Укрощение Зверя. глава 10

 Дей словесая, а не глагли деяния.
(Делай сказанное, а не говори о сделанном. Русская пословица. ХIV в.)

        Ему не пришлось долго искать. Это было недалеко от Кремля. Митрополит жил при Успенской церкви  в своем епархиальном городе, на старинном дворе. Его построенный из обожженного красного кирпича  терем  по размерам не уступал княжескому.  Монахи и монахини  в черных и серых одеяниях, не поднимая глаз вверх, и не глядя друг на друга,  занимались хозяйственными делами. 
Безмолвные стражники в одинаковых  доспехах европейского образца, в полном вооружении несли свою службу внимательно   и четко.  Никто не вел пустых разговоров, никто не болтался без дела.

       Едва Муса появился на чисто выметенном дворе, к нему сразу подошли и   предупредили, что митрополит ещё  не приехал из Кремля.  Пока владыки нет, казацкий атаман может зайти в дом, выпить  квасу или  морсу  и подождать митрополита в приемной.  Выбора не было и Муса  с удовольствием прошел в уютную комнату, отведенную под приемную. На стенах  в слабом свете мерцали….., нет, не иконы как можно было бы предположить, а картины. Когда сотник пригляделся, то увидел, что на них, с величайшим искусством, были  изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.

        На Мусу смотрели  лики святых  апостолов и великомучеников, очень похожих на лица современных ему  людей.  Вот Понтий Пилат  вершит суд и расправу на ступенях своего дворца в Иудее. А на другом полотне  Иоанн  Предтеча  крестит народ. Все было написано потрясающе живо и красочно, и сотнику на миг показалось, что  эти люди на полотнах вот-вот  начнут двигаться и разговаривать.  Муса настолько увлекся, что не заметил митрополита Киприана, тихонько пошедшего к нему сзади. 
- Казаку понравились картины итальянских мастеров? – сказал  первосвященник. Муса вздрогнул от неожинности, повернулся к хозяину приемной и сказал:
- Никогда ничего подобного не видел!  Разве человек способен так изобразить живое?
- Как видишь, способен, если освободить его от ненужных канонов. Заходи сотник. Присаживайся, в ногах правды нет.
- Спасибо, владыка.

        Кабинет первосвященника был подстать приемной.  Стен не было видно. Кругом были книжные полки, заставленные книгами в обложках и небольшими тубусами для свитков.  У единственного окна, на чисто вымытом полу, стоял огромный шар со странными рисунками.  В углу маленькая лампада  освещала лик неизвестного Мусе святого. 
На огромном письменном столе красного дерева,  кроме рукописей и недописанных свитков стояла шахматная доска с расставленными на ней фигурами. Митрополит сел в высокое золоченое кресло, обитое черной кожей. Муса устроился напротив него на невысокой скамейке без спинки. Прямо против него, на столе оказалась бронзовая чернильница в виде пустого дубового пня  и  несколько заточенных гусиных перьев. Тут же стояла небольшая  серебряная песочница. Все было скромно и без лишних украшений. Митрополит улыбнулся сотнику и сказал:
- Ты мне  нравишься, Муса Гирей. То как ты выполнил задание вашего атамана выше всяких похвал. Я имею в виду доставку царевича в Москву. Не скрою, многие в Москве считали, что он не должен был доехать живым.   Я хочу тебя познакомить кое с кем, не возражаешь?
- Я ваш слуга, владыка.
- Пока ещё не мой.  Пусть войдёт боярин!
В кабинет вошёл человек и поклонился сначала митрополиту потом Мусе.  Сотник глазам своим не поверил! Это был боярин  Семен Бельский! Видимо удивление Мусы было написано на его лице. Киприан немного подождал  и сказал:
- Это боярин Семен Бельский, он действительно мой слуга. Ему было поручено остановить тебя и ликвидировать Касима. Он не справился с заданием. Теперь  будущее Москвы зависит от решения князя. Какое наказание заслуживает боярин Бельский по твоему мнению?
- Владыка я очень прошу вас не наказывать боярина.  Уверен, что в будущем он оправдает ваше доверие и докажет свою верность и преданность!
- Я предвидел, что ты  проявишь великодушие к человеку, который мог тебя убить. Хорошо. Иди боярин.  Прощаю тебя по просьбе казака.
Бельский зло, сверкнув глазами, поклонился первосвященнику и вышел.
- Теперь он будет искать возможность отмстить тебе.
- За что?!
- За то, что ты видел его слабость. За то, что не дал ему возможности выполнить поручение и доказать свою силу. Люди часто мстят друг другу за добро. Разве ты этого не знаешь?
- До сих пор не знал.
- Ты ещё много не знаешь, казак.  Вот видишь на столе шахматы, играть умеешь?
- Нет, владыка.
- Зря. Научись обязательно. Эту игру придумали в Индии, и она очень похожа на жизнь. Вот  король – это  не самая сильная фигура, все время нуждается в защите. Все остальные фигуры существуют только для того, чтобы защищать короля. А это  ферзь – самая сильная фигура, она имеет самую большую свободу на доске и король её за это ценит. Но  бывает так, что пешка – самая слабая фигура, становится ферзём. А вот остальные не могут им стать – таковы правила игры. Сегодня ты пешка, казак. Я тебя очень хорошо понимаю, сам был  слабой пешкой. Но мне удалось стать ферзем, какой ценой не важно. Важен результат.
- Что для этого нужно, владыка?
- Во-первых,  ты должен принять православную веру!
- А вот у монголов……
- Ты не у монголов! Да и где они сегодня эти монголы? Тюрки-мусульмане победили их и полностью сменили на всех ключевых постах во всех улусах Большой Орды.  Итак, ты примешь православную веру?
- Предположим, приму, что ещё я должен  сделать, чтобы стать на вашей доске хотя бы ладьёй, отче?
- Ты должен будешь выполнять мои приказы, казак. Беспрекословно!  Таким как ты всегда нужна ясность и понимание конкретной цели, но……. Темп  жизни очень высок, не всегда есть время и возможность что-то объяснять.
- Это понято. А подумать я могу, владыка?
- До вечернего  пира можешь думать. И берегись Бельского.
- Это я уже понял.
- Иди, казак. На пиру все решиться.
Насупленный стражник в сверкающей кирасе проводил Мусу  до выхода из патриарших палат.

       Голова сотника отказывалась в таком темпе принимать  всё, что ему  пришлось услышать.  Он вспомнил слова Ибрахима, которыми тот  напутствовал его  в Москву: «Митрополит нужный нам человек. Если обратит на тебя внимание, не уклоняйся. Ты у нас неглуп. Будешь ему полезен, значит и всем казарам тоже».
Но поменять веру это же не рубашку поменять?!  А, что он собственно поменяет?  Священная книга у  христиан Библия - Ветхий Завет у хазар Тора – только название разное, а рассказывает об одном и том же. Есть ещё Евангелие, так и оно рассказывает  историю о человеке  его родной веры.  Разные ритуалы?  Так  Бога – создателя всего сущего,  стоящего очень высоко над людскими заботами, эти  ритуалы, скорее всего, мало интересуют. Муса и раньше думал над  вопросами религии и пришел к заключению, что  Бог, скорее всего один, просто разные народы называют его по-разному и служат ему по-разному.  И службы эти нужны по большому счету только тем,  кто на них зарабатывает. А ещё сильным – желающим управлять всем и вся людям. Слабым тоже нужны ритуалы – это дает им надежду на будущее. Иначе человеческий разум может не выдержать жизненных тягот.

       Ему приходилось видеть, как ломаются молодые слабые бойцы  от крови, грязи и жестокой правды жизни. Конечно, обдумать бы все это основательно! А Киприан не дал ему на это времени.  Но ведь принимая христианство, он не предаст своих родных и друзей! Это ведь все для их блага, а не во вред.  Все ли это поймут правильно?  С другой стороны многие казаки уже приняли новую веру, это сблизило их с остальными народами Руси.
А Яромир?  Славянин, а христианства не принял. Но  между верой Яромира и  христианством пропасть боўльшая, чем  между христианством и верой хазар. Мучимый этими вопросами Муса добрался до Кремля и княжеских палат.  Верный друг Касим  ждал его у Красного крыльца и наотрез отказывался без него  идти на пир.  Увидев  Мусу, Касим подбежал к нему, обнял за плечи и так, вместе они зашли в пиршественную комнату. 

       Длинный стол был накрыт  белыми расшитыми скатертями. Все приглашенные, кроме наших друзей, уже сидели на своих местах и ждали. Слуги бегом разносили тарелки, блюда, чары и судки. Наконец пришел князь с княгиней,  гости встали и хором поприветствовали хозяина и хозяйку, пожелав им здоровья и долголетия. Никто не упал ниц, никто никому не целовал ноги и руки. Поклоны разной глубины и длительности, вот и вес знаки почитания которыми обменялись присутствующие с князем. Все это очень удивило хана Касима, привыкшего к совсем другому  выражению верноподданнических чувств.

      По команде дворянина-стольника Евлампия Седова слуги выставили на столы «холодные естьва»: студни мясные и рыбные, грибы отварные с хреном и квасом, грибы соленые с маслом и уксусом, свеклу печенную, печенную же солонину, рыбу вяленную, копченную и соленую. Птицу соленую с квасом, дичь со сливами, почки заячьи в рассоле икрянник, соленые арбузы  и лимоны. После  двух чар хмельного меда гости почувствовали   зверский аппетит, и наступила очередь  «второй подачи».

     Щи, борщи, уха из речной рыбы и всяческие бульоны лились рекой. К жидким блюдам подавались пироги, оладьи, блины, жаренные на маковом масле. «Третью подачу» составляло жаркое с бульонами, которые называли  «взвары». Жарили мясо и рыбу крупными кусками в русской печи или на вертеле, на сковородках, плошках, латках. Особенной популярностью у гостей пользовались гусь с взваром капустным, жареная баранина и курица, налитая яйцами. Хором попросили выйти к гостям повара. Он пришел и долго кланялся, благодарил за честь. 
На закуску подавали крупеники и сочни – блюда с творогом. И все это заливалось разного сорта медами, пивом, квасами и киселями.  Пьяных не было совсем – Василий  Дмитриевич этого не любил. 

      В разгар пира, Софья Витовтовна, жена князя, встала, поклонилась гостям и попросила разрешения уйти, сославшись на заботу о «малых детушках». Говорила она медленно, с легким литовским акцентом, от которого не смогла избавиться  за многое годы жизни в Москве. Гости великодушно разрешили. Когда княгиня ушла, стольник приказал убрать все лишнее со столов и принести князю письменный прибор и саблю из княжеской опочивальни.  Гости  поняли, что предстоит что-то серьёзное, и замолкли, с интересом наблюдая за князем и его засуетившимися секретарями.
Наконец князь встал, поднял руку и сразу, в зале наступила   полная тишина. Слышно было, как в соседней комнате слуги сначала перебранивались в полный голос, а потом  замолчали и они. Князь выждал паузу и  начал:
- Мы, тут посовещались и решили……!  Хан Касим, выйди, покажись людям!
Касим  выбрался из-за стола и вышел на середину залы. Князь продолжал:
- Сей ордынский царевич  Касим бин Суюргатмыш Марканди Чингизид, пришел под руку нашу от Тимура Царя и помощи попросил. А мы, русские люди в помощи НИКОМУ НИКОГДА не отказывали!  И ему, хану Касиму, не откажем и людям его. Если ты хан Касим поклянешься служить нам верно и преданно, всем родом своим, то и я, князь московский в обиду тебя не дам. А всякое причиненное тебе зло, буду считать злом мне причиненным!  Клянись, хан!
Касим подошел к  столу, принял с поклоном у Василия саблю, вынул её из ножен, поцеловал и сказал  на тюрки:
- Клянусь, тебе князь московский,  и  свидетелями этой клятвы пусть будут все присутствующие бояре  и дворяне. Клянусь быть тебе верным и преданным до самой моей смерти. А если не смогу я сдержать этой клятвы, то пусть поразит меня этот клинок как подлую собаку. Омен! 
- А клинок то не простой! Сабля это отца моего, Дмитрия Ивановича Донского. Будь верен, хан!
- Умру, а не предам!
- И в подтверждение того, что переходит, сей хан и весь улус его на службу в московское княжество, жалую его землями  близ Рязани, что зваться теперь будут Касимовское ханство!  Завтра же и отправляйся туда, людей своих скликай. Пусть приходят и трудятся на благо Москвы. Вот тебе на это мой письменный указ.
- Слушаюсь князь.
Глаза Касима горели, правая рука бегала по левому боку искала привычную саблю. Князь Василий оглядел присутствующих, показал Касиму, что можно садиться  и поманил рукой Мусу Гирея.
- Выходи казак.
Всего Муса ожидал, но только не того, что князь  позовет его.  Зачем!?  Что это будет честь или бесчестье?!  Он вышел в центр комнаты и встал, глядя в глаза Василию Дмитриевичу.  Князь  увидел замешательство сотника, и оно его  насмешило. Улыбнувшись, он выдержал  солидную паузу  и сказал:
- Князья, бояре ближние и дворяне служилые, прошу любить и жаловать боярина  Михаила Киреева. От сего дня назначается он моим указом на службу хану Касиму.  Головой отвечает он за жизнь и безопасность хана. Будь Киреев моими руками, которыми хана сего от несчастий заслоняю.  Людей  от своей станицы может взять, сколько и кого захочешь. Принесите его саблю! Клянись, сотник. Это ты сегодня сотник, а завтра хан тебя воеводой сделает.  Сделаешь хан?
- Яхши  конязь!  Албатта !  - закричал не успевший сесть на место Касим.
- Молодец, хан! Садись, всему свое время. Ну, что сотник Михаил, замер, молчишь, саблю не целуешь?  Ну!
Муса Гирей, который стал с этого момента Михаилом Киреевым, встал на одно колено и, вынув из ножен принесенную стольником саблю, припал к её лезвию губами, а потом сказал:
- Князь я присягал тебе, будучи служилым казаком, теперь присягаю как боярин. Если понадобится   жизнь за тебя отдать, не задумаюсь!
- Жизнь отдать, не хитро!  Мне живые слуги нужны, умные и умелые.  Чтобы  способны были любое мое поручение выполнить и живыми остаться. Понял? Служи Касиму, вот тебе мой указ. 
- Буду. Любо это мне.
Все присутствующие  шумно и весело поздравляли Михаила и Касима, но были и такие, которые не спешили выражать свои добрые чувства.  Княжеская благосклонность штука переменчивая. Сегодня один осыпан милостями, завтра другой.  А коль скоро у Руси неприятности начнутся из-за   хана Касима?  Тимур Аксак уже полмира завоевал, что ему маленькая Русь – так, досадное препятствие на пути в Европу. А казаков вообще приближать опасно – разбойники, головорезы!  Волки степные!  По каким законам живут, каким богам молятся? Тем более эти, которые из хазар –   сотни лет с Руси дань брали. Сегодня Руси служат, а ну как завтра к тому Аксаку и перекинуться?  Новая княжеская игрушка – наиграется и бросит.

       Пир кончился далеко заполночь.

       Уставшие Касим и Михаил  ехали нога к ноге, по темным улицам уснувшего города и думали каждый о своём.  Касима  заботило только одно: он уже посылал казака  в Гостевую слободу  к знакомому бухарскому торговцу.  Теперь самое главное - это собрать свой улус на выделенной ему князем, земле. Надежные торговцы самые лучшие гонцы. У них есть деньги, кони и горячее желание заработать на услуге знатному человеку. Правда, теперь уже не ордынцу, а хану на службе у московского князя. Скорее бы  прибыть на свою землю и начать обустраиваться!
 
         «Майя! Как ты там без меня, девочка моя! Как устроюсь на новом месте, сразу же заберу тебя» - думал Михаил – « Теперь ты будешь женой русского боярина,  а не  казацкого сотника. Вот только не знаю хорошо это или плохо. Это для Киприана  жизнь – шахматная игра, а люди – деревянные фигурки, а на деле все гораздо сложнее. У каждой из этих фигурок  есть обстоятельства, которые могут не укладываться в «правила игры» и вот все пошло не так как  планировалось!  Самое главное сейчас – это обеспечить Касиму безопасность.  Провести рекогносцировку на местности, определить места  охранных засад, способы связи,  договориться с соседями о взаимопомощи.  А ведь  Яромирово болото не далеко, вот бы  его бойцов  задействовать в  охране  и обороне. Нужно продумать, на каких условиях можно этого добиться».   

         Мысли роились в его разгоряченной голове  как ночные   птицы. Он видел  лицо Майи, чувствовал её запах. Ему казалось, что он слышит   громкие воинские команды, крики раненых и  звон  сабель.  Прохладный воздух с реки  не мог остудить его разгоряченной последними событиями  головы.  Ночная стража проехала мимо  их маленького отряда. Факелами осветили лица, удостоверились, что все в порядке.

      Через полчаса  Касим и Михаил  прибыли в лагерь на Воробьевых горах.  Удивительно, но в лагере никто не спал.  Ицхак подскочил  к друзьям, принял поводы их коней.  Михаил огляделся и увидел  что около полусотни стражников в стальных кирасах и европейского образца шлемах, несут караул рядом с казаками, охраняющими лагерь.
- У нас в лагере посторонние?
- Муса, Киприан приехал со своими ближними.  Разрешения спросили рядом палатки поставить. Я разрешил.
- Правильно сделал. Где владыка Киприан?
- Почивает. Сказал, чтобы утром ты к нему зашел.
- Зайду.

       У Касима и  Михаила уже не было сил на дальнейшее бодрствование, и они провалились в спасительное небытие, как в пропасть.  Снов  не было. Молодость тем и хороша, что тело само решает, как ему пережить трудное время. Живительный сон приходит как раз тогда, когда тело и мозг  крайне устали и не могут самостоятельно справится с   перегрузками.

      Тогда сон отключает почти все чувства и инстинкты  человека, кроме инстинкта самосохранения  и дает возможность восстановить силы и здоровье.  Утром Михаил открыл глаза и увидел  луч солнца, светивший через полотняный полог его палатки. Он  снова был  силен, весел и готов к любым неожиданностям. Но это ему только так казалось.
- Вставай боярин Михаил Киреев,  у нас еще много дел и лучше их делать при утреннем солнце!
Голос был таким знакомым, что Михаил буквально подскочил на своей лежанке. Его рука машинально метнулась в изголовье к черной сабле казацкого сотника.
- Тебе не нужна сабля! Я не угрожаю твоей  жизни.
Михаил оглянулся и увидел смеющегося Киприана в простой рясе и черной митре, без украшений. Один только  тяжелый черный серебряный крест  виднелся у него на груди. Но разве, то, на чем распяли живого человека, может быть украшением?
- Сегодня тебе предстоит стать настоящим русским боярином. Принять православную веру. Я уже говорил с  твоими товарищами, они готовы последовать за тобой.
- Да, владыка, теперь я понимаю, как из пешки становятся ферзем. Главное спать меньше, а делать больше.
- Тебе ещё много предстоит узнать Михаил. Если хочешь, я расскажу тебе одну историю. До завтрака.  И ты запомнишь её на всю жизнь.
- Слушаю, владыка.
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: « Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
- Спасибо, отче, я все понял!
- Тогда пойдем, боярин. Там слуги мои уже алтарь поставили.
Между лагерем казаков и палатками патриаршей дружины был установлен легкий походный алтарь обтянутый  пурпурными, белыми и голубыми тканями. Все свободные от караула казаки выстроились рядом и сняли папахи по команде Киприана. Митрополит надел священные специальные одежды и начал обряд.
- Скажи мне сын божий, окончательно ли твое решение перейти в лоно нашей матери-церкви и стать православным христианином?
- Да, отче.
- Не был ли ты раньше крещен?
- Нет, отче.
- Ради спасения ли своей души, а не ради прибытка какого либо или какой-то временной причины, здоровья или брака ты желаешь креститься?
- Ради спасения души, владыка.
- Есть ли у тебя поручитель, восприемник, готовый за тебя поручиться, сын божий?
- Есть отче, это  митрополит московский, литовский и киевский  Киприан.
Митрополит удивленно сверкнул глазами, но продолжил. Он оделся в мантию, взял у служителя жезл и опять спросил:
- Кто ты есть?  - и сам же подсказал ответ
- Я – желающий познать истинного Бога и спасения ищущий.
- С какой целью пришел ты ко святой Церкви?
- Научиться от Неё истинной вере и к Ней присоединиться.
- Какую пользу надеешься получить от истинной веры?
- Жизнь вечную и блаженную.
- Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, ни сливая Лиц, ни разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: однако не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разуметь, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога Отца прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший: пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца: когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы, и учителя Церковные.

       Также и ты, веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя. Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность.

       Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Рецензии