Рецензия на Роман о женщине неземной красоты

ТАТЬЯНА ДАШКЕВИЧ -член союза писателей России и Белоруссии.               


Роман Ольги Изборской  «Завещание графа Монте-Кристо») - это талантливое произведение, которое оставляет впечатление яркого, глубокого чтения. Он написан профессионально, имеет множество достоинств разного плана. Автор – не новичок в литературе, свободно обращается с языком и не стеснен в образной системе. По полету фантазии могу сравнить эту работу с «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова. Роман близок упомянутому шедевру (хоть он и вреден для души, но он – литературный шедевр) по богоискательскому подтексту.
 
Роман Ольги Изборской обозначен, как историческая авантюра. Однако, авантюрный роман – это другой жанр, конкретно – приключенческий роман. В данном случае мы имеем дело с неким микс-романом, который можно назвать и утопией, и фантасмагорией, и фантазией, и философским произведением, и размышлением, с большой примесью документалистики.

 В основе лежит вымышленная история, претендующая на возможную реальность, которая развивается в литературный сюжет по принципу: «этот вполне могло случиться».

Меня, как писателя, работающего в жанре документальной прозы, несколько смущает присутствие реальных лиц под их реальными именами. Это – корректный момент, может быть, личного характера, но я не могу об этом не сказать, поскольку имею к таким приемам свое отношение документалиста.

На самом деле это – всего лишь изысканная игра, предполагаемое переплетение судеб и ролей. При ближайшем рассмотрении видно: данные конкретные лица, вымышленные движения их судеб служат прикрытием для рассказа автора о жизни собственной души. Но все же не исключено, что потомки Ф.М.Достоевского и Александра Дюма по прочтении «Завещания графа Монте-Кристо» воспримут завязку романа,как достоверную историю. И трудно предположить, как она им понравится или вызовет возражения.

 Любовные истории,связанные с их великим предком, столь многочисленны, что трудно предположить, что в России их у него не было.Известна связь его с некоей казачкой, от которой у него родился ребенок и это послужило нареканием для казачки от ее односельчан,которым этот роман показался недостойным. Но ее потомки упорно продолжали настаивать на своей кровной связи с великим путешественником и писателем.(см.Тбилисское издание книги А.Дюма"Кавказ")

И тем более, связь с первой женой Ф.Достоевского,куда более возможная, но и более щекотливая для многих русских людей, может быть использована лишь для показа высокой нравственной ответственности А.Дюма перед своим неожиданным потомком.Я полагаю, что скандал, возможный в этой связи, вызовет лишь привлечение большего количества читателей.

Я,как документалист,посоветовала бы автору во избежание неприятностей поменять фамилию героя Дюма или в предисловии, аннотации, но никак не в эпилоге разоблачить свой замысел. Но тогда, соглашусь, что большая часть интереса растает.

Современный читатель имеет возможность знакомиться с различными обличениями известных людей, узнавать пикантные подробности жизни знаменитостей и вполне может не вдаваться в смысл и замысел произведения, восприняв изложенные в нем факты за правду. Он может и не дочитать произведение до эпилога, в котором автор объясняет свою позицию предположения.

«Завещание графа Монте-Кристо» - роман-исповедь о жизни души. Он написан в форме коротких новелл, путешествия во времени, конкретно – путешествия по душам героев разных эпох при разных обстоятельствах.

В жизни героев ХХ века взяты коренные моменты истории России и персонажи помещены в критические обстоятельства этих моментов.  Герои сообщают о себе от первого лица, чреда их поступков минимальна и они не носят «говорящий» характер, как это принято в традиционной литературе. Эпизоды прописаны мастерски. Налицо эрудированность автора и способность видеть реалии, которых давно уже нет. Это говорит и о разносторонней образованности, и о высоком творческом потенциале писателя.

Считаю, что это - женский роман новой формации, довольно изысканный, написанный, несомненно, профессиональной рукой, талантливым писателем. Он захватывает буквально с первых строк, поражает знанием эпох и нравов, прекрасным литературным языком.

 Ни в коем случае, называя роман женским, я бы не хотела, чтобы его воспринимали, как «чтиво». Это – чтение для избалованного хорошей литературой читателя. Он афористичен, наполнен философией, описания не скучны, а напротив – увлекают живостью, яркостью, вплоть до запахов и осязания.

Вероятно, в основе лежит автобиографическая история, изломанная женская судьба, поскольку в уста главной героини вложена приобретенная годами житейская мудрость. Есть фрагменты очень поэтичные, например, сцена грозы и общения Константна и Теофилии.

Вообще, рукопись фрагментарна, эпизодична, видимо, сказывается профессия автора: по  образованию Ольга - кинорежиссер. Из романа получился бы великолепный сценарий для дорогостоящего кино.

Это – книга о женщине, о ее достоинствах и правах, о невозможности унизить женщину и ее высоте. Эта женщина прекрасна, ее душа живет и очищается, жизнь этой души – поиски высокого в людях. Вторая главная тема – незаконнорожденные дети, но она уходит в тень темы женщины.

Наиглавнейшая тема – обретение Бога в душе, трудный путь современного человека к Церкви через тернии ошибок, сомнений, лжеучений, страха и унижений.

Автор творчески подошла и к художественному оформлению своей работы.

 Мне, как документалисту, хотелось бы, чтобы фотографии, взятые из интернета, были подписаны. Это сыграло бы на пользу роману.
 Можно подписывать иллюстрации в созвучной языку автора игровой манере, например: в образе Константина такой-то…
Это также позволит подстраховаться от  претензий на авторские права. С этой стороны, увы, роман может быть весьма уязвим.

Считаю, что роман Ольги Изборской (Мороковой)«Завещание графа Монте-Кристо»)  вправе встать в один ряд с лучшими русскоязычными произведениями последнего времени и готов к изданию. Высказанные рекомендации предлагаю к размышлению и решению автора и издателя.

Член СП Беларуси с 2006 г., СП РФ с 1993 г. Татьяна Дашкевич


Рецензии