоит практический смысл доктрины о Свободе Воли). Но лишь ограниченное время, в течение которого он должен принять правильные решения, которые и помогут ему преодолеть силу негативного течения и встать на добродетельный и созидательный путь.

Если же человек принимает ошибочные (неверные) решения, то в результате его «сила сопротивления» постепенно ослабевает и в конце концов (после исчерпания всех дозволенных ошибок) он уже становится неспособным сопротивляться этому течению. Которое вполне может закончиться Ниагарским водопадом. Что и произошло с Гейдрихом. А также с Гитлером, Гиммлером, Борманом, Геббельсом и другими нацистскими бонзами.

Рейнгард Гейдрих (на самом деле, конечно Райнхард Хайдрих, но я буду пользоваться общепринятой кириллической транслитерацией его имени) родился 7 марта 1904 года под зодиакальным знаком Рыб в саксонском городе Галле (точнее, Галле-на-Зале, ибо в Германии есть ещё один город Галле – в земле Северный Рейн-Вестфалия) в Восточной Германии. Город Галле славился (и продолжает славиться) своими богатыми музыкальными традициями – это родной город великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя (что любопытно, родившегося тоже поз знаком Рыб - 23 февраля 1685 года).

Родители Гейдриха принадлежали к музыкальной среде (более того – к музыкальной элите) города Галле (пожалуй, даже всей Саксонии). Его дед по матери Элизабет Кранц руководил (ни много ни мало) королевской консерваторией в Дрездене. Отец Гейдриха, Бруно Гейдрих, был оперным певцом и композитором. Причём весьма успешным - оперы Бруно Гейдриха ставились в театрах Кёльна и Лейпцига. В 1899 году он основал в Галле тоже весьма успешную музыкальную школу для детей из среднего класса. Поэтому наиболее естественным жизненным путём для юного Райни казалась именно музыкальная карьера.

Тем более, что музыкально юный Гейдрих был не просто одарён. Он был гениален. Настолько,  что весьма искушённые в музыке члены музыкальной элиты Галле, услышав игру мальчика на скрипке, с восхищением называли его «вторым Моцартом». По мне, так скорее «вторым Паганини», ибо мне лично не известно ни одно произведение Гейдриха-композитора. Но им, конечно, виднее.

Уже в зрелом возрасте, когда Гейдрих давал камерные концерты для самых близких людей (у себя или у своего «заклятого коллеги» адмирала Вильгельма Канариса), он намеренно выбирал для своего репертуара очень «лёгкие» произведения. И на то были основания – серьёзные произведения в исполнении скрипача Гейдриха буквально в мгновение ока вгоняли в слёзы (а то и в рыдания) даже самых стойких из его слушателей. Слушателей, более чем искушённых в музыке…

Иными словами, на скрипке Рейнгард Тристан Ойген Гейдрих играл божественно…

И стоять бы ему в одном ряду с Фрицем Крейслером, Давидом Ойстрахом, Иегуди Менухиным, Леонидом Коганом и прочими великими скрипачами ХХ века… если бы «скрипичный талант» был его единственной гениальностью.

Но Рейнгард Гейдрих был ещё и в высшей степени одарённым спортсменом. Термин «гениальный спортсмен» обычно как-то не используется, но если принять во внимание, что буквально в течение нескольких месяцев после того, как он занялся фехтованием в морской школе в Киле, Гейдрих превратился в фехтовальщика европейского уровня (он прекрасно владел как рапирой, так и саблей), а затем и вообще стал одним из лучших фехтовальщиков Европы… ничто другое как-то не приходит ни на ум, ни на язык. Ни на клавиатуру.

Особенно учитывая, что (в отличие от современных спортсменов) занятия фехтованием были далеко не главным делом для Гейдриха – он очень успешно осваивал премудрости морского офицера связи (в морской школе он был на очень хорошем счету). Кроме фехтования, занимался и другими видами спорта - верховой ездой (тоже весьма успешно), парусным спортом (более чем), пулевой стрельбой… Продолжая божественно играть на скрипке. Нередко – прямо на палубе боевого корабля. Однажды эту игру услышал тогда ещё корветтен-капитан (капитан третьего ранга) Вильгельм Канарис… Впрочем, об этом ниже.

И изучал иностранные языки. Судя по его личному делу, Гейдрих был ещё и весьма одарённым лингвистом. Он свободно владел французским, английским и русским (!) языками, причём последними двумя – на уровне переводчика…

Но и этим не исчерпывалась одарённость (точнее, гениальность) Рейнгарда Тристана Ойгена Гейдриха. Как позже выяснится (в 1931 году, если быть более точным), он был блестяще одарённым организатором и руководителем (это, вообще говоря, разные вещи). Ибо организатор создаёт организационную систему (структуру), а руководитель (менеджер) ей управляет. Гейдрих умел и то, и другое.

Причём феноменально эффективно (другое дело, что эффективность эта имела в прямом смысле слова убийственные последствия для миллионов ни в чём не повинных людей). Что ещё раз подтверждает ошибочность пушкинского тезиса о якобы несовместимости гениальности и злодейства. Совместимы, да ещё как совместимы. В том-то и трагедия, что очень даже совместимы. И Рейнгард Гейдрих – не единственный тому пример. Ленин, Сталин, Троцкий… тот же Гитлер. Если отойти подальше «в глубь времён», то Генрих VIII, Кальвин, великие конкистадоры – Кортес, Писарро… Да много кто, на самом деле. Вопрос скорее в том, совместимы ли гениальность и добродетель… впрочем, это тема для отдельной книги. Причём весьма немалой толщины.

К сожалению, «деятели» агитпропа (что советского, что российского, что западного) настолько категорически отказываются признать (вопреки многочисленным фактам) совместимость гениальности и злодейства (завидуют они нацистским бонзам, что ли – так вроде нечему особо завидовать), что сплошь и рядом опускаются в своих «творениях» (как художественных, так и «документальных») до откровенной, беспардонной и, надо прямо сказать, отвратительной лжи. Что, мягко говоря, не делает им чести. И не даёт возможность понять истинную суть нацистского Зла. Несомненного и неоспоримого Зла.

Примеров тому несть числа. Самый яркий – приснопамятные «17 мгновений весны». Настолько же гениальный по режиссуре, кастингу и игре актёров, настолько бредовый и насквозь лживый по сюжету. А закадровые бредни в исполнении покойного Ефима Копеляна… это вообще за гранью здравого смысла.

Ну зачем так беспардонно врать, что у Геббельса было только среднее образование? Хотя он доктор Геббельс? То есть, обладатель степени доктора философии (это нечто среднее между российским кандидатом и доктором наук). В области литературоведения, причём получил он её не где-нибудь, а в Гейдельбегском университете, старейшем и одном из наиболее престижных университет на территории Германии. И тогда, и сейчас.

Основан этот университет был в 1386 году (в каком году был основан первый российский университет?). И во времена студенчества Геббельса, и сейчас в области гуманитарных наук любому российскому/советскому университету до alma mater доктора Геббельса как до Луны пешком. Может, дело именно в этом? В банальной зависти (только уже на государственном уровне)?

Аналогичная история и с Гиммлером, и с Герингом. И тот, и другой имели высшее образование, а Геринг был ещё и выдающимся асом Первой мировой войны, кавалером ордена Pour le Merite («За воинскую доблесть»), до которого очень и очень многим обладателям даже Звезды Героя Совествого Союза (не говоря уже о Герое России)… правильно, как до Луны пешком.

Герман Геринг лично сбил 22 самолёта противника (при этом надо отметить, что даже просто боевой вылет – не говоря уже о воздушном бое – был смертельным риском, ибо парашютов тогда у лётчиков не было). Сколько было аналогичных асов в ВВС Российской империи?

Кстати, маленький штришок к психологическому портрету Германа Геринга (которые кое-что говорит о менталитете немецких офицеров). В июне 1917 года в ожесточённом воздушном бою лейтенант Геринг всё-таки сбил истребитель австралийского пилота Фрэнка Сли. После воздушного боя… Геринг приземлился рядом со сбитым противником и… собственноручно прикрепил к его кителю свой Железный крест (который, надо отметить, заслужить было не так-то просто). Как говорится, комментарии излишни…

Даже Мартин Борман, который, похоже, действительно не имел высшего образования, достаточно хорошо разбирался в финансах, чтобы построить, ни много, ни мало, всю систему управления финансами в СС и НСДАП. То есть, выполнял роль финансового консультанта (на что способны далеко не все выпускники даже весьма престижных современных программ МВА)…

Ещё на ум приходит «Вариант Омега». Тоже очень и очень талантливый фильм. Режиссура и игра актёров – вполне на уровне «17 мгновений» (я бы даже сказал, что Даль в роли Скорина/Кригера будет посильнее Тихонова в роли Исаева/Штирлица). А Игорь Васильев в роли майора абвера фон Шлоссера как минимум, не хуже Броневого-Мюллера. Да и сюжет более реалистичен - в отличие от «17 мгновений…», «Вариант…» основан на реальных событиях (т.н. «операции Викинг» совесткой разведки).

И всё же опять тот же агитпроп… Скотовод-Маггиль (это шеф таллиннского гестапо, если кто не смотрел фильм). В общем, создаётся иллюзия, что все офицеры гестапо в прошлом были «мелкими лавочниками». Со средним образованием, не иначе.

На самом же деле поразительно, сколь многие офицеры СС, СД и гестапо были блестяще образованными людьми. Многие (включая самых что ни на есть массовых убийц) обладали докторскими степенями престижнейших германских университетов. Поинтересуйтесь, сколько участников конференции в Ванзее имели докторские степени…

Доктор Гебхардт (о котором мы ещё поговорим ниже) был одним из крупнейших европейских (в те годы сиречь мировых) светил в области болезней опорно-двигательного аппарата. Что вовсе не мешало ему проводить изуверские эксперименты над военнопленными (за что его совершенно справедливо повесили 2 июня 1948 года в тюрьме Ландсберг).

Так что очень даже совместимы…

Рейнгард Гейдрих не знал о существовании иерархии (пирамиды) Маслоу. И не мог знать, ибо пирамида эта была впервые представлена великим (без преувеличения) американским психологом Абрахамом Гарольдом Маслоу в статье «Теория мотивации человека», опубликованной в 1943 году. Через год после гибели Гейдриха. На самом деле, это не обязательно пирамида… впрочем, это тоже тема для отдельной книги. И тоже немалой толщины.

И, тем не менее, Рейнгард Гейдрих строил свою жизнь в полном соответствии с «системой Маслоу» (это, пожалуй, более правильный термин). Только система эта для него (как, пожалуй, и для практически любого безумно одарённого человека), была… скорее перевёрнутой.

Иными словами, для него в его жизни самое большое значение имел высший уровень классической пирамиды Маслоу. Самореализация («самоактуализация» по Маслоу). Максимально полная реализация своих талантов (своей гениальности) в конкретных поступках, произведениях, результатах…

Иными словами, Гейдрих как минимум подсознательно (как я постараюсь показать ниже – почти исключительно подсознательно) понимал, что ему для полноценной (счастливой) жизни необходимо реализовать себя во всех своих ключевых направлениях. И как выдающегося музыканта, и как выдающегося спортсмена, и как великого организатора и руководителя. Причём именно что великого и выдающегося.

Именно это объективное стремление гения к самореализации вкупе с особенностями его окружающей среды (а вовсе никакое не «инфернальное Зло») и определило жизненный путь Рейнгарда Тристана Ойгена Гейдриха. Другое дело, что в процессе этой самой самореализации он встал на путь служения Злу. Сатане, если пользоваться христианско-богословской терминологией. Почему это произошло и могло ли этого не произойти, я постараюсь подробно объяснить в последующих главах книги.

Кстати, очень любопытный вопрос (которого, похоже, как огня боятся профессиональные историки, не говоря уже об агитпроповцах). Был ли Гейдрих счастлив? На пике своей карьеры, весной 1942 года, чувствовал ли он себя счастливым? Считал ли он, что его «жизнь удалась»? Очень интересный вопрос, на который я постараюсь ответить в конце данной книги.

Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Геринг, Борман… крайне маловероятно, чтобы в том же году кто-либо из них ощущал себя счастливым. А вот Гейдрих… с Гейдрихом несколько сложнее.

Разумеется, Гейдрих служил Злу бессознательно  - никаким оккультистом и тем более сатанистом Гейдрих никогда не был. Как, впрочем, и Гиммлер, и Гитлер, и все прочие нацистские бонзы. Вопреки, увы, широко распространившимся и укоренившимся заблуждениям. Более того, до самого конца своей очень короткой, но невероятно яркой жизни он был искренне убеждён в том, что поступает правильно и служит Добру. Как и большинство других нацистских бонз (включая и многих подсудимых на Нюрнбергском и прочих аналогичных процессах). Почему он так думал и какие у него были основания так думать – об этом я тоже подробно расскажу ниже.

Понятно, что нельзя объять необъятное. В сутках 24 часа; в неделе – семь дней… и так далее. Поэтому основным может быть только одно направление, одно занятие, одна профессия. Все остальные – хобби. Следовательно, Рейнгард Тристан Ойген Гейдрих мог стать только великим организатором и руководителем. И никем иным.

Карьера спортсмена слишком краткосрочна (а самореализация – это пожизненно), что же касается карьеры музыканта… вы где-нибудь видели, чтобы музыкант в качестве хобби «рулил» крупной организацией? И я тоже не видел. И никто не видел. Это просто принципиально невозможно. А вот руководитель огромной структуры, в свободное время играющий на скрипке для себя, своей семьи и своих ближайших друзей – это пожалуйста. Это нормально.

Но создавать и управлять можно самыми разными организациями. Вовсе не обязательно чудовищной машиной государственного террора и массового уничтожения (точнее, геноцида). Чтобы понять, почему Гейдрих создал и руководил (к сожалению, феноменально успешно), именно такой машиной, прежде всего необходимо заглянуть в его детство. Во внешне спокойное и безмятежное детство второго ребёнка (у него было ещё два брата) во внешне благополучной и обеспеченной (и очень музыкальной) семье в тихом, спокойном и очень музыкальном саксонском городе Галле-на-Зале…


Рецензии