Марта и Мари

Я — Марта. Летом по выходным и на рождество я торгую на датских блошиных рынках разным товаром: посудой, картинами, украшениями, различными мелочами из серебра, дерева, стекла и бог знает из чего еще — всего и не перечислишь.
Торговать люблю, не люблю торговаться. Товар свой люблю, но расстаюсь с ним легко. Люблю небольшие города, люблю возвращаться в знакомые места. Люблю солнце на открытых площадях.
Сегодня я в Роскилле. Он — один из самых крупных пригородов Копенгагена. Я часто здесь торгую, летом по два раза в месяц. Уже знаю всех остальных торговцев на площади. С некоторыми из них — общаюсь и вижусь часто на других рынках, с некоторыми — даже и не здороваюсь. У меня здесь отличное место — в начале площади, за спиной — старый замок. Туристы, идущие от замка, проходят сначала мимо моих столиков и ящиков — самых наполненных на площади. У меня вы найдете все: желтоватые стеклянные графины, английскую посуду с паутиной трещин по эмали: молочники, тарелки, чайные блюдца, расписные глиняные горшки и плетеные корзины под орехи и ягоды. Товары помельче я расположила на отдельном столе в деревянных ящиках: ножницы и оцарапанные столовые ножи, вилки с массивными ручками и маленькие десертные ложки, почерневшие серебряные браслеты и простые металлические цепочки, китайские ручные часы, наперстки и чайные ситечки. В большом блюде — бусы из янтаря, сердолика, лунного камня и разноцветной пластмассы, крупные перстни  и тоненькие мельхиоровые колечки, подвески, броши, медальоны, заколки и обычные шпильки. У моих ног в большой картонной коробке — немецкие настенные часы, картины, книги и старые постеры.
Мне удобно торговать в Роскилле. Дочь живет недалеко, в фермерской деревне рядом    с Роскиллем. После работы всегда заезжаю к ней, выпить чаю, узнать как дела у ее семьи, повидаться с внучкой — маленькой Мари.
Это воскресенье тянется бесконечно долго. Продала мало — картину, ножницы,                несколько украшений. Украшения всегда расходятся лучше всего. Вот и сейчас две пожилые тетки примеряют на свои морщинистые пальцы перстни с полудрагоценными камнями. Сегодня очень мешает ветер — поднимает с площади песок и сыпет его на столы, треплет края скатертей. У соседки краем скатерти смахнуло со стола бокалы.  У другого соседа на ветру целый день шелестят страницы книг. Под этот шелест обдумываю — какой же подарок привезти Мари: набор маленьких фарфоровых чашек для чаепитий, которые она устраивает своим куклам, или шелковые ленты ей в прическу, или тоненький серебряный браслетик. Мари 7 лет. Уже настоящая барышня. Подарки нужно выбирать очень обдуманно. Если подарок не понравится, надует губки и даже подходить не будет весь вечер. Дочь ругаю каждый раз за то, что избаловала. И ругаю, и понимаю — как не баловать? Мари — наша радость, наше ожидание. Дочь же — моя сила, мое продолжение, и мое удивление ее бесконечному терпению меня с моей тревожностью за нее и моим любопытством к ее жизни.
В четыре часа я откладываю в сторону набор чашек для Мари, собираю и упаковываю вещи, перекладываю бумагой посуду и стекло, стряхиваю песок со скатертей, складываю столики, палатку, которую раскрывала для защиты от солнца, считаю выручку — триста пятнадцать евро. Совсем немного. Записываю в тетрадь. Салфеткой вытираю лицо и шею от пыли, очищаю щеткой легкую летнюю куртку. Прошу соседа присмотреть за моими вещами, пока я отношу коробки в машину. Он не скрывает своей радости — до закрытия рынка еще два часа и уже одним конкурентом меньше.

Мне пятьдесят три года. В таком возрасте как мой, молодость кажется то близкой, то далекой. Больших ожиданий уже нет. Их нет с тех самых пор, когда я поняла, что если меня просто однажды не станет, это ничего не изменит. Ни в чьей жизни. Человек в общем ничтожен для этой земли. Может быть одна из причин почему люди заводят детей и животных — хотят быть значимыми хоть для кого-либо, значимыми в своем присутствии или отсутствии. Сейчас я значима для дочери, и внучки. Это радует, конечно.
Мужа у меня никогда не было. Иногда я вижу в этом больше плюсов, чем минусов. Иногда наоборот. Сейчас уже не важно — хорошо это или плохо. Я привыкла жить одна.


Останавливаю машину у ворот дома дочери. Вижу как в комнате шевельнулась занавеска — значит дочь увидела меня и выйдет навстречу. Так и есть. Пока я выхожу из машины и достаю пакеты для Мари, закрываю машину, Инесса подходит, легко целует в щеку.
- Привет, мам, - говорит она.
Я оглядываю ее с головы до ног. Одета как всегда очень просто: джинсы, светлая водолазка и синий шарфик. Русые волосы собраны в густой хвост и выглядят чудесно - чистые здоровые волосы молодой девушки.
- Здравствуй, дочь. Ох, ну и ветер! Где же Мари?
- Мари! - кричит Инесса. - Иди же, поздоровайся с бабушкой!
Вижу наконец худенькую фигурку в длинном лиловом платье и свитере. Мари — светло-русая и серьезная, стоит, прислонившись к двери. Я подхожу к ней сама, протягиваю руку.
- Здравствуй, Мари!
Мари также протягивает руку и мне в ладонь высыпается горстка песка.

Когда мы втроем сидим за круглым столом на кухне, руки у нас уже чистые, чай заварен, чашки расставлены, и Мари, очень важная в своей миссии, разрезает бисквитный рулет.
- Ина, ну как ты поживаешь? Как дела в школе?
Инесса покачивает головой.
- Неплохо, мама. Но к сожалению нет идеальной системы образования. И у нас ее нет. Стараемся как-то приспособить ее к детям. Кое-что пишу для школы.
- А как Йозеф?
Йозеф — муж Инессы и отец Мари. Он работает водителем грузовика, а по выходным дням играет на гитаре в местном клубе. В свободное время играет на компьютере. Это в сорок-то лет! Инесса с Йозефом часто ссорятся из-за того, что он почти не уделяет времени Мари.
- Все так же, мама. Иногда кажется, что у него нет дочери. Говорю ему: «Ты теряешь дочь, Йози». Он не верит. Вот вчера спросил ее: «Мари, как у тебя дела?». Она стояла рядом, напуганная, и ничего не могла ему ответить. Так отвыкла от его вопросов.
- Ты говоришь это при Мари, это нехорошо, - тихо отвечаю я. - Это никогда не поможет ему найти дорогу к ней, а ей отозваться.
Инесса молчит и поджав губы, перемешивает ложечкой чай, пахнущий мятой и имбирем.
- Сегодня он играет в клубе. Мы к нему, пожалуй, сходим, - задумчиво произносит дочь.
- Сходите. Вы были чудесная пара. Сейчас вас трое, но это два и он один. Включи в его жизнь Мари, Ина, так, чтобы вас было хотя бы два раза по полтора.
Мы некоторое время молчим. Ина хмурится.
- Кроме того, ты же понимаешь сама, что мужчине всегда сложно с дочерью. У мамы и дочки всегда больше тем для общения.
- Мама, мама, - умоляюще произносит дочь, - давай не будем больше об этом сегодня... Ты о себе почти не рассказываешь. Как твое здоровье?
- Все хорошо. Но доктор говорит, что мне надо больше двигаться. Вот я заехала к вам и рассчитываю взять вас с собой на прогулку. Ты пойдешь с нами гулять, Мари?

Мы неспеша проходим мимо домов фермерской деревни. Хорошее место для жизни выбрала дочь. Спокойно здесь, тихо. И город рядом, и столица недалеко.
Ветер все еще не успокоился, его порывы нападают на нас с любой стороны. Он проверяет на цепкость шарфик Ины, а меня на терпение — мои волосы совсем спутаны. А вот Мари все нипочем. Она что-то тихонько поет и кружится вокруг нас.
- Понравился ли тебе мой подарок, Мари?
- Посу-у-уда? - тянет Мари. Потом смотрит на Ину. И отвечает, что понравился.
- Откуда ты берешь все это, бабушка?
- Что это, Мари?
- То, что продаешь или привозишь мне.
- Иногда приносят утром сами горожане, Мари, или отдают бесплатно, или я у них покупаю за маленькие деньги вещь, если она мне кажется интересной. Иногда я сама хожу по рынкам в Копенгагене, покупаю товар, узнаю цены. Только покупать нужно ближе к закрытию рынка, тогда дешевле. Но дешевле всего покупать на открытых рынках в дождь. Торговцы отдают мелочи почти задаром... Охо-хо, вот ветер! Поеду-ка я домой, Ина. Устала я сегодня, да и завтра на работу.
Мы направляемся обратно, к дому дочери и моей машине.
- Когда ты к нам заглянешь в следующий раз? Может быть в воскресенье? И Йози будет дома.
- Ну что же, заеду. А наша принцесса будет рада меня снова видеть?
Мари поднимает голову и очень по-взрослому смотрит мне прямо в глаза.
- Бабушка, - очень сдержанно произносит Мари. - Только ты в следующий раз привези мне что-нибудь ...новое.


Рецензии