3. 4. Мечта

Что такое мечта? Скорее всего, желание обладать чем-то  несуществующим, недоступным в данный момент времени. Разумеется, у каждого она своя. Сколько людей – столько и потаенных или явных желаний.

У папы моего мечта была скромная, но растянутая на годы в ее исполнении – создание семейной библиотеки. И он сумел ее реализовать. Никогда не забуду его сияющее лицо, когда купил он свой первый в жизни книжный шкаф. До этого папа просто собирал книги, делая заказы в магазине подписных изданий. Появились у нас семь томов Д.Лондона и двенадцать Ж.Верна,  восемь У.Шекспира и шесть книг М.Рида. Из отечественных писателей – по двенадцать томов И.С.Тургенева и А.П.Чехова. Затем приобрел он Малую Советскую и Детскую Энциклопедии. Все они и по сей день составляют основу уже нашей с мужем библиотеки.

Вернусь в своих воспоминаниях в конец 50-х годов, поскольку все же точной даты появления шкафа я не помню. Был он массивный, трехстворчатый. Средняя часть оказалась неподвижной, а две крайние створки открывались. Дверцы были украшены вытянутыми в виде овала стеклами. Из какого дерева был он сделан, не могу сказать, но пах необыкновенно «вкусно». Три полки располагались за стеклами и три внизу закрытой части. Оказались они очень глубокими – книги, в зависимости от размера  можно было ставить в два и даже три ряда.

Папа сам бережно расставлял книги, уделяя каждому писателю свое место. И рассказывал, рассказывал… Заданный мной вопрос – неужели он все их прочитал? - несказанно удивил его. Оказалось, что в его семье тоже была хорошая библиотека. Бережно храню доставшиеся по наследству от деда, которого я никогда не видела две книги. Это второй том сочинений Лукиана, выпуска 1935 года и  трактат «О человеке, его умственных способностях и воспитании» К.Л. Гельвеция, изданный в 1938 году. Не дает мне покоя мысль – книги какого содержания преобладали в дедушкиной библиотеке? Спросить уже не у кого. Выделялись они немного потертыми переплетами на фоне блестящих новых книг.

Может быть, никогда и не вспомнила я об этой покупке, если бы не один случай. Однажды поздним вечером проснулась я от голоса папы. Вышла из спальни и увидела, что стоит он перед шкафом и ведет с ним беседу. Это мне так показалось в первое мгновение. На мой немой вопрос папа ответил, что читает отрывок из Вишневого сада Антона Павловича Чехова. А мама, тихо сидевшая на диване, улыбаясь, добавила, что сбылась, наконец,  папина мечта - купил он книжный шкаф. Много позднее, уже в школе поняла я, что произносил он слова Гаева, обращенные к книжному шкафу – «… предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак, книжный шкаф. Да… Это вещь… Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывал в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Уверена теперь, что своей страстью к книгам и чтению обязана я папе. Он же оную получил в наследство от папы своего. И если бы только это увлечение. Увидев ягоды созревшей рябины, сразу вспоминается мне М.И.Цветаева и строчки из ее стихотворения – «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я  родилась». Во многих явлениях природы нахожу я ассоциации со стихами, изредка – прозой. Продолжает свою работу генетический код


Рецензии
Что задумать, мечтать это нужно и полезно. У моего папы тоже была большая домашняя библиотека, мне нравилось читать книги из серии "Жизнь замечательных людей". Сейчас я часто открываю для себя нового писателя. Удивительно, откуда черпает свои фантазии Олег Рой и кто на него работает. Физически невозможно выпускать столько книг. Мне хочется предложить Вамhttp://proza.ru/2018/03/11/620 "Чашечка мечты". С теплом.

Наталья Скорнякова   16.03.2019 09:39     Заявить о нарушении
Наталья, все равно с возрастом мечты покрываются патиной. Понимаешь, что многое из задуманного осуществить уже нельзя. Но мечтать нужно обязательно...

Галина Магницкая   16.03.2019 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.