Мейхана
Многие не вполне ясно представляют генезис столь любопытного феномена, как средневековой городской фольклор в современной среде, каковой и стала азербайджанская мейхана.
А между тем, генезис у нее весьма своеобразный, даже можно сказать — уникальный. Мейхана образована от персидских слов — "вино" и "дом, обиталище". Как известно, при исламском завоевании пить вино новообращенным мусульманам было категорически запрещено. Огромные массы обращенных персов и тюрков, тем не менее, имели очень древние и укорененные в культуре традиции распития спиртных напитков. В Иране это привело к созданию т.н. кварталов "Харабата" — особого пограничного мира, где встречались культуры многоликого в своей пестроте и многоконфессиональности исламского мира. Там были кабачки, которые держали зороастрийцы, называемые в Иране "Пир-э муган" — букв. "Старец (предводитель) магов". Здесь подавали вино, и сюда же сходились все опасномыслящие интеллигенты города. Постепенно образовалось своего рода общество, включающее, кроме мусульман, зороастрийцев, христиан, евреев; кроме того, там были женщины, своего рода гетеры того странного по нынешним пуристким мусульманским нормам времени. Образовывались первые суфийские братства "ахи", в число которых входила, между прочим, та самая Махести (Мехсети) Гянджеви.
Кроме лицевой стороны Харабата была и его изнанка. Агрессивно настроенные городские ремесленники соорудили своего рода ОПГ, названное "хашаром", которое сходилось с обитателями других кварталов и городов в настоящих побоищах. Таким образом, известное слово "хашарат" образовано от этого ополчения, члены которого могли запросто предать город огню, чему служит горьким примером участь Мерва, преданного огню хашаром.
У этой злоязыкой, зубастой городской среды, состоящей из люмпен-пролетариата, подпитываемого злостью этих самых опасномыслящих интеллигентов постепенно складывался свой городской фольклор. Ранним предком мейханы можно считать т.н. "хаджв", полной самой едкой сатиры, в том числе, в адрес сильных мира сего. Самым главным отличием хаджва от мейханы служит его краткость, энергетический слог и предельная вульгарность обращения, адресованная конкретному пользователю. Кроме того, хаджв был равно распространен как в персофонной, так и в тюркской среде.
Подпитывали сатирический жанр в Азербайджане различные оргиастические празднества — в первую очередь, Новруз, с его Косой и едкими шуточками парней и девушек.
Наконец, мейхана — явление, в некоторой степени элитарное, связанное с Харабатом и дервишскими (суфийскими) орденами; в то время, как хаджв, как куда более приземленный жанр, мог использоваться кем угодно и когда угодно. Все же, эти два жанра слились, о чем речь пойдет далее.
Пример хаджва, адресованного поэту Сулейманому Рустаму со стороны Алиаги Вахида, известного сочинителя мейханы и любителя хаджва.
Рассказывают, что Сулейман Рустам, желая уязвить Алиагу Вахида, поэта, по его мнению, бездельного и не склонного развивать "пролетарскую литературу" презрительно выпалил:
— Открыв окно, о Вахид, вижу мерзость запустения...
Вахид, не растерявшись, добродушно заметил:
— Расстегнув (ширинку) брюк, вижу лысого Сулеймана.
От резкостей хаджва страдали многие люди в Азербайджане — в том числе, известные и уважаемые. Стала жертвой хаджва и поэтесса Хуршидбану Натеван, дерзко вышедшая замуж за слугу — чудовищный мезальянс для породистой каджарской аристократки в глазах общества.
Разумеется, хаджв всегда сочинялся экспромтом и редко бывал больше одного бейта (двухстишия). Постепенно, этот любимец вечно голодных городских поэтов и пролетариев стал вырастать в размере, обрастая все новыми деталями и превращаясь в своего рода уникальное явление в культуре ближневосточных стран. Первым известным популяризатором мейханы стал актер Мирпаша Садыгов (скончался в 1921 году), по происхождению из Нагорного Карабаха. Иными словами, версия о чисто ширванском происхождении современной мейханы не вполне корректна; хотя, с течением времени мейхана, действительно стала "сосредотачиваться" в регионе Ширвана и Абшеронского полуострова.
По-настоящему мейхана расцвела с деятельностью двух легендарных бакинских "харабатских" поэтов того времени — Алиаги Вахида и Хакима Гани. Разумеется, немалое влияние в "жесткий" стиль мейханы оказали двое традиционных поэтов-революционеров — Сейид Азим Ширвани и Мирза Алекпер Сабир. Большой вклад в генерацию современной мейханы внесли поэты Багир Джаббарзаде, Атабаба Хиджри и Агасалим Чильдаг. В творчестве Алиаги Вахида мейхана и "мейханаподобные" тексты, достигают крайней степени накала и сатира приобретает инфернальный оттенок:
Если бы был (Некто), кто нам объяснил (суть вещей)
Не завело бы в терние наше невежество.
Была бы в нас хоть толика учености, приличного веку,
Не заставил бы век склонить голову перед соседом и другом.
Ни доблести, ни знаний, ни державы —
Брось псу, не сожрет, посчитает нас падалью.
Вне всяких сомнений стошнило бы (от отвращения)
Коль скоро показали бы Резчику (Господу) нашу рожу.
Да выйдет нам боком хлеб, ставший врагом,
В отличнейшем виде сделал нас холуями шлюх да сводников.
Последним представителем ушедшего века традиционной мейханы стал поэт Баба Пунхан.
В начале двадцать первого века с мейханой случилась ужасная вещь — у нее появился отвратительный двойник.
Эта мейхана уже все меньше и меньше оказывалась привязана к фольклору — и все больше превращалась в постмодернисткую дешевку, где можно было делать распальцовку с "братками", вопить "давай, до свидания!", мутируя в мемы праздной московской тусовки. Тем не менее, даже сейчас в старых бакинских селах можно услышать настоящую мейхану, когда после выступления ханэндэ на сцену начинают выходить острые на язык городские поэты и выкладывают, что они думают друг о друге, сильных мира сего и мире.
Какая будет ее дальнейшая судьба? Не знаю. Но как часть городского фольклора, думаю, мейханa просто так не исчезнет из мира.
Свидетельство о публикации №211102401416
Алиса Юровская
Юрий Юровский 19.02.2021 13:36 Заявить о нарушении
Взятка Богу
В одной стране, где вечный недород,
Неграмотен и темен был народ.
Лахидж деревня прозывалась та, —
Слог «ла» — ничто, «хидж» — вовсе пустота
Однажды летом над деревней той
Не выпало ни капли дождевой.
Не знали люди, как им дальше жить,
И вздумали Аллаха подкупить.
«Дадим мы богу взятку, он возьмет
И благодатный дождик нам пошлет!»
И в чаянье награды и добра
Собрали деньги с каждого двора,
Все по полушке, сколько каждый смог…
И старосте вручили узелок,
Чтоб он, который умудрен и стар,
Всевышнему вручил посильный дар.
Тот староста в нелегкий путь потек,
С надеждой восклицая:
«Где ты, Бог?
О Господи, явись!» — шептал моля,
Дорогой не торенною пыля.
Но тесен все же этот зримый мир:
В той стороне охотился эмир
Обличьем хлеще шаха самого.
Был ловчий сокол на руке его
И в золотых ошейниках два пса
Эмирской псарни слава и краса.
Узрев, опешил староста-простак.
Подумал он:
«Да это Бог никак!»
И так сказал, склонившись до земли:
«Творец земного, смертному внемли.
К тебе, Аллах, предвечный судия,
Толпою бедняков направлен я.
Все золотишко, собранное здесь,
Тебе, всевышний, должен в дар принесть.
Взамен тебя мы просим об одном:
Посевы наши окропи дождем.
Горит от зноя ширь родных полей,
Дождь милости своей на них пролей.
Архангел с клювом на твоей руке,
Два Азраила лают вдалеке.
Во имя этих ангелов святых
Не пожалей нам милостей своих.
Ты добротою к страждущим богат!..».
Эмир смекнул:
«Вот это да, а старичок придурковат!»
С седла нагнувшись, самозванный бог
Схватил проворно тяжкий узелок,
Сказав при этом:
«Дар угоден мне.
Ступай к односельчанам и родне,
А в пятницу я милость вам явлю
И благодатный дождь на вас пролью».
Наш простота, не чуявший обман,
Домой придя, созвал односельчан
И рассказал:
«Разверзлись небеса.
Я видел Бога, с ним два лютых пса.
Два Азраила, чьи остры клыки.
Пернатый ангел не слетал с руки, —
Запястье Вседержителя когтил
В нем мной святой угадан Гавриил.
Всевышний принял наш ничтожный дар
С ним ускакав, как будто на пожар,
Он крикнул мне:
«За дань благодарю
И в пятницу вам дождик подарю!»
И в пятницу вдруг схлынула жара
И ливень хлынул, словно из ведра.
Вода все прибывала и росла,
Не стало глинобитного села.
Все, что мычало, блеяло, увлек
В круженье пены яростный поток.
И рассудил народ, познавший страх:
«Сколь бескорыстен благостный Аллах.
Он, тысячу туманов увидав,
Перестарался, разум потеряв.
А может, просто лишнего хватил
И нашу всю окрестность затопил!».
Мехти Али 19.02.2021 14:05 Заявить о нарушении
Ковры у них там тоже замечательные. Вообще, атмосфера какая-то картинно-средневековая: ранним утром у выложенного камнем родника собираются девушки в аутентичных этно-шарфах с узкогорлыми кувшинами с ручкой, который держат на манер сумки через плечо. Тогда еще туристов в Лахидже было мало и народ не успел развратится. Да и перебои с электроэнергией приводили к тому, что женщины предпочитали сидеть дома и ткать ковры — так, во всяком случае, мне поведала одна из ткачих.
Но с тех пор цивилизация в виде больших джипов, иностранных туристов и прочих прелестей пришла в Лахидж — и они испортились. Продают китайский ширпотреб, плутуют, заламывают бешеные цены за какие-то старые бронзовые светильники. Мне решительно тогда не понравилось. И было это ДО пандемии...
Мехти Али 19.02.2021 14:26 Заявить о нарушении
В общем, картина еще та, этника в чистом виде. Религиозные представления тоже были самобытные, но они стремительно умирают.
Мехти Али 19.02.2021 14:52 Заявить о нарушении
Алиса Юровская
Юрий Юровский 19.02.2021 21:01 Заявить о нарушении
Мехти Али 23.02.2021 06:56 Заявить о нарушении
А вот совсем иная история была с переводом стихов народов СССР. Язык, разумеется, практически никто не знал. Переводили по алгоритму "от винта!". И я их оправдываю в некоторой степени — большинство этих стихов были решительно дурны; а подстрочный перевод делал их еще дурнее, еще безобразнее.
Темы в этих виршах были нечто. Один наш поэтишка посвятил стихи Лайке, гавкающей в космосе; другой восхвалял пролетариат и ругал тар (классический ирано-тюркский инструмент), третий... Словом, та еще песня. Мало того, что школа была слабая — так еще и задавленная идеологией.
Что до действительно хороших поэтов старой школы — то к ним относились спустя рукава именно из-за соображений престижности.
Мехти Али 23.02.2021 07:10 Заявить о нарушении