Ein unbekannter deutscher regisseur

(ОТРЫВОК ИЗ БУДУЩЕЙ ПОВЕСТИ)

_____Вот, если бы я ещё "панимал как следоват панимецки"!.. Был у меня однажды такой случай, в один из далёких девяностых годов!.. Работал я тогда в Нижегородском Театре Комедии... и была у меня целая куча должностей и соответственно обязанностей! В радиоцехе я уже не работал... а о том, как я там работал, мы прочитаем с вами гораздо позднее, если конечно доберёмся до того славного времени... А это так!.. («так, это как?»), лирическое отступление и забегание далеко вперёд, но в тему!..

_____Время, сами понимаете какое было, всё рушилось, приходилось крутиться, искать, где хоть как-то!.. Стало быть, я уже был не творческим работником, а... вахтёром, дворником, уборщицей с несколькими участками и, наконец!.. бухгалтером-кассиром! В основном, кассиром, но не тем, который сидит в кассе и торгует билетами, а кассиром в бухгалтерии. И вот, однажды, когда я мыл кассовый зал (где касса, в которой билеты), то к запертому главному входу подошёл какой-то молодой человек в круглых очках аля-Леннон, постучался и что-то спросил!.. Я почему-то сразу определил, – немец! Я не слишком различаю европейские национальные типы, да и выглядеть так мог любой, даже самый наш наирусский, и похожи все, и одеваются... но!.. тут что-то сработало! Я показал ему знаками (через стекло плохо слышно!..), чтобы он шёл к служебному входу, а сам продолжил свои увлекательные дела... Как то: мытьё бетонного пола, отжимание грязной тряпки, вытирание вековой пыли с подоконников, ну и т. д. и т. п.

_____Потом я выяснил, да!.. таки приехал гражданин дойчландии с целью постановки в нашем театре какого-то (уже не помню) спектакля по договору! Периодически мы с этим германцем встречались в коридорах, кажется, я даже видел репетицию, кажется даже с переводчиком... Однажды наблюдал, как он сидел с одним актёром на бетонном парапете, и они разговаривали... по-немецки! Как я позавидовал этому актёру!.. Валера, оказывается, знал немецкий! Я тоже... но!..

_____Когда закончилась вся эта эпопея со спектаклем, “der Regisseur” пришёл к нам в бухгалтерию за «гонораром»... Причиталась ему смешная по тем временам сумма – двадцать тысяч рублей!.. деревянных, конечно! (“Zwanzig Tausende”!..) Я не знаю, может быть, ему доплачивали где-нибудь, в Москве, в Германии, в Союзе Театральных Деятелей... может, это была с его стороны акция доброй воли и чистой воды благотворительность, всё очень даже может быть! И вот он пришёл в бухгалтерию...

_____Он пришёл в бухгалтерию (в “Buchhaltungzimmer”),  и ему дали подписать расходный ордер... ну, у нас в стране так положено! Для отчёта!.. А он-то не понял, и говорит что-то типа: «Да ладно, не надо!»... А мы говорим: «Да нет же, как раз надо!»... Он своё: «Да ладно!..»... Очень педантично и чисто по-немецки!.. Мы: «Надо, Фридрих, надо!»... Короче, еле уломали!.. он черкнул там что-то своё русско-немецкое, получил, что причиталось, и удалился восвояси... должно быть, к себе на родину, рассказывать про этих странных русских!.. и про их странные порядки! А я упустил!..

_____Я упустил возможность проявить своё, пусть слабое!.. знание иностранного, который я учил же целых восемь-то лет! Мне надо было бы на его: «Да ладно, не надо!»... Ответить: «Nein, nein!.. das ist unmoglich! Entschuldigen Sie bitte, aber das ist russisch Burokratismus! Schreiben Sie bitte diese ziffern und Ihre Name hier!..»... Глядишь, он бы обрадовался и сразу бы написал, что надо! «Danke sehr, aufwiedersehen!»... «Sei gesund!..»... Aber верно говорят: «Хорошая мысля всегда приходит опосля!..»... Не подумайте, все эти умные немецкие фразы я вспомнил и записал сам, безо всяких там ПРОМТов!.. Ну, кое-где подсмотрел правописание, признаюсь!

_____И вот этого не произошло в реале, всё это состоялось только в моём воображении, в моём сочинении, в моём собственном и единственном параллельном мире, в уме, в «дыму мечтаний»!

Вот так!.. учите языки!..


Рецензии