соль Земли русской

                Соль Земли русской
 Часто звучат понятия: Цвет нации, Соль Земли русской. На мой взгляд,  это одно и то же, может с некоторыми добавлениями и толкованиями, но одно и то же.
 Может  быть, такое бывает у всех, может и нет, но жизнь сводит меня с разными людьми, всех рангов и взглядов. Это похоже на иллюстрации к моим размышлениям. Пытаюсь не судить людей, только это не так просто. Как специально, ситуации закручиваются до такой степени, что нет возможности пропустить мимо разума и не делать выводы.
 Есть у меня несколько знакомых офицеров-отставников, по разным причинам они ушли на гражданку. В разговорах с ними уже давно избегаю тему Армии. Амбициозность, похвальба своими подвигами. Получается, мы на гражданке ничего не знаем, не умеем. Такой расклад меня мало радует и частенько пробовал втолковать, мы не лаптем щи хлебаем и что-то умеем.
 В одном из таких разговоров, доказывая нам своё превосходство это «чудо» выпалило: «Считаю Офицерство Цветом Нации!»               
  Позднее, два, упитых до синевы, человека непослушными языками орали: «Офицеры пьют стоя!» При этом ругались матом при женщинах и умудрялись храпеть за столом.
Ещё в мою срочную службу, был интересный случай:
Комсорг взвода что-то спросил у меня, сам вопрос не помню, но мой ответ показался ему странным, это была фраза из анекдота про попа, с оканьем и на религиозную тему…
Через несколько минут он был уже в кабинете замполита и рассказывал о наличии верующего в его взводе. Замполит, не долго думая, велел меня перевоспитывать и не дать испортить лицо роты.
Что было…Приличным языком не описать, почти весь взвод обращался ко мне с помощью матов и попыток унизить. Не на того нарвались. Мой дед в детстве и юности был карточным шулером и весьма вольным человеком, подобный лексикон был мне не в новинку, я знал даже больше чем они. Постепенно это воспитание перестало меня беспокоить, а им стало не интересно.
Всю историю с доносом мне рассказал позже комсорг роты, мы служили с ним в одном полку после учебки, вот я смеялся, больше всего смешило решение замполита, отдать на съедение взводу солдата, ну умница и всё!
Следующий «смешной» случай был уже во время моей чернобыльской эпопеи.
Наш « Рембат» занимался ремонтом и резкой техники. Ремонтировали действующую и резали на металлолом, зараженную, которую позже закапывали в землю. Любили наши командиры дисциплину и речи перед строем. Одна из таких речей запомнилась, такие перлы надо заносить в летописи...
«Мужики!!! Наша задача – пропустить вас через Зону и отправить домой!!!»
Что думал этот человек, уже не узнать, да и что изменится, если узнаем? Тридцатикилометровая зона поглощала всех, кого туда везли, выдавая в полной мере рентгены, как награду.
                ……………….
 Есть на Ставрополье дорога, соединяющая  Пятигорск и Черкесск. Хорошая, по российским меркам, проходит по долине между небольшими хребтами. Ветер дует только в двух направлениях в Черкесск или обратно. Но если дует, то серьёзно, порывы могут остановить машину или гнать её как парусник.
 В такую погоду мне и довелось увидеть эту самую Соль земли Русской. Весна и самое начало полевых работ, ветер сдувал с пашни мелкую землю и гнал её как пыль. Задувало во все щели в машине, раскачивало её как лодку на волнах. Даже груз не придавал ей устойчивости.
  Метрах в ста от дороги стоял трактор с плугом, сам тракторист, замотанный платком по самые глаза, жестами просил курева у проезжающих. У меня не было с собой ничего, я не курю, машины впереди тоже не останавливались, мужик продолжал показывать жестами свою просьбу.
 Времена были не лёгкие, начало  девяностых годов. Наверняка у них не платили зарплату, а если и были деньги, купить было негде. Понять иностранцы нас так и не смогли, мы сами удивляемся, как смогли выжить.
 Вот интересно, какая сила заставляла его пахать, сеять в такую погоду?  Ещё не известно было, что будет с урожаем, будет ли ему что по итогам года. Вспомнил слова про «Цвет Нации», так кто больше подходит под это определение? Вот и попробуй не судить, не выходит.
                ………………
 В Рязанской области, в самые разрушенные времена наблюдал интересную картину. Издали, возле автобусной остановки, виднелась надпись на большом листе фанеры: «Вирнисаж», Да-да через букву «И». Свистящий осенний ветер с сырым туманом и полная остановка картин, пейзажи, натюрморты, портреты.… Не старый человечек старательно показывал проезжающим своё творчество. В машине работало отопление, одет я был серьёзно, но стало холодно от увиденного. Останавливаться я не стал, мне не нужна была картина, впереди не малый путь ещё, не до живописи. Вот интересно, продал ли он что в это день, не сытая жизнь выгнала его на пустынную дорогу. «Удачи тебе» всё, чем я мог ему помочь.
  Уже проживая на Севере, узнал много интересного, как по тундре ходят санные поезда, развозя товары по дальним посёлкам. Проваливаются под лёд, на морозе с ветром вытаскивают тросами застрявших и при этом считают это обычной работой. Мне рассказывали про один маршрут, в течение двадцати двух дней не глушат двигатели тракторов, сон урвыками и рассказывали без хвастовства и амбиций. Обычная работа
               
Посвящается врачам, погибшим в Моздоке.

Стаканы налиты, и хлеб посыпан солью,
За горло взял предательский комок.
Поднимем тост,  товарищ подполковник,
За наш четвёртый госпитальный блок.
За красный крест на беленьких халатах,
За кровь, за слёзы благодарных матерей.
За письма тёплые спасённого солдата,
За плечи крепкие друзей!


 Это стихотворение посвящено врачам отделения нейрохирургии московского госпиталя, погибшим во время подрыва машины смертника на территории  Моздокского госпиталя.
  Каждый год в годовщину взрыва, оставшиеся в живых, собираются, вспоминая погибших.
  Не хочется огульно обвинять одних и расхваливать других, сколько людей, столько и характеров.

Вот и судите кто «Цвет Нации» и «Соль Земли Русской»?


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий! Какие искренние рассказы у Вас! Доставили удовольствие, спасибо!
Здоровья Вам и благополучия. С уважением!

Анжела Конн   22.09.2013 13:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.