Ибо каким судом...

Это было создано как ответ на многократные, долгие и назойливые нравоучения разных сектантов (как родичей, так и посторонних).
Никакого обличения Церкви или христианства это не имеет. Вера - дело совершенно интимное.
Собственно, это и сказано.
Цитат и аллюзий на Евангелия очень много, так что ничего не указываю.
Sapienti sat.



Се воссел Всевышний на престол свой!

По правую руку Его встало воинство небесное, и семь светлых, сияющих ангелов приготовились дать беспристрастную оценку всем делам человеческим. Вознесясь из Бездны, по другую сторону Его встал темный, испускающий мрак advocatus diaboli.

Простер Он десницу свою вперед и сказал: начали! Ударили громы, и взвыли ветры, и всколыхнулись воды, и покачнулась твердь. И вострубили Трубы и все могущее и не могущее трубить, возвещая начало Его Суда. Услышано было это всякой тварью, сущей в Нем, и преисполнилась оная тварь благоговения и трепета, ибо каждый, хоть никогда не слыхал, сразу узнал великую и величественную прелюдию Последнего Суда.

Услышала земля звуки Труб и отдала всех, ею поглощенных, и бездны морские отдали всех когда-либо ими принятых; и отдали могилы всех погребенных.  И стихии земные и небесные, и горы, и огонь отдали своих мертвецов. Не осталось места, которое бы удержало мертвых. Вот наполнилась твердь земная всеми когда-либо жившими. Были они как  море волнующееся; и смущены, и в смятении.

Произнес Бог: отойдут все считающие себя достойными жизни вечной одесную, а творившие зло ошую. И все море человеческое всколыхнулось и отошло на правую сторону, а ошую осталась одна капля человеческая.

Тогда произнес Бог:  да поделится всё на части сообразно делам своим по числу ангелов сих! — И разделилось все на семь частей.

Вострубили Трубы последний раз, и пробудили они в каждом человеке воспоминания о жизни и делах, о содеянном и помышленном, о намерениях тайных и явных, о поступках благих и грехах. Раскрылась пред каждым вся его жизнь по каждому дню. Но никто не вернулся на противоположную сторону.

Зарыдал горько и безутешно при этом стоявший ошую, ибо теперь, пред лицом Всевышнего, вся его жизнь и счастье показались ничтожными и пустыми, а гордая самостоятельность пустым самомнением. В горе и отчаянии он подумал в дерзости своей, глядя на другую сторону: все-таки Царствие небесное ерунда, если туда войдут они.

Сказал Бог: да свершится Суд, справедливый и беспристрастный над всеми жившими на земле. Да будет так!


И выступил ангел первый, и заговорил; голос его слышен был каждому.
- Сии сыны человеческие, кои были нищи духом. Они могли, но предпочли. Они знали, но молчали самим себе. Они были, но делали вид. Они притворялись нищими, дабы никто не узнал об их богатстве. Они желали сохранить богатство свое духовное для самих себя. Нет им места в Царствии Твоем!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Потому они и нищи духом! Они могли, но страх свойственен человеку. Они знали, но страшились знать, что они знают. Они были бы, если бы не были, но они были. Они, полагаю, достойны теперь быть с Тобой. Даруй же им его, Царствие Твое!
Бог взмахнул рукой, и первая часть бесследно исчезла.


И выступил ангел вторый, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Сии сыны человеческие, которые миротворцы. Да только Всеведающему Богу ведомо их миротворчество. Они стремились нести мир; они несли мир от своего имени именем Его, не забывая получать мзду за дела свои. Творя мир от Его имени, славу они оставляли себе.  И не забывали в миротворчестве корысти своей. Они могут теперь узреть Бога и его награду. Нет таким места в Царствии Твоем!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Это, конечно, так. Но ведь они человеки, слабые и тщедушные. Чтобы нести мир в мир, им нужно было позаботиться о себе. Славу они брали себе, дабы восхваляющим было легче ее воздавать. И слава эта была человеческая, разве Тебе ее искать! Впускай их в Царствие Свое!
Бог взмахнул рукой, и вторая часть бесследно исчезла.


И выступил ангел третий, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Се любившие Бога. Они возлюбили Бога и любили твердить это всякому; и трубили о своей любви на улицах и перекрестках. Любовью этой они прикрывали лень свою и нежелание радоваться миром и жить в мире, созданным Тобой. Они отворачивались от красоты и совершенства, Тобою соделанных, поскольку они стремились поскорее оказаться поближе к Тебе и насладиться Твоим полным совершенством. Но не способные в малом, не способны  будут и в бОльшем. 
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Да, они устремлены были в вечное и совершенное, потому и пренебрегли тем, что было пред ними. Разве это может быть им зачтено в вину? Они так горели желанием скорее попасть к Тебе, так увлечены были совершенным и вечным в Тебе, так устремлены были к будущему с Тобой единству, что не оставалось у них места еще и на другое. Они уже приготовились к совершенному и вечному, кто же, как не они, поймут его! Им, им Царство Твое!!
Бог взмахнул рукой, и третья часть бесследно исчезла.


И выступил ангел четвертый, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Се алкавшие и жаждавшие Истины Его. Они искали Истину в себе и в других, тогда как Истина дана была им в Тебе. Однако, они отворачивались от нее, измышляли свою ложь и выдавали ее за Истину. И вымыслы свои называли откровениями. Истина же не может быть открыта отдельным человекам. Истина подобна молнии, она сверкает от края и до края, и видимой предстает каждому. Они видели ее, но не узрели, и слышали, но не вняли. Так вот же Истина теперь: нет им места в Царствии Твоем!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Это, конечно, так. Но человеку свойственно заблуждаться. А также возвеличивать истину, наряжая ее в одеяния особенные; они не подозревали, что великая Истина может быть проста. Все же они ее искали, видели в этом свое назначение; стремился каждый донести до другого то, что понял, любой ценой, дабы ближний тоже мог прозреть и спастись. Что с того, что они ошибались?! Они старались. И они заработали Царствие Твое!
Бог взмахнул рукой, и четвертая часть бесследно исчезла.


И выступил ангел пятый, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Се пострадавшие за имя Твое. Они отдавали тело свое на пытки и казни; они с радостью шли в огонь за имя Твое. Они предпочли смерть, чем поклониться идолу; и умирали с именем Твоим на устах. Они истязали Тобою данное им тело и гордились этим. Только вотще были их мучения! Ибо сказано Тобою — идолы эти глина и трухлявое дерево; и никакие земные поклоны и похвалы человека человеку не могут оскорбить Всевышнего. В благодати своей Ты дал человеку право каждому обращаться прямо к Тебе; и нет нужды в жертвах, ибо Ты Милостив и готов прийти на помощь человеку без какой-либо жертвы. Ими двигало их чрезмерное тщеславие. Славу стремились стяжать они в веках как пострадавшие за имя Твое; как сопричастные к славе великой  Твоей. Но Царствие Твое не для лицемеров!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Правильно говорит Твой слуга. Если бы они подумали, поняли бы, что Ты не можешь требовать от них смерти за имя Твое; Ты велик и вечен, благ и любвеобилен, а они тля. Да не подумали они, что свойственно человекам. Но разве может оскорбить глина горшечника? Все-таки, я полагаю, они заслужили вечную жизнь, погибали-то они по-настоящему, и муки принимали с радостью. Терпели они их зря, но неужели они теперь не получат награды и утешения!? Им Царствие Твое!!
Бог взмахнул рукой, и пятая часть бесследно исчезла.


И выступил ангел шестый, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Се делавшие добро. Они помогали и призирали, творили и любили. Они отдавали одну из своих рубашек и иногда проходили с кем-либо поприща, когда им было по пути. И жалели всякого несчастного. Они творили добро, но всегда ожидали еще большего, чем ими сделано, воздаяния за добро свое от Тебя. Они высоко ценили добро свое и требовали за него себе почет и славу. Они стремились и добивались, чтобы их восхваляли за их малые дела. Сами имея милостью Твоей покой и достаток, и успех в делах, они делились этим будто собственным пОтом труда своего. Так вот вам слово Его: вы уже получили свою награду! Изыдите прочь!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Несомненно, слуги Твои ошибаться не могут. Люди пользовались Твоей милостью и тем, что Ты им давал, в свою корысть. Но разве Ты от этого пострадал? Или Твое могущество уменьшилось? Если Ты милостив, не все ли равно Тебе, как они распорядились Твоей милостью. Все-таки они делали, пусть не бескорыстно, добро, а не зло. И за свои дела они желали быть известными, дабы делами этими провозглашать имя Твое. Они достойны быть в Царствии Твоем!
Бог взмахнул рукой, и шестая часть бесследно исчезла.


И выступил ангел седьмый, и заговорил: голос его был слышен каждому.
- Се праведные. Они были бы достойны войти в Твое Царствие, если бы не ведали, что творили. Они сознавали свою праведность и преисполнялись при этом гордостью, что они праведные; что им уготована вечная жизнь, тогда как остальные предстанут пред Судом Твоим. Но Ты сердцеведец, и знаешь, что их праведность была ради того, чтобы возвысить себя, возвеличиться и прославиться. Поставить себя выше грешного ближнего. Они хотели быть первыми перед Тобой. Так быть же им последними!
Тогда заговорил advocatus diaboli:
- Но разве праведность может быть без осознания своей праведности? Ты сам предвосхитил, что ждет их Царство, а им это было приятно сознавать. Глядя на мир, полный скверны и зла, они, праведные, не желали с ним иметь дело. Это Твое дело — управляться  с миром, а их — хранить целомудренную праведность. Более того, они в меру сил увещевали и наставляли непутевых своих ближних. Уж они-то заслужили Царствие Твое!
Бог взмахнул рукой, и седьмая часть бесследно исчезла.


И остался на земле один человек, который отошед налево. Стоял он пред Его очами в печали и тоске, слыша и видя все; ибо понимал хорошо, что уготовано ему. Если и праведные с трудом вошли в Царство, и вошли не своими заслугами, а Его милостью, то его ждет справедливое наказание.

Тут вознесся из бездны сам князь тьмы и сказал:

- Сей человек не достоин Твоего Царствия. Он был мизантроп, циник и скептик. Он редко когда чем-либо делился с другими, не стремился на помощь и уклонялся делать ее. Он не любил ближних, а врагов тем более. Он не выполнял большинство Твоих заповедей, а остальные не нарушил лишь потому, что такой возможности не представилось. Говорил ложь, чревоугодничал, крал лишь для удовольствия, прелюбодействовал без нужды. Не любил Тебя и не стремился пострадать за Тебя. Подвергал сомнению и Тебя, и Твое Слово, оправдываясь тем, что Ты же и дал ему разум, чтобы самому разбираться в добре и зле. Стремился  жить в удовольствие. Более того, он  имел гордыню поступать по своему желанию, говоря в сердце своем: я так хочу, а если за это придется отвечать пред Богом, я готов понести наказание, только я должен знать, каков будет Суд. Он, без сомнения, заслужил наказание; оно его ждет.

И ответил Бог:
“Ты говоришь все верно, но лукаво, враг человеческий. Я создал мир, прекрасный и совершенный, поселил в нем человека и наделил его органами чувств, дабы он радовался и наслаждался моим творением. Я дал ему глаза, чтобы он любовался результатами трудов моих, и язык, чтобы он получал удовольствие от пищи, и слух, чтобы он внимал гармонии. Я наделил его способностью любить и наслаждаться любовью; чтобы он вкушал радость во дни молодости своей, имел утешение в старости. Я наделил его разумом, чтобы он сам разобраться мог, что такое зло и добро; и чтобы он сумел понять их общую Истину — источник вечного развития и движения.

Человек создан немощным и хилым — продолжал Господь. — Но Я от него не жду подвигов, жертв. Человек, вершина сотворенного Мной мира, создан разделить со Мной восхищение моим творением. Но он должен быть свободен, чтобы радоваться результату моих трудов искренне и по своей воле, а не повторять ради Меня.

Сей человек не лицемерил; не имея любви ко Мне, не симулировал любовь. Греша, признавался перед собой и Мной, что совершает грех и готов, был предстать предо Мной и дать ответ. Нарушая букву моих законов, их дух он неизменно чтил. Ибо правда моя и заповедь главная — да живет человек в удовольствии, и да вкушает он радости земные, пока он на земле. Лишь помнить должен человек: Я не только в нем и для него, но и в каждом из ближних его. Он не центр мира и не исключительный объект, вокруг него равные предо Мной создания. Совершая проступки и делая недоброе ближним, он признавал за ними ту же возможность совершать плохое по отношению к нему. Не любя ближнего своего, он не требовал от него любви; и все недостатки ближних он принимал равно как и свои собственные достоинства. Осознавая свою полную свободу в поступках и мыслях, он то же признавал и за всеми живущими. И пользовался свободой весьма осмотрительно и осторожно.”

И продолжил Бог:
“О развратные целомудренники! Порождение ехидны! Богу открыто всё в сердце человеческом и от него ничего нельзя сокрыть, однако, только один сам отошел налево, признавая свое прежние дела и проступки. Нет пред Богом большей ценности, чем осознание человеком свободы и ответственности за свою свободу; что мне соблюдения субботы и постов, поклоны и поклонение различным Моим изображениям, когда все это Я сам и создал: и человека, и мир. Неужели Я, Всемогущий творец, буду придавать значение, какие движения во хвалу или хулу Меня совершает прах земной!? Не веря в Меня, этот человек знал, кто Я есть и каков Я есть, гораздо тверже, чем остальные.  Они пожелали хитростью проникнуть в Царствие Мое, и они все уже там, где и должны находиться — у тебя,  повелитель тьмы. Этот же пребудет со Мной.”


Рецензии