Ум отдельно, тест отдельно

Одной из моих профессиональных задач в школе было тестирование готовности дошкольника к школе. При помощи психологических тестов я должна была проверять развитие у него внимания, памяти и такого непростого явления как мышление. У мышления, как известно любому психологу, есть несколько основных операций, которые к школе должны озарять ровным и педагогически правильным светом голову будущего ученика. Это анализ, синтез, сравнение, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, выделение аналогий. Существуют очень неплохие тесты-задачи, позволяющие посмотреть, как ребенок справляется с такими мыслительными операциями. Но есть проблема. Любой тест предполагает наличие правильного ответа. И на основании количества набранных баллов за правильные ответы и выносится суждение об уровне «умственной освещенности» в конкретной голове.
И вот однажды со мной произошел случай, который навсегда избавил меня от способности выносить подобные суждения, не задав ребенку простой вопрос: а почему ты так думаешь?
Тест был на способность сравнивать и обобщать. Проще он называется так:  «Убери лишнее». Нужно сказать ребенку: Саша, Коля, Иванов, Виктор, Игорь. И спросить: какое слово тут лишнее? 
И вот один веселый, бодрый мальчик вдруг печально, но очень уверенно отвечает: тут лишний Коля. Он сказал это так, что невозможно было не спросить- почему Коля то? И он, вздохнув, ответил: я не знаю ничего про других, а Коля меня бьет во дворе…

Отсюда, как говорила Королева, мораль: задавайте, пожалуйста, чаще ребенку вопрос  «почему?». И тогда правильных ответов будет гораздо меньше, а взаимопонимания гораздо больше. А, возможно, Вы научитесь у своего ребенка выделять в жизни самое  существенное и искренне говорить о том, что Вас по настоящему волнует.


Рецензии