В круге времени часть 41

Жизнь у Виталия в целом складывалась удачно. Из множества вариантов, ведущих к прозябанию где-то на задворках общества, в его судьбе не состоялся ни один. Лихие годы со стрельбой и дележкой собственности промчались для него за окнами аудиторий технического института, где он получал образование и готовился им воспользоваться в будущей жизни.
Увы, образование практически не пригодилось. Вернее, пока не пригодилось. Виталий занимался бизнесом, если так можно называть специфические юридические услуги, потребность в которых была вызвана полным отсутствием неписаных правил в коммерческой деятельности граждан и организаций. И иногда связывался с производством. И каждый раз сильно об этом жалел.
Трудовые производственные коллективы, как он считал на основании жизненного опыта, всегда состояли подавляющей частью из воров и дураков. И неизвестно, от кого нужно было ждать большего вреда: от умного воришки, или глупого, но добросовестного и энергичного исполнителя. А некоторые работники умудрялись сочетать в себе оба этих опасных качества. Поэтому работа с людьми, не то чтобы у Виталия не шла, иначе бы он давно разорился. Правильнее сказать – он поддерживал трудовые коллективы в конкурентоспособном состоянии через силу, не получая при этом никакого удовольствия от результата.
Результат был, но для его достижения приходилось заниматься несвойственными и нелюбимыми делами. И лишь только мысль об организации очередного производства вновь посещала его, сразу вспоминалась и пара-тройка характерных примеров из трудовой жизни, которые постоянно вертелись в голове. Иногда примеры бывали забавными, иногда – трагичными, но все – отрицательными…
…Обед в заводской столовой начинался в одиннадцать часов. В это же время начинались и первые тревожные звоночки. Утренняя смена одного из цехов второй день в полном составе приходила в столовую пьяной, сильно подрывая тем самым авторитет руководства. Выгонять всех не оказалось возможности - толковых работников со стажем на рынке не было, а высокую зарплату не позволяла держать низкая рентабельность производства. Но и оставлять ситуацию без последствий было нельзя ни в коем случае. Сначала попробовали убрать наиболее одиозных личностей. Однако, оказалось, что даже в нетрезвом виде выработка у старого мастера в два раза выше, чем у сразу двух его молодых и непьющих сменщиков. Старого мастера вернули, сделав выговор. Но пить в рабочее время он не прекратил. Служба охраны все это время валилась с ног, обыскивая и проверяя на алкоголь работников на проходной в начале смены. Все как один были трезвыми и с пустыми руками. В голову начинали приходить самые невероятные мысли вплоть до того, не организовал ли кто-то подпольный цех прямо на территории завода. Но все оказалось намного проще.
Спустя примерно неделю после начала загадочных событий, случайного человека на территории предприятия чуть не убил прилетевший с неба предмет. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что источник его происхождения носил явно земной характер. А сам объект представлял собой полутаролитровую пластиковую бутылку с мутной жидкостью внутри. Жидкость хорошо горела, обладала характерным запахом, и являлась самогоном. Таким образом, пытливый человеческий ум специалиста-производственника разработал почти идеальную схему удовлетворения околонасущных потребностей в рабочее время. Работникам оставалось лишь вовремя подобрать подарок в условленном месте, и не забыть расплатиться с метателем после рабочего дня. И серьезно к случившемуся относиться было невозможно. Тогда пришлось бы искренне и долго плакать.
Схему эту вовремя пресекли, но что за удовольствие от работы с таким контингентом человеку, обремененному интеллектом?! И это еще был характерный случай с благополучным концом.
К счастью, совсем уж безрадостные воспоминания отсутствовали. Но они вполне могли быть, сложись ситуация чуть-чуть по-другому.
Как-то в недавно организованный цех привезли новую дорогую машину для тонкой обработки нешироких плоских деталей. Установка и наладка проходили без происшествий, что и притупило несколько бдительность Виталия. Стоило ему поверить, что процесс в надежных руках, и отвлечься на другие текущие задачи, как сразу раздался телефонный звонок. Из сбивчивых «руку оторвало, кровь, скорую» он понял главное – отвлекаться, равно, как и переоценивать способности сотрудников не следовало.
Появившись в цеху, он обнаружил в крови того, кого меньше всего рассчитывал в таком состоянии увидеть, а именно, начальника цеха. Молодая неглупая женщина с высшим образованием напрочь забыла все нормы предосторожности, и надумала проверить что-то на неработающей машине при помощи самого неподходящего способа познания мира, конкретно – осязания. Конечно, при этом и никто из окружающих не был предупрежден.
И когда находящийся неподалеку наладчик, выполняя свою прямую работу, запустил двигатель, цех наполнил дикий крик. Режущие валики начали снимать верхний слой с обрабатываемой поверхности, которой в данном случае оказалась рука руководителя производства.
К счастью, самого худшего не произошло, то есть всю руку в аппарат не затянуло, а наладчик быстро сориентировался, и выдернул рубильник. Но и того, что случилось, было вполне достаточно. С искалеченной конечностью женщину доставили в госпиталь, а Виталий оказался под угрозой уголовного преследования.
Впрочем, разрешилось все счастливо – врач излишними добродетелями себя не обременял, а материальные потребности испытывал, и поэтому зафиксировал «легкий вред» здоровью. А рука незадачливой начальницы, в конце концов, спустя месяцы  восстановилась, так что вред действительно оказался легким.
И таких случаев было множество. И это были случаи только про дураков.
Про воров истории даже вспоминать не хотелось, поскольку таким однажды оказался его друг детства и близкий партнер по бизнесу. С того времени вера в людей окончательно Виталия покинула.
И когда появилась возможность заниматься частной практикой, а вернее, когда он заработал в этой сфере авторитет и доверие партнеров, Виталий не задумывался два раза, и прекратил все проекты, связанные с привлечением большого количества людей. А при определении понятия большой, он жестко руководствовался лаконичной системой счета тихоокеанских дикарей, где имелись лишь числа один, два и много.
И не прогадал, поскольку доходы уменьшились незначительно, зато количество высвободившегося времени покрывало их с лихвой, и позволяло заниматься изначально свойственной человеку умственной и творческой деятельностью.
И, как оказалось, очень вовремя поменял свою жизнь…


Рецензии