Уроки истории

                Уроки истории

                Давно, друзья весёлые,
                Простились мы со школою…

Да, давненько всё было, многое стёрлось из памяти. Помню имя первой учительницы, её звали Людмила Ивановна, помню, она немного прихрамывала на одну ногу. Помню, как мне вместо карандаша, мне разрешили приносить ручку и чернила, мы их потом пили и как доставалось за фиолетовый язык. Школа казалась огромной и светлой.
 Второй класс уже была другая школа и тут же третья, нас переводили по разумению ГОРОНО, им было виднее. Третий класс ещё одна школа, в ней же и четвёртый. Менялись учителя, но состав класса менялся мало, мы были знакомы с первого класса и довольно дружны.
  Пятый класс мы начинали в школе, где стали первоклашками и почти в том же составе. Эта чехарда даже забавляла нас и не мешала жить детскими радостями. Мы носили в карманах гайки, болты, шестерёнки. Высший класс было найти спидометр от автомобиля, мы старались накрутить больше километров за урок и хвалились на перемене. Дома строили модели кораблей, самолётов и бредили космосом. Знали по именам мальчишек-героев войны, зачитывались  книгами о Никите Карацупе.
  В те времена все школы собирали металлолом, во дворах лежали кучи железа, механизмы, рельсы, трубы. Родители помогали, как могли, договаривались в организациях и мы как муравьи тащили всякий хлам под смешки взрослых, но был азарт - собрать больше всех, заработать похвалу или грамоту, было интересно.
 Помнится, наш класс собрал одиннадцать тонн металла, перед всей школой нас хвалили, как было приятно, гордость переполняла
наши сердца. Директор держал речь и торжественно заявил,
Если соберём ещё девять тонн, будет двадцать и весь класс поедет в» Артек», мечту всех пионеров. Мне кажется, директор не понимал, какими усилиями достигли мы этот рубеж, а собрать надо было почти столько же, это был удар, мы поняли, плакал наш «Артек». Многие родители успокаивали нас, так оборвать детскую радость. Возможно, это был один из уроков - Не высовывайтесь, все должны быть равны…
 Шестой класс я учился уже в другом городе, в другом конце страны. Тут я был чужим по всем статьям. Звук «Г» здесь произносили как «ГЭ» и меня кололи моим чистым выговором. Не прощали хорошую память, ведь прочитав Историю, Географию, Зоологию летом, я помнил их и отвечал, не подглядывая в учебник. Оказывается, в этой школе разрешали отвечать, держа открытым учебник.
  Седьмой класс, снова другой город и понятное дело, новые одноклассники. Новые привычки, тут в моде был спорт. Не будучи спортивным, я, конечно, не вписывался в общую картину. И почему-то не нравился Классной Даме. Не спасали даже хорошие ответы по её предмету. Она всегда находила повод выставить меня на смех.
  Говорят: Спасибо тем, кто делал мне плохо, они научили меня быть сильным. Может это истина, может быть.
  Восьмой класс, новая школа и новый город, но класс уже отнёсся ко мне нормально, Классный руководитель- Тамара Алексеевна, часто приходила на мою, последнюю парту и проверяла тетради. Пришло время вступать в комсомол.… Это была зубрёжка Устава ВЛКСМ, лекции на тему морального облика её членов, муторно и не интересно. Дома были моторы, дедов инструмент, И мы ещё строили дом, был не детский труд.… Но успевал я по всем предметам, нареканий не было, кроме ношения пионерского галстука. Старшие мальчишки поддразнивали, да и хулиганить проще без галстука. В день похода в Горком Комсомола, я явился без галстука, Меня не взяли на приём и я не стал комсомольцем.
 Это не особенно порицалось, решено было принять меня позже.
  Всё началось уже в девятом классе, в новой школе. Класс оказался спортивным, сплошь комсомольцы, и к тому же большая часть учеников - дети влиятельных родителей. Мои средние и ниже спортивные результаты, не состояние в комсомоле сильно отразилось на мне. С чьей-то лёгкой руки, меня иногда называли «Отсталым». Я мог возразить только дерзостью и хулиганством. Большая часть неудовлетворительных оценок была не за знание предметов, было не очень приятно видеть заискивание некоторых учителей перед детьми начальников, Я мог вывернуться на изнанку, выдать материал без запинки и получить тройку, мне указывали  моё место, было смешно и противно.
 Бунтом было дерзкое хулиганство и конечно двойка. Однажды я услышал невероятное. Классный руководитель, разговаривая с зашедшей учительницей, сказала: »Здесь половина класса - ученики, остальное балласт». Это было сказано довольно громко, без стеснения.
  Меня злили бесконечные повторения пройденного, что можно повторять, всё настолько просто. Получение чугуна в доменной печи, всего-то около двадцати уравнений реакций. Зачем нести на стереометрию пластилин и спицы для построения пирамид и сечений, я мог от руки нарисовать сечение любой фигуры, плоскостью. Не принёс - получи два.  Самое противное было, доказывать теоремы, применить формулы и правильно, это сколько угодно. Зубрить доказательства - увольте и снова два.… В общем «Отсталый» и на много. Теперь я уже не был достойным комсомола.
  Выпускные экзамены завершили чашу удовольствия от Школьных лет. В  Аттестате стоит: Поведение «не примерное» и в имени ошибка. Но я свободен, не надо с вожделением ждать воскресенье и каникулы.
  Совсем недвно, на сайте «Одноклассники»   Одна дама, моего возраста, взахлёб рассказывала, ах какие были времена, как всё было чудесно… Я не помню её по школе, и на мои попытки вставить слово, она вновь сыпала восторги. Я её просто заблокировал, ей бы кусочек моих «восторгов». А может просто глупая была и не видела всей грязи жизни, это бывает.
  Хорошо только одно, школа научила выживать в сложных ситуациях, научила применять знания. Одно вызубрить формулы, другое уметь их применить. Хорошая проверка была в девяностые годы, и силу характера и знания проверила сама жизнь. Сколько их, отличников, не стало за это десятилетие. Жаль их, их просто лишили живучести бесчисленными похвалами. Обиды на школу нет никакой, спасибо всем, кто делал из моей жизни маленький ад, доказывал мне несостоятельность и слабость. Титан из меня, конечно, не вышел, но я выжил благодаря их науке.               


Рецензии
Гена, не согласна. Я,как всегда, спорю. Было не только плохое, было и хорошее, много хорошего. Это мы сейчас с высоты своего возраста начинаем анализировать и просматривать, а тогда все было четко - это хорошо, это плохо. Я тоже поменяла три школы и шесть классов. Не во всех принимали сразу, были разные ситуации, но они всегда были разрешимы. И учителя тоже были разные. Я до сих пор вспоминаю Веру Васильевну - математика из Аягуза, тетка великолепная, математику знали замечательно, главное относилась к нам, как к "людям взрослым". А учительница литературы! У меня она вызывала восторг. Вспоминаю, как она влетала в класс и с порога начинала читать стихи, у нас каждый урок начинался с 10 минут поэзии... И это осталось на всю жизнь. А наша Катя, наша замечательная деректриса. Она всех знала по именам, знала кто чем дышит. Жалко проучилась я в этом классе и этой школе очень мало, всего 2,5 года. Поэтому кроме "ах", он у меня ничего не вызывает. А потом была другая школа - в Ташкенте, где нас за 2,5 года перетасовали 4 раза. А математик - это было нечто... Сноб, "Туз" - тузом он называл сам себя, гонору было... Это что-то непередаваемое... А мы все были "тупицы", "дураки", а девочки "безмозглые домохозяйки". Хотя из "безмозглых домохозяек" получились очень даже мозговитые руководители. Все зависит от того о чем вспоминать: плохое - значит было все плохо, хорошее - наоборот. Ты знаешь, а сбор "металлолома" и "макулатуры" я тоже вспоминаю со словом "ах", а "Зарница", как-то зацепились под фотографиями и оказалось, что все помнят вкус "полевой каши", но опять же в Аягузе, в Ташкенте был "хлопок" и это было совсем не сахар... и не было человека, который смог бы сплотить вокруг себя класс, хотя, костяк все-таки был. Я смотрю на нынешних учеников и мне как-то не по себе, нет у них коллектива, нет "чувства локтя", нет ничего... Хотя когда-то они тоже будут что-то вспоминать в уничижительной или восхитительной формах.

Светлана Мягкова 2   11.11.2011 16:24     Заявить о нарушении
\школа научила выживать в сложных ситуациях, научила применять знания. Одно вызубрить формулы, другое уметь их применить.\
А я был отличником, и ничего живой: http://www.proza.ru/2013/10/28/559

Пётр Билык   02.02.2014 13:21   Заявить о нарушении
Светлане, Ташкент: http://www.proza.ru/2013/09/18/1066

Пётр Билык   02.02.2014 13:22   Заявить о нарушении