Опыт, сын ошибок трудных
Опыт 1
Помню, что бабушка клала в чашку сахар и когда я его пила, чай был приятно сладкий. Но, видимо, особой наблюдательностью я не отличалась и поэтому тот факт, что сахар надо размешивать- проходил мимо моего сознания. И вот как- то все смотрели по телевизору какой-то увлекательный фильм, рекламы тогда не было, всем было не до меня, а мне очень хотелось сладкого чая.Я налила в чашку чай и положила в нее сахар. Так как делала бабушка. Пробую- не сладко. Кладу еще- не сладко. Помню, что это очень сильно удивило меня и я продолжала свой эксперимент до той поры, пока чашка на 2\3 не заполнилась сахаром. Но чай был все равно несладкий! И тут я пошла поделиться этой странной историей с родными, потому что смутно чувствовала, что остатки сахара в коробке мне уже не помогут сделать чай таким вкусным, каким он был у бабушки.И интуиция меня не обманула. Когда мне все-таки вручили орудие - у меня в чашке получился почти мед, только очень невкусный.
Опыт 2
Я всегда очень любила бывать на пляже и играть с песком. Одним из моих любимых занятий было печь пирожки. Смысл был в следующем: я делала из мокрого песка пирожки и клала их к горячий песок, чтобы они подрумянились и испеклись. Пока они «пеклись», я шла плескаться в воде.Выходила и бежала проверять, как там мои пирожки-красавцы. Но, увы, никогда не могла их найти. Вначале я очень огорчалась своей рассеянности, потом я придумала ставить «у печки», куда закапывались пирожки- метки: палочки, камушки. Но история повторялась- откапываешь печку- а там только сухой песок и никаких пирожков. Потом я стала менять временной параметр: закопаю- и быстро раскопаю. Вот он- пирожок. Опять закопаю…и вдруг- уже полпирожка, слегка сохранившего форму, а остальная часть уже превратилась в сухой песок. Это было первая самостоятельная лабораторная работа и первый осознанный вывод из большого количества наблюдений.
Последствия:
В своей школьной жизни я почти лучше всех всегда писала лабораторные работы по физике и химии, так как, сама того не зная, была совершенно уверена и солидарна с Пушкиным: опыт должен быть сыном ошибок, причем длинных и непростых.
А поступала я так: я знала из учебника, что в результате лабораторной работы я должна установить некую константу и ее точное значение, например 3, 14.Я делала опыт на скорую руку без всякого старания, чтобы учительница видела использованные приборы, а потом с большим удовольствием описывала в тетради свои длинные и непростые изыскания.
Ученики теоретики, но без фантазии, писали в отчете, что они получили 3, 13 или 3, 15 и получали 4 с минусом, так как учитель говорил, что в этих условиях получить такое значение невозможно.
Ученики –практики честно делали опыт и получали 3, 10 или 3, 20. Им ставили 5, но не приводили в пример.
А вот я в своей тетради писала целые сочинения о том, почему я получила один раз 2, 14, потом, сомневаясь в результатах, выдвигала другую гипотезу. Потом повторяла опыт и получала 4, 14, но опять не сдавалась и повторяла опыт снова и снова и, наконец, во всем разобравшись, получала 3, 0 и это была победа! Мне кажется, что учительница догадывалась о том, что я на самом деле вовсе «не клала сахар» и «не пекла пирожки», но мои описания радовали ее. Физику и химию я так основательно и не выучила, но «просвещения дух», я очень надеюсь, на меня не в обиде.
Свидетельство о публикации №211102300883