Буркит и Карлыгаш

    
       Где-то далеко в долине, межу высоких снежных гор Тянь-Шаня,жила молодая красивая женщина по имени Карлыгаш и было у неё двое детей – мальчик Диас и девочка Айгерим, дети были ещё совсем маленькие, поэтому женщине, приходилось много работать, чтобы прокормить их. Они жили в небольшой юрте покрытой овечьими шкурами и кошмой, полог юрты был опущен до самой земли, чтобы горный холодный ветер не мог пробиться в их скромное жилище. Все убранство юрты состояло из нескольких предметов – керосиновой лампы, четырех разноцветных пиал, вычищенного до блеска казана, стоящего на плите, и небольшого столика. Пол юрты был заслан кошмой, у стены на полу располагалось широкое ложе с подушками и пледами из верблюжьей шерсти.
      Рано утром женщина брала лук и стрелы и уходила на охоту, наказывая детям не отлучаться далеко от юрты. Женщина охотилась на мелкую дичь, ловила в горной мелководной реке рыбу, а в свободное от охоты время пряла пряжу из шерсти единственной овцы и вязала детям теплую одежду.
      Когда-то Карлыгаш была одной из дочерей богатого бая, отец не любил своих дочерей, он всегда хотел иметь сына, но по воле аллаха, небо дарило ему дочерей - красавиц, отец за богатые калымы отдавал их замуж и всё больше богател.
      Однажды юную красавицу увидел молодой джигит по имени Буркит, он полюбил девушку с первого взгляда и решил взять её в жены. Карлыгаш тоже понравился Буркит, однако отец запросил у джигита богатый калым золотыми тенге, таких денег не было у бедного юноши, и тогда Буркит предложил баю несколько сотен сайгаков и горных коз.
      - Где ты возьмешь такое стадо? – спросил бай у джигита.
      - Я буду охотиться день и ночь и через месяц приведу вам отару - ответил взволнованный юноша. Бай засмеялся, но немного подумав, согласился.
     - Запомни, дерзкий, – с иронией в голосе сказал бай,
     - Если через месяц ты не отдашь мне калым, я выдам замуж свою дочь, за уважаемого Нурбека из соседнего аула, ему нужна молодая жена, которая смогла бы родить ему здоровых сыновей. Я давно хотел с ним породниться. Услышав это, юноша вскочил на коня и ускакал в горы.
      Карлыгаш плакала день и ночь, ей не хотелось выходить замуж за старого и толстого Нурбека, она полюбила храброго юношу.  Неужели он не заберет её? - думала она.  Прошло уже больше месяца, а от Буркита не было никаких вестей. Отец уже стал поговаривать о свадьбе Карлыгаш и Нурбека. И вдруг однажды рано утром все жители аула услышали блеяние овец. Карлыгаш выскочила из юрты и увидела большую отару степных сайгаков и диких коз, их гнал Буркит. Девушка засмеялась от радости, а довольный бай отправил своих братьев встречать свое стадо.
 
               



     Радости влюбленных не было предела. После свадебного тоя Карлыгаш покинула родной аул и вместе с Буркитом отправилась в горы, они любили друг друга и были очень счастливы. Вскоре у них родился сын Диас, а  через два года на свет появилась прекрасная, луналикая Айгерим.Буркит охотился в горах и приносил домой убитую дичь горных архаров и быстроногих косуль, а жена вместе с маленькими детьми ждала его с охоты, готовила пищу и радовалась каждому счастливому дню.

    Однажды Буркит не вернулся с охоты, его не было три дня и три ночи. Была зима, сумерки сгущались всё сильнее и сильнее, яркая луна освещала хребты гор, где-то вдали на склоне гор волчья стая распевала свои унылые песни. Карлыгаш охватило волнение, предчувствие чего-то страшного и неизбежного заставило её быстро одеться и выйти из юрты. Сильный порывистый ветер пронзил насквозь её стройное тело.

    - Буркит, любимый мой, где ты? – прошептала, женщина, всматриваясь в темноту. Неожиданно её волнение сменилось жутким страхом, на какое-то мгновение она увидела глубокое узкое ущелье и своего Буркита, он лежал засыпанный весь снегом, а на склоне ущелья собралась голодная стая волков в ожидании предстоящей охоты.
   - О-о-о! – заголосила женщина, причитая:
   - Сколько раз я просила тебя вернуться к людям в аул, разве можно жить в горах одним, да ещё с маленькими детьми. И Карлыгаш вспомнила, как отшучивался Буркит, называя себя вольным орлом.
   - Я должен жить в горах или в вольной степи, это ты у меня прекрасная и нежная птичка, поэтому тебя и зовут ласточкой, я буду охранять тебя и наших птенцов, ничего не бойся! И женщина снова запричитала.

               
 
    Рано утром Карлыгаш развела огонь, накормила детей и стала собираться на поиски мужа.
    - Диас, обратилась она к старшему сыну:
    - Ты уже взрослый мальчик, тебе десять лет, я оставляю на тебя Айгерим, присматривай за ней, не оставляй одну,я ухожу в горы, но скоро вернусь.
    - Вместе с апой? – спросил взволнованный мальчик.
    - Я постараюсь вернуться вместе с апой, ему сейчас нужна моя помощь, ответила Карлыгаш и слёзы снова подступили к её глазам.
    - Вот здесь сыр  и вяленое мясо, этого вам с Айгерим хватит на неделю.
    - Тебя так долго не будет? – спросил мальчик.
    - Я вернусь гораздо раньше, вы только ничего не бойтесь. Дети бросились к матери, обняли её за шею и всё троё горько расплакались.
    Успокоив детей, Карлыгаш стала быстро собираться, затем попрощавшись с детьми, вышла из юрты.
 
    Ветер немного стих. Мягкий снег продолжал кружить над головой, опускаясь на лицо, он медленно таял, оставляя мокрые следы на лице. Ноги Карлыгаш глубоко вязли в рыхлых снежных сугробах, ей приходилось с трудом продвигаться вперед.
     Вокруг пояса она была обмотана длинной веревкой, к которой был привязан нож и небольшой узелок с вяленой рыбой.
     В полдень она добралась до ущелья, где обычно охотился Буркит. Немного отдохнув, Карлыгаш прислушалась,стояла мертвая тишина. Чувство страха снова охватило её.
     - Бур-ки-ит! – протяжно и громко крикнула женщина. В горах эхом отозвалось имя любимого.
     - Бур-ки-ит! – позвала женщина ещё несколько раз. Эхо снова передразнило её, убегая высоко в горы. Карлыгаш прислушалась, ей показалось, что где-то рядом послышался стон, она ещё раз внимательно прислушалась и услышала своё имя, быстро огляделась, вокруг кроме покатистых высоких сугробов ничего не было видно.         
     Показалось, подумала женщина и решила пройти немного вперед. Вдруг её ноги стали куда-то проваливаться. Вот уже по пояс она погрузилась в снег, раскинув руки в стороны, пыталась за что-нибудь ухватиться, но кроме пушистого ослепительного белого снега вокруг ничего не было. Ещё мгновение и ужас охватил её мысли, она падала в бездну.
    Карлыгаш не успела опомниться, как её ноги опустились на что-то острое и твердое. Она дернулась и сильно коленом ударилась о камень, громко застонала и присела от боли, немного огляделась в полумраке, поняла, что попала в западню. Сверху через небольшое отверстие было видно кусочек хмурого серого неба. Боль в колене усиливалась с каждой минутой. Карлыгаш попыталась встать на ноги, но тщётно. Слезы непроизвольно как снежная лавина скатились с глаз, в этот миг она услышала со всем рядом тихий стон, это был Буркит. Забыв о боли, женщина кинулась к мужу.
    - Буркит, что с тобой?
    - Открой глаза, посмотри на меня, это я твоя ласточка! Буркит что-то невнятно бормотал, крупные капли пота покрыли его лицо, оно пылало от жара. В ущелье с каждым часом становилось холодно и темно. Буркит в бреду произносил имя жены и стонал, Карлыгаш подняла глаза и посмотрела на просвет сверху, сумерки сгущались всё сильнее и сильнее, женщина поняла, что это конец, помощи ждать неоткуда. Карлыгаш прижалась к мужу, его тело было таким горячим, что ей сразу стало тепло, она обняла Буркита и крепко заснула.

               
 
    Под утро она проснулась от холода и ноющей боли в колене, её руки по-прежнему обнимали любимого. Но его тело было холодное и не подвижное. Карлыгаш погладила мужа по лицу, коснулась его холодных рук и неистово закричала. Буркит был мертв. Женщина отскочила в сторону, прижалась спиной к холодному камню и горько зарыдала.
    Первые лучи солнца осветили узкое ущелье. Карлыгаш подняла глаза и увидела орла. Широко раскинув свои могучие крылья, он парил в небе над ущельем.
    - Буркит! – тихо произнесла Карлыгаш. Гордая птица камнем бросилась вниз. Долетев до склона ущелья, орёл сел на отвесную скалу, наклонив голову набок, своим зорким взглядом он смотрел вниз.
    - Как же мне жить без тебя Буркит,- продолжала плакать и причитать Карлыгаш. И вдруг, она вспомнила о детях. Как они там без неё? - ведь уже прошло почти два дня.
    - Я должна вернуться к детям, я должна жить ради них и она сквозь слёзы стала осматривать ущельё. Заметив небольшие выступы, Карлыгаш с помощью верёвки и ножа, стала медленно подниматься вверх, цепко хватаясь за обледенелые каменные выступы. Выбившись из сил, она подняла голову и снова увидела орла. Птица по-прежнему сидела на краю ущелья и наблюдала за Карлыгаш. Почти у самого верха ущелья, выступов становилось всё меньше и меньше, женщина попыталась подбросить к верху верёвку, но конец верёвки падал вниз, она снова её подтягивала и подбрасывала петлёй вверх, в надежде закрепить её за какой-нибудь камень, но ей этого не удавалось. Совсем отчаявшись, Карлыгаш снова заплакала. Всклоченные волосы прилипли ко лбу, с кончиков пальцев сочилась кровь, но она продолжала крепко ими держаться за выступы камней. Она почувствовала, что руки и ноги с каждой минутой немеют, силы покидают её тело.

   - Я должна выжить, я должна вернуться к детям, собрав все силы, Карлыгаш снова подбросила вверх верёвку и почувствовала, что веревка натянулась, она дернула её, убедилась, что верёвка крепко за что-то зацепилась, стала снова медленно и осторожно подниматься вверх. Ещё рывок и Карлыгаш была на склоне ущелья, упав лицом в снег, женщина пролежала несколько минут. Отдышавшись, подняла голову и осмотрелась. Конец верёвки лежал возле неё, вокруг не было ни души, только высоко в небе снова парил орёл, раскинув свои могучие крылья.
 
               

   Карлыгаш вернулась домой и стала воспитывать своих детей.
   Сын Диас подрос, стал таким же храбрым юношей, как и его отец Буркит. Дочь Айгерим расцвела как весенний бутон мака, её стройный стан и красивое лицо напоминали молодую Карлыгаш. Девушка ждала своего счастья так же, как когда-то ждала его её мать. Карлыгаш радовалась жизни, глядя на своих детей. Она знала, что жизнь прожила не зря, дети выросли и обязательно будут счастливыми.

   Как знать, настанет час, когда душа Карлыгаш превратиться в маленькую ласточку и тогда она вместе с гордым орлом будет парить высоко в небе, любуясь необъятными просторами казахских степей и горными пастбищами Джайляу.
 








 

 

 


Рецензии