Дневник. Детство. 15 сентября 1967. Реальные запис

             (Продолжение. Начало см. на моей странице)

(На фотографии - старые купеческие дома на улице Советской, в одном из которых я жила в коммунальной квартире).

15 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

Ой, как долго я не писала дневник - целый месяц. Надоело почему-то писать. Да просто я готовилась к школе. Ходила с мамой в магазин "Канцтовары" закупать тетрадки, ручки, карандаши, краски и другие полезные вещи. Некоторые учебники я уже успела почитать, ведь их нам выдали давно - в мае. Например, читала литературу и историю древнего мира. Интересно!
Жалко, конечно, что с весёлой улицы Катушечной я перешла жить на Советскую, к маме. Здесь двор не такой хороший и зелёный, как там.
Живём мы в двухэтажном доме с общими коридорами. В нашем коридоре семь квартир и большая кухня с газовыми плитами. А ещё у нас на кухне есть водопровод, но нет канализации.
 
Обычно, когда мы сделаем уроки, то выбегаем в наш большой и уютный коридор и начинаем там как-нибудь играть, бегать.Или приходим друг к другу в комнаты и там рисуем, клеим игрушки, достаём настольные игры с фишками или "летающие колпачки". С Олей Дунаевой я иногда играю в куклы. У меня дома есть кукольный уголок с пластмассовой посудой!
В общем, скучать нам некогда. Если погода хорошая, то идём гулять во двор.
 
В этом году в коридоре создался очень дружный отряд из четырёх человек: Вовы и Оли Дунаевых, Толяна Конькова и меня. У нас есть пистолеты с пистонами и ремни с портупеями – как будто для настоящей военной формы. Мы собираемся воевать с тринадцатым домом! У Вовки есть кожаный планшет, куда можно положить карту.
 
Сегодня Олиной звёздочке из 3 класса 5-ой школы нужно было собрать макулатуру, и ребята из нашего коридора вызвались помочь. Пришёл их командир звёздочки – очень шустрый третьеклассник – и мы все вместе отправились на поиски старой бумаги. Сначала спросили у соседей, но ни у кого ничего не было. И тогда мы пошли в Красные ряды и заглянули в первый попавшийся магазин. А командир звёздочки и говорит продавцу:
- Мне нужно видеть директора!
Его пропустили за прилавок, и он пошёл прямо к директору. Через несколько минут выходит и говорит:
 - Дали нам 5 ящиков макулатуры, айда тащить!
Вот какой шустрый!
Мы взяли в руки по ящику и понесли прямо в школу. Олькина звёздочка заняла первое место по сбору макулатуры.
 
А позавчера мы решили устроить в нашем коридоре кинотеатр «Фонарик» и показывать диафильмы всем желающим. Задумались, где же взять билеты, потому что без них неинтересно. И придумали: когда в центре на остановке какой-нибудь автобус откроет двери, мы впрыгнем в него, достанем из ящичка у входа использованные билеты - и сразу назад. Так и сделали. Шёл дождь, и было сыро, но всё равно весело. Мы набрали много билетов в разных автобусах и пошли домой. В коридоре мы их склеили в длинную ленту, а потом раздавали тем, кто хотел посмотреть фильмы. Вова и Оля вынесли свой фильмоскоп. У них большой, не то что у меня - маленький, в который я одна только и могу смотреть. Но мне мой тоже нравится. И диафильмов я уже накупила много.
Показывать фильмы стали в маленьком тёмном коридорчике около квартиры Дунаевых. Без билетов не пускали! Смотрели в этот раз «Путешествие Голубой стрелы» - очень интересный диафильм в двух частях. Я громко читала подписи, чтобы всем было слышно. А после кино мы с ребятами в коридоре стали читать книжку вслух. Потом разговорились насчёт привидений. Такие разговоры не пошли на пользу. Мы напугались и отправились по домам.

16 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

В этом году я сижу за первой партой вместе с Витькой Авериным. Это Нонна Васильевна меня посадила - из-за плохого зрения, чтобы мне всё на доске было видно. Но мне на первой парте не нравится, потому что любому учителю видно, чем я занимаюсь на уроке. А мы с Витькой иногда играем. Провели посередине парты черту. Это у нас граница. За неё попадать нельзя. Если, например, случайно заехал на чужую территорию локтем, или промокашка хоть уголком туда попала - то получаешь щелбан по лбу. Я уж несколько щелбанов получила. А Витька очень хитрый. Он за границу не заезжает. Или просто я не вижу - невнимательная. А вообще-то он мальчишка неплохой.

В пятом классе учиться трудно. Задают много. Я долго учу уроки, а толку нет. По географии уже две тройки получила. А ведь в начальной школе училась на пятёрки! Память стала плохая почему-то. Когда учу дома параграф, то читаю его два раза и два раза пересказываю. А когда вызывают к доске - ничего не помню.

В тридцатой школе у нас много разных учителей, а не одна, как было раньше. Учителя приходят к нам в класс и рассказывают свои предметы. Карты приносят, учебные пособия.
Мне нравится, что в тридцатой школе нет никаких коридоров. Есть огромный зал, и двери всех классов выходят прямо в зал. Наш класс расположен удобно - у самой лестницы. Когда звонит звонок на перемену, можно сразу же бежать по лестнице вниз и быстро занимать очередь в буфет. Мне мама каждый день даёт 20 копеек на пирожки и чай. Я больше всего люблю сметанный пирог. Он всегда такой вкусный, сладкий.

Ещё из нашего класса можно быстро побежать в библиотеку: она тоже рядом. Библиотека в школе хорошая, хотя и тесная. В перемену там набивается много народу. Я увидела, что там есть оранжевое собрание сочинений Майн Рида! Но пока мне не досталось книжки "Всадник без головы". Я взяла книгу "Оцеола - вождь семинолов". Очень интересная!
Наша классная руководительница - Нонна Васильевна - добрая и хорошая. Она ведёт у нас арифметику. Умеет хорошо объяснять, так что всё понятно.

У нас была уже пионерская линейка. С горнами и барабанами. Мне очень понравилось!
 
18 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

Сегодня перед школой наш отряд из четырёх человек пошёл гулять. Глядим, а около скверика Дома крестьянина  ( там, где стоит сейчас памятник Юрию Долгорукому – Е.Ш.) снимают очень интересный фильм про гражданскую войну. Называется он, вроде бы, «Таинственный монах». Мы посмотрели, как на балкон второго этажа прыгали прямо с коня, причём, не один раз, а несколько. Съёмки были замечательные! Нагляделись мы вволю. А потом увидели, как по улице скачет целый эскадрон красных кавалеристов во главе с командиром. Мы побежали за ними и долго смотрели потом им вслед. Здорово!  После этого события мы придумали пароль для нашего отряда: «Флаг на штыке». Я книжку такую читала. На её обложке были нарисованы два кавалериста с винтовками, а на штыке развевался  красный флаг.

Когда мама пришла с работы на обед, она подарила мне чудесный подарок: настоящую шариковую ручку! Им в редакции выдали по две ручки, она мне и отдала одну. Теперь, когда мама по вечерам дома будет писать статьи, то уже не карандашом!
Я когда пришла в школу с новой ручкой, сразу стала хвастаться Витьке Аверину. Он и говорит:
- Вот у кого я теперь буду чернил просить, если у меня в авторучку кончатся?
- Кто-нибудь даст, - утешила я его.
В нашем классе почти ни у кого нет шариковых ручек. А писать шариковой  оказалось очень легко и приятно!
В тридцатой школе учителя не следят, какими ручками мы пишем. А в пятой начальной школе следили. В первом классе у нас даже были прописи. Но наш класс был экспериментальным! Мы никогда не писали ручками со вставными пёрышками, которые нужно макать в чернильницу. Мы писали сначала карандашом, а потом сразу авторучкой. И у нас не бывало клякс! А два других класса писали старыми ручками и нам завидовали.

19 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

Сегодня у меня в школе приключилась большая неприятность! Прямо не знаю, что и делать! На большой перемене я побежала в школьную библиотеку, чтобы взять какую-нибудь книжку для чтения. И мне попалась очень интересная книга – «Маленькие пленники Бухенвальда» - про детей в концлагере. Мне захотелось тут же начать её читать.
 Следующим уроком была литература. А сижу я, к сожалению, на первой парте! И вот я прямо на уроке открыла под партой эту книжку и начала читать. Нельзя было этого делать, ведь учителю всё видно. А Татьяна Леонидовна у нас очень строгая. Она подошла к нашей парте и велела отдать ей книгу. Ну, что же делать – я отдала. Весь урок переживала. Витька Аверин надо мной потешался и называл меня круглой дурой. Когда прозвенел звонок, я подошла к Татьяне Леонидовне, начала извиняться и просить, чтобы она вернула мне книжку. Ведь книга не моя, а библиотечная. Татьяна Леонидовна очень строго сказала, что книгу она не отдаст, потому что меня надо наказать за неправильное поведение на уроке. И не отдала! Что же мне теперь делать? Маме дома я ничего не рассказала. Но настроение у меня ужасно плохое. Что же я в библиотеке-то скажу?
Вечером я даже в коридор не вышла играть с ребятами. Они там бегали, орали, а я лежала на диване и смотрела в потолок. Мама даже спросила, не заболела ли я. Я ответила, что плохое настроение.


20 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

Сегодня у нас необычайный случай. Мы, как всегда, все вместе отправились в парк погулять. Шли своей любимой дорогой мимо танцплощадки. Спустились по горе к нашему тайному штабу на дереве, посидели там на ветках, поговорили о всяких военных делах и приключениях.
Потом мы сбивали жёлуди с высокого раскидистого дуба около памятника Ленину – и складывали их в наш большой целлофановый мешок. А когда пошли назад мимо танцплощадки, я гляжу, что-то странное лежит около ограды – железное, продолговатое, с закруглёнными концами. Я побежала быстрее всех и кричу:
- Мальчишки, глядите, что-то лежит! Военное!
Но Коньков меня обогнал и схватил первый.
А Вовка Дунаев солидно сказал, что нельзя такое хватать, не глядя: вдруг взорвётся. Может, это настоящая взрывчатка, вон к ней привязано 6 спичек. Вовка спички открутил, а взрывчатку мы спрятали в тайнике под камнем. Теперь можно очень интересно играть в войну, потому что есть настоящее оружие!

А я потом подумала, что, может быть, это какой-нибудь шпион специально положил взрывчатку около танцплощадки! Ведь по вечерам здесь танцует много парней и девчонок. А площадка огорожена, быстро оттуда не выбежишь. Недаром же её зовут «клетка». Как бабахнет – ужас!
Только не знаю, в сентябре есть ли танцы в парке? Мы как-то в августе вечером ходили посмотреть из-за забора. Интересно! Музыка играет, лампочки горят, и молодёжь весело танцует – всё больше быстрые танцы. Мы хотели уже уходить, но Вовка Дунаев сказал:
- Да подождите вы! Может, сейчас парни махаться будут!
И точно! Два парня вдруг полезли в драку, наскакивали друг на друга, как петухи. Тут же милиция засвистела, и их разняли. Ну и чего интересного? Я никакие драки не люблю.


21 СЕНТЯБРЯ 1967 г.

Сегодня мы как сделали уроки, так и пошли в парк. Надо же было посмотреть, лежит ли ещё под камнем наша военная находка – взрывчатка. Она лежала!
Отряд у нас теперь настоящий: Вовку выбрали командиром, а меня – комиссаром. Мы везде ходим вместе: и гулять, и в кино.
Взрывчатку мы достали из-под камня и перенесли в штабик на дереве. Поиграли там здорово - в партизан, которые решают, как бы подложить эту взрывчатку под фашистский поезд. Теперь насчёт отряда беспокоиться нечего. Было бы оружие, а отряд-то будет. Мы дома даже знамя сделали: на гладкую палку прикрепили красную материю. Очень красиво получилось. С этим флагом мы учимся маршировать по коридору и поём революционные песни. Например: «Смело мы в бой пойдём за власть Советов», как в фильме про Мальчиша-Кибальчиша. И взрослые даже не ругаются, что мы громко поём. Им, наверно, нравится.

Взрывчатку мы на дереве не оставили. Взяли её домой и спрятали в моей чуланке – под старую метлу. Там никто не найдёт, потому что света нет. А вот у Олежки Терентьева чуланка огромная, там стоит большой ларь с картошкой, и проведён свет.
И вот вечером, когда все пришли из школы и поужинали, - решили играть в войну – в красных и белых. Только белыми никто не хотел быть. Тогда решили, что один отряд будет защищать взрывчатку, а другой – идти в атаку и её отбивать. Защитниками взрывчатки стали мы с Вовкой Дунаевым, как самые старшие. А Олька, Олежка и Толян должны были прорываться и искать взрывчатку. Мы с Вовкой её вынули из-под метлы, поднялись в кухне на антресоли и спрятали в чуланке у Дунаевых. Между резными перильцами антресолей воткнули наш красный флаг.
Взрослых в кухне уже никого не было, и можно было играть.
Кухня у нас огромная, как и общий коридор. Потому что здесь раньше располагался танцевальный зал купца, который до революции владел этим домом. А на высоких антресолях, за резными перильцами, во время балов сидели музыканты. А теперь мы играем тут!
И вот наша малышня решительно пошла в атаку, чтобы отбить взрывчатку. Но нужно было подниматься по узкой лесенке – на антресоли. Да не тут-то было! Вовка громко хохотал и сталкивал с лесенки всех нападающих. Никак им не удавалось прорваться! А я стояла за Вовкиной спиной и веселилась. Было очень здорово! Если бы даже они и прорвались, то взрывчатку не нашли бы. Потому что на антресолях - в чуланке Дунаевых - тоже не было света. Мы победили!

22 СЕНТЯБРЯ 1967 г.
 
Наконец-то Татьяна Леонидовна отдала мне библиотечную книжку «Маленькие пленники Бухенвальда»! Теперь я успею её прочитать и в библиотеку сдам вовремя. А то я три дня сильно расстраивалась. Я сказала Татьяне Леонидовне, что больше книжку прятать под партой не буду и читать во время урока. Она, кажется, была довольна, как меня проучила. А я думаю, что она не отдавала книжку долго, потому что сама её читала. Интересно ведь!

Мне очень нравится наш новый предмет – английский язык! Уже летом меня заинтересовал учебник английского, который нам выдали в мае. И я взяла его с собой на Катушечную, к тёте Шуре, чтобы разглядеть повнимательнее. Листаешь страницы  -  написаны слова под картинками, короткие рассказики. Но ничего не понятно, потому что иностранными буквами. И как бы эти неизвестные слова разгадать? Я взяла учебник и пошла к Вале Тяпкиной. Она уже в 7 класс переходила и всё знала. Валя мне прочитала первые две страницы и перевела. Я сразу же постаралась запомнить. Сначала были написаны имена детей: «Эйда. Лина. Эйда энд Лина. Пит энд Эйда». Я тёте Шуре читала эти предложения из учебника. Тётя восхищалась. Она иностранных языков никогда не учила, потому что закончила деревенскую церковно-приходскую школу.

А у нас в школе на первом же уроке английского я стала хвастаться Витьке Аверину и прочитала немного, как Валя учила. Витьке понравилось!
Но сначала мы ещё не читали, а только учились говорить устно. А потом стали проходить буквы. Но оказалось, что я плохо запоминаю английские слова. Они у меня забываются тут же. И я опечалилась.
Мы выучили наизусть стишок: «Гуд монин, гуд монин, гуд монин ту ю. Гуд монин, гуд монин, ай м глед ту си ю». Дома мы с Вовкой Дунаевым носились по коридору и орали этот стих. А мама была на кухне и всё слышала. Так что мама его тоже выучила!

А вот история древнего мира мне не очень нравится. Может, потому, что Ангелина Дмитриевна рассказывает скучно, не интересно. Ну да ладно.


                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

 


Рецензии