***
2008-05-25
- Остерегайтесь шальной пули капрал! О русское солнце, великое солнце, уже не свернуть нам курс корабля!
Меня назвали недавно «Банионис» за что, не знаю. Вспоминаю одну историю. Фролов сказал сегодня, точнее Екатерина Матвеевна перепутала год, вместо 2008, она произнесла 1008. Фролов протяжно протянул: «Ну, Екатерина, тебя унесло куда». Я паял там же, в мастерской, сидя за верстаком. Услышав 1008, сказал: - Да, в 1008 было ещё полно язычников и истуканов, которым приносили жертву! На что Фролов ответил: - Нет, уже православие, недавно же праздновали тысячелетие Руси.
- Да, но ещё в течение пятисот лет, уничтожали истуканов, а если дойти до дальнего востока, то и сейчас можно найти молящихся своим богам.
- Нет, всех истуканов пустили по Днепру ещё в 988-м.
Помолчав, я и вспомнил историю, ту, что произошла в армии. Фролову и поведал о ней.
Майор Твердохлиб послал меня за грибами. Да, да дал сумку хозяйственную, размером с …, в неё могло поместиться четыре футбольных мяча, и отчеканил: «Собери мне грибов, в лесу». Я должен был выполнить приказ, да и желание было, тем более в лес, на свободу, подальше от казармы. Тогда я был сержантом, договорившись, мне отключили сетку электро-минных заграждений в 1700 вольт, и, вот, наконец, один в лесу. Свобода! Грибов море, различных и Подосиновики, и Белые, быстро увлёкшись, я продвигался в тёмную чащу. В конце концов, забрёл в болото, будь оно проклято, куда не шагну, кругом болото, и как я в него попал? Совсем потеряв ориентир, побежал, куда глаза глядят, ноги вязли, но, слава богу, ещё не так глубоко. И набрёл на рощу, точнее, на место где лес был намного гуще. Там увидел большой старый крест из дерева, раза в два выше меня, с распятым Христом. Вначале опешил, а потом внимательно разглядел его. Это был не православный, скорее всего католический крест, ноги Христа были прибиты одним гвоздём. Почерневший от времени, но прекрасно сохранившийся, что удивительно, ни разъедин, ни плесени. Очнувшись, мгновенно сориентировался, довольно быстро вышел на дорогу, лесную автомобильную дорогу и благополучно добрался до своей части.
Фролов возразил, как всегда: - Но ведь не истукан, а крест.
- Да, но в советской Литве.
2008-07-11
Санкт-Петербург!
Шли мы по улице профессора Попова, по правой стороне. Нас было трое молодых ребят. Зима, метель, кажется 1979 год. Около тротуара стояла иномарка, очень дорогая, тёмно-синего цвета. Да, да и женщина, женщина била кулачками по старинному зданию. И кричала: - Будьте вы прокляты!
Дул ветер, и не каждый, не многие слышали её надтреснутый, пожилой голос. Дама была шикарно одета, в меха. И почему мне врезалась в память эта сцена, почему меня поразил её голос и этот старинный, серый особняк, в тот холодный незабываемый вечер?
2008-07-27
Ластик.
Ей вчера исполнилось пятнадцать. Она сидела в школе, на подоконнике, опёршись о коленку подбородком, и водила ластиком по стеклу. Откуда-то пришло непонятное томление в груди, это ощущение было новым и, довольно, приятным.
И это движение - её изящной бархатной руки, подобно ящерице на оконном стекле, лёгкие прикосновения и чувство теплоты.
Он шёл по той стороне улицы, «Новенький» из девятого «б», сейчас войдёт в школьный двор. Резко развернувшись и спрыгнув на носочки, она разломила ластик напополам. Ластик в форме сердечка, с дырочкой посредине поддался легко, или это, только, показалось.
Когда он будет проходить мимо, по длинной фиолетовой ковровой дорожке, она протолкнёт половинку сердечка в щелочку его сумки. Она так решила.
2008-08-10
Разорялся ли этот полный человек, когда-нибудь? Если разорялся, то он очень жаден. А может быть он больной, если был болен, то, наверное, не выжил. Пьер Безухов у Толстого в «Войне и мире» был упитан, но добр. Да, но он, кажется, не разорялся, не имел нужды.
2008-09-17
Самый жёсткий цензор – это время, и в живописи, и в поэзии, и в театре, где режиссёр ищет в классических произведениях «новое» и находит ответ. Художник всегда ищет, даже во время творческого акта, он задумывается: ага, вот это всё, что я сделал вчера, сегодня уже мне не нравится. Много говорилось и говорится об элементе индивидуальности в искусстве; то здесь, то там слышаться слова о стилях и направлениях, о грядущем стиле. Хотя эти вопросы и имеют большое значение, они постепенно утрачивают свою остроту и значение при рассмотрении на протяжении столетий, а позже тысячелетий; они, в конце концов, становятся безразличными и умирают. Вечным остаётся только элемент, элемент чисто и вечно художественного.
Давайте рассмотрим картину Анри Матисса: «Бутылка схидама» 1896 года. На первый взгляд натюрморт не сложный, всего лишь несколько предметов, статично-спокойные цвета, не сравнить с «поздним» Матиссом двадцатого века, где его экспрессия поражает воображение. Да и композиционно, возникает желание немного опустить столешницу, слишком много скатерти на переднем плане внизу произведения, но когда мысленно начинаешь убирать скатерть, вся композиция меняется, и разрушается полнота всего холста. И уже не хочется спорить с гениальностью мастера, его творения. Ну, хорошо, эта картина приближена к академической живописи. Но произведение очень сложное при кажущейся простоте. А более поздний Матисс ещё сложнее, и утончённее, поэтичнее.
Познание зрителем шедевра приводит к консиенциализму. Его точка зрения ограничивает действительное данным холстом и вызывает впоследствии контрастные чувства, а контрастные чувства порождают контрастное действие. То есть, впечатление усиливается относительно другого произведения искусства. И в этот самый момент, приходит некая одухотворённость, катарсис, наступает внутреннее удовлетворение.
У каждого человека есть сокровенное, есть что-то своё личное. Куда он ни кого не пустит.
А картина? Картина может быть как книга, как вещь, которая выбирается человеком, и она становится его личной вещью, если он её приобретает. Человек переходит в мир вещей, окружает себя комфортом, обрастает мещанством, и начинает задумываться о мире его окружающем. Пусть он будет аскетом до конца дней своих, но с годами не поспоришь.
Японцы уходили в горы, и там заканчивали своё существование на земле, тела православных предают земле, индусов кремируют, у каждого своя судьба на этой голубой планете. Со временем человек окружает себя любимыми вещами, и не желает с ними расставаться, он становиться зависимым и суеверным, не замечая этого.
Существуют в картинах знаки, которые привлекают внимание к определённому содержанию, сообщают о каких либо свойствах, способствуют выбору, и человек секуляризируя, возвращается к предшествующей мысли, размышляя дальше, ищет новое!
Не хочется быть человеком вне культуры, вслепую топтать цветы в саду духовности.
Каждый из нас занимает позицию, ведь каждый знает, что-то, за что он борется, имеет право на существование и свои бесспорные достоинства.
2008-12-22
Русский мат. Я бы не хотел портить бумагу этим выражением, но сегодня задумался, как можно иначе назвать брань. Как-то учась на рабфаке, перед поступлением в Свердловский Архитектурный Институт, одна ученая дамочка, на уроке, готовясь к вступительному сочинению, по-моему, Медведева Элеонора, эх отчества не помню, ну неважно, она сказала, что матерщина появилась на Руси после татаро-монгольского нашествия, а до этого слов таких не слыхивали. Так вот я бы переименовал русский мат, на татаро-монгольский фольклор. Ну не наше это! Русский язык настолько богат, что можно выругаться, и довольно непристойно, и без мата.
2009-06-16
- Дух и Душа. О духе говорят: здесь русский дух, дух прерий, одухотворённое лицо. Я думаю, что дух состоит из множества душ, а душа, она одна. Говорят же: бездушный человек, или: у него душа ангела.
- Вы так думаете, молодой человек?
- Ну да, у бездушного всё равно есть душа, если о нём кто-то думает и может даже молится за него.
- А как же быть с множественностью душ? Как понять?
- Тут всё просто, вот допустим русский дух, он состоит из множества душ поэтов и писателей, не только современников, а и прошлый, позапрошлый век – понимаете?
- Нет.
- Что тут непонятного, люди ходят в библиотеки, учатся в университетах, играют актёры в театрах, все вместе – понимаете?
- Нет – это называется культурой, молодой человек.
- Культурой, говорят же дух культуры, эпохи, дух нашего времени, наконец.
2010-01-06
Какие гениальные штуки делают несколько собравшихся талантливых. Помню выступление по каналу «Культура» Машеньки Мироновой. Играл оркестр позади, она читала, по-моему, что-то из Мировой Художественной классики, не наше, было похоже на что-то английское. И вот она мне показалась точкой, которую пересекают множество прямых линий, а может, и не только прямых, это линии многих людей, их судеб.
2010-06-14
На той неделе приходила девушка и переписывала нас, меня опять жена записала «Русским». А я считаю себя: не шовинистом, экзистенциалистом, точнее христианином-экзистенциалистом.
2010-10-24
Вчера пришёл к Артёму дружок, Ванёк Сиваков. Я сидел за компьютером, слышу их разгововор: Ванёк «исчокался», «чо», да «чо». Ну я и решил им задать вопрос:
- Как вы считаете молодые люди, «чо» это сленг, фольклор или уличный жаргон?
Ребята начали спорить, привели мне в пример ещё несколько слов, Ванёк говорит:
- Например, слово «смотри» я говорю «мари», а «покажи» - «закешь».
Артём также внёс свою лепту:
- «Боцаки» значит «пацаны».
Ну ладно моё чадо учиться в пятом классе, но Ванёк уже в седьмом. Хотя Ванёк первым решил, что это уличный жаргон.
2010-10-24
Я всё вспоминаю, когда же я сошёл с ума, видимо, было это в девяносто втором или третьем. Во время лекции по истории искусств, лекции нам читал Энри Юрьевич, худощавый, выше среднего роста, мужчина. Рассказывал он об экспрессионистах, слайды картин французских художников, показывал. И вот дошёл он до Анри Матисса, вот тут меня и торкнуло. Слайд «Музыка» поразил моё воображение, внутреннее состояние при показе этой картины не передать. Ощущение другого измерения, как у философа Ю. Мамлеева, переход в иное измерение, в котором невозможно понять, а возможно ощутить, что то - сверхчеловеческое, наивысшее состояние души, как будто ты зависаешь над всеми земными материями, поразительно гармоничные цвета.
2010-10-25
Восхищаюсь своим сыном, его силой воли, мужеством. Пятый класс. Он каждое утро надевает ортопедические ботинки и идёт в школу, приходиться немного помогать. Хорошо, если в классе здоровая обстановка, что там говорят за его спиной? Хотя и он у меня не с примерным поведением в этом году. Но четверть ещё не закончилась.
2010-12-06
Думаю, что мы все немного агностики, невозможно познать весь мир. Платон и Аристотель были гностиками, но и они мир полностью не познали. Бердяев актуален в наше время, почему? А потому что аристократический дух опять присутствует в нашей России. Недавно попалась статья и в «Московском Комсомольце», интервью с Владимиром Меньшиковым, так вот, ему по душе видите ли, слово аристократ, а не интеллектуал.
Свидетельство о публикации №211102401644