1. Несостоявшаяся любовь

               
                БАЛЕРИНА
             или несостоявшаяся любовь

               
                Балет – это когда актеры ходят
                на цыпочках, чтобы не разбудить зрителей.
               
                Балет - это добровольная каторга.               

                Из  балетных афоризмов


      Мне было девятнадцать лет, ей – семнадцать. Её звали Лида. Она училась в Москве в балетной студии Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Вместе с ней училась наша соседка Валя.  Обе готовились стать балеринами. Летние каникулы Лида и Валя проводили в Калуге у своих родителей. Лида чуть ли не ежедневно приходила к Вале. Мы втроем ходили купаться на Оку, подолгу о чём-то болтали, сидя на крылечке флигеля, в котором Валя жила, а в ненастную погоду собирались уже на крыльце нашего дома, над которым имелся навес, и девушки просили меня что-нибудь спеть под гитару.

       Гитару мама купила у старухи Чешихиной из соседнего дома, как мне помнится, за 70 рублей, и подарила мне в день моего восемнадцатилетия. Это была русская семиструнная гитара*) старинной работы, небольшого размера, её называли женской. Я быстро научился брать на ней простенькие аккорды. Вечерами на нашем крылечке стала собираться молодежь. Я выносил гитару и под её аккомпанемент напевал «Студенточку»:
               
                Студенточка. Вечерняя заря
                Под липою
                В мае жду одну тебя.
                Счастливы будем мы,
                Задыхаясь в поцелуях...
      
       Тогда я не знал, что это песня-танго Петра Лещенко**). Пел и какие-то другие  песенки. Гитарист из меня получился никудышный, да и певец я был безголосый, и меня удивляло, что Валя и Лида  слушали мое пение с явным вниманием.

       Что я знал о балете? Почти ничего, а из общения с ними мои знания о балете значительно расширились. Так, я впервые услышал от них имя восходящей звезды балета Майи Плисецкой. Они рассказывали, в каких балетных спектаклях она танцевала и  как хорошо её встречала публика. Видимо, они бывали на её спектаклях в Большом театре.
      
       В своих разговорах Лида и Валя оперировали не понятными мне балетными терминами: па-де-де, па-де-бра, фуэте, шене, пируэты, пуанты, пачки; были в их лексиконе и другие слова, которые я при всём желании не мог запомнить.

       От них я узнал, что специальными упражнениями балерины разрабатывают у себя выворотное положение ног, являющееся необходимым и обязательным условием техники выполнения классического танца. Если вы встретите женщину, у которой пятки вместе, носки  раздвинуты далеко врозь, а походка как у Чарли Чаплина, значит у неё  выворотность ног, значит перед вами балерина.

       Еще я узнал, что балеринам очень важно иметь выгнутые с высоким подъёмом стопы ног, поскольку, чем выше подъём, тем  легче танцевать на пальцах. «С подъёмом, как у тебя», - показывала на мои ноги Лида, - Ноги у тебя балетные, тебе бы  позавидовала любая балерина".  А  я из-за высокого подъёма испытывал только проблемы: при примерке в магазине не всякая обувь налезала на мои ноги. Так вот, чтобы устоять на пальцах необходимо наличие подъема - изгиба стопы, позволяющего ставить ступню в максимально вертикальное положение.  Разрабатывать подъем будущие балерины начинают с первых дней обучения танцевальному искусству.

       Но как балеринам удается танцевать на пальцах? - любопытствовал я. Девушки разъясняли, что, прежде всего, это умение сохранять равновесие за счёт подтянутости всех ножных мышц. А главное, что  для танца на пальцах нужно, это пуанты - балетные туфельки, имеющие специальную конструкцию: наличие в них жёсткой стельки, жёсткой коробочки,   крепко обхватывающей часть ступни, и пятака – кончика туфли. Пуанты очень недолговечны, и балерина, исполняющая в спектакле главную роль, за время танцев может сменить их несколько пар.

       Если  Валя имела не совсем балетное телосложение – у неё была слишком большая грудь и излишняя полнота, из-за чего она, как балерина, не состоится, то у Лиды, как говорят, всё было на месте:  очаровательная аккуратная головка с русыми кудряшками и серыми глазами, длинная шея, покатые плечи, стройный стан, небольшая грудь, длинные руки и ноги. Она еще не совсем сформировалась как женщина, но в ней уже угадывалась будущая красавица.

        Её близость и недоступность, запах её волос, который я ощущал, когда она стояла или сидела рядом, меня волновали и кружили голову. Не мудрено, что вскоре я в неё влюбился. Все мысли мои были только о ней, она стала сниться мне по ночам. Мечты, восторги и… страдания – вот чем я жил в те дни. Как раз тогда мне попался роман Гёте «Страдания молодого Вертера». Я прочёл его, чуть ли не за один присест. Роман  меня потряс, страдания Вертера были так созвучны моему состоянию. Моему состоянию были созвучны и стихи Пушкина, посвященные фрейлине императрицы Екатерине Бакуниной:

                В те дни ... в те дни, когда впервые
                Заметил я черты живые
                Прелестной девы, и любовь
                Младую взволновала кровь,
                И я, тоскуя безнадежно,
                Томясь обманом пылких снов,
                Везде искал её следов,
                О ней задумывался нежно,
                Весь день минутной встречи ждал
                И счастья тайных мук узнал. . .

       Как мне казалось, и я был Лиде не безразличен. Надо было что-то делать, надо было объясниться с ней,  но объясниться, боясь,  услышать от неё «нет», я не решался. Однако пребывать в неведенье я больше не мог, и однажды, подкараулив Лиду у выхода с нашего двора,  попросил разрешения её проводить. Всю дорогу до её дома я мысленно искал слова признания в любви. А когда мы подошли к её дому, и я взял её за руку, все подготовленные слова вылетели из моей головы, и в растерянности я умолк. Наступила мучительная пауза, и в этот момент Лида, услышав чьи-то голоса во дворе дома, испуганно выдернула свою руку из моей руки и быстро убежала. Уединиться с ней в другой раз у меня не получалось. Вскоре каникулы у девушек закончились, и они уехали в Москву. Объяснение с Лидой так и не состоялось
            
       Я окончил техникум и был распределён на работу в Москву. Валя жила на квартире на улице Осипенко. Родители Вали дали мне её адрес, и я стал её навещать, с тайной надеждой встретить у неё Лиду. Но, увы, моим надеждам оправдаться было не суждено.

       Мои визиты к Вале выглядели двусмысленно, к тому же я случайно узнал, что наши с ней отцы сговорились нас сосватать. Я прекратил свои визиты, а вскоре был по работе  переведен назад в Калугу. Потом меня  призвали в армию, и Лиду я больше так и не увидел. Любовные отношения с Лидой, которых я так жаждал, не состоялись. Я казнил себя за робость и нерешительность, но постепенно чувство к ней стало остывать. И всё же, какая-то заноза всё еще сидела в моем  сердце, давая иногда о себе знать. Говорят, что клин клином вышибают. Но пока такого клина у меня не было.

       Вторая встреча с Лидой, случайная и неожиданная, состоялась, когда из ГДР я приехал  в Калугу в свой первый отпуск. Лида (как и Валя) уже окончила учебу в балетной студии, вместе с Валей работала в Ашхабадском оперном театре, и в Калугу, как и я, приехала в отпуск. Лида, как я заметил, обрадовалась нашей встрече. Из разговора с ней я узнал, что отпуск у неё идет к концу, и она возвращается в Ашхабад. Я стал мучительно думать, есть ли смысл продолжать наши встречи. Мне показалось, что Лида ожидала от меня каких-то слов, но я, здраво поразмыслив, просить у неё свидания или её адреса  не стал, полагая, что у нас с ней нет общего будущего. Балерина замужем за офицером - это, как я посчитал, нонсенс. Вряд ли Лида поменяла бы свою профессию, для получения которой отдала столько сил и времени, на должность офицерской жены, скитающейся вместе с мужем по разным гарнизонам. Я знал одного офицера,  женатого на балерине. Супруги встречались только во время отпусков,  и, в конце концов, были вынуждены развестись.

       Краткосрочный же отпускной роман с Лидой я посчитал за пошлость, да и никакой радости он бы не принёс,  только бы разбередил мои старые раны. Погуляв по улицам города,  мы с Лидой  расстались, как я полагал, навсегда. В её прощальных словах звучало сожаление, но, возможно, мне это просто показалось, показалось потому, что я и сам прощался с сожалением, что расстаемся мы навсегда. Но оказалось, что это встреча была не последней.

       Последняя встреча случилась через семь лет, и снова в Калуге, где я проводил свой очередной отпуск. С Лидой мы столкнулись у калитки нашего дома. Вместе с мужем Николаем (так она представила мне сопровождавшего её молодого человека) она пришла навестить Валю, которая к тому времени была отчислена из балетной труппы театра и работала в Калуге библиотекарем. Лида поинтересовалась, кем стал я, я поинтересовался, кем стала она. Оказалось, что Лида профессионально выросла и теперь работала, как и её муж,  в балетной труппе Киевского оперного театра. А какой очаровательной она стала! Её летний наряд был безупречен, а легкий и неброский макияж подчеркивал красоту её лица.

       Лида с Николаем и Валя собрались идти купаться на Оку, позвали и меня с собой. Мне очень захотелось побыть рядом с Лидой, поговорить с нею, полюбоваться ею, и я, не раздумывая, согласился. За лето Ока обмелела, и на ней появились песчаные островки. На одном из них Николай в паре то с Валей, то с Лидой стал показывать балетные этюды: прыжки, поддержки,  повороты. В купальнике Лида выглядела божественно, и я с восхищением, но и с какой-то грустью, смотрел только на неё, на её изящные и грациозные па, на её безупречное сложение, на её расцветшую красоту.

       Возле нашего дома я распрощался со своими спутниками, распрощался и с Лидой, теперь уже навсегда.
      
       Когда я осел на жительство в Житомире, то часто бывал в Киеве. И мне вспомнилось, что где-то тут должна проживать Лида. Мне очень хотелось её увидеть, увидеть на балетной сцене, но попасть в оперный театр, в котором она работала, не удавалось. Однажды у нас состоялся коллективный выезд в Киев на оперу «Князь Игорь». Я ждал, когда начнутся половецкие пляски с надеждой, что в них танцует и Лида. И тут с горечью осознал, что годы ушли, Лиде уже за пятьдесят, она давно уже не танцует, она давно уже на пенсии.

       И всё же у меня состоялась еще одна встреча с Лидой – виртуальная. В Интернете я натолкнулся на сообщение, что в феврале 2010 года Указом президента Украины орденом Княгини Ольги III степени награждена преподаватель Детской хореографической школы при Национальном заслуженном академическом ансамбле танца им. Павла Вирского Лидия ***. Нет сомнения, что орденом была награждена та самая Лида - моя несостоявшаяся любовь.

*) Меня интересовало, почему семиструнная гитара теперь оказалась не в чести. Вот что я выяснил в интернете:

  "Дело в том, что семиструнная гитара имеет иной строй (в сравнении с шестиструнной) и эта гитара была в ходу у бардов и исполнителей романсов и цыганской песни. В позднее советское время стала просачиваться западная популярная музыка, в которой семиструнная гитара не очень--то и нужна. Музыка изменилась, романс как жанр уже сошел на нет.
Кстати, у Владимира Высоцкого была семиструнная гитара."

**)Танго "Студенточка" очень красиво исполняет Олег Погудин -
http://ok.ru/video/2205812082

Фотография из Интернета

См.продолжение: 2."Еще одна виртуальная встреча" - http://proza.ru/2022/03/20/1326


Рецензии
Вадим Иванович, доброго здоровья. Рассказ-воспоминание понравился, прочитал с удовольствием. Порадовался лишний раз за отличный русский язык: не убавить, не прибавить. Вроде бы все просто написано, ан нет. Знаю, что за такой кажущейся простотой горы прочитанной хорошей литературы.

Виктор Юлбарисов   23.07.2023 21:56     Заявить о нарушении
Дорогой Виктор!
Малость задержался с ответом, причина в огородных делах.Большое спасибо за добрый и лестный отзыв. Очень рад, что рассказ понравился, писал его, как говорят, от всего сердца. Воспоминания из времён юности самые лучшие и дорогие воспоминания. Они греют душу. Из времён юности есть у меня еще один рассказ, "Облико морале или несостоявшееся знакомство" (proza.ru/avtor/vprohorin).Если появится желание, можете с ним познакомиться по ссылке.
Здоровья Вам, благополучия и творческих успехов!
С уважением -
Вадим Иванович.

Вадим Прохоркин   27.07.2023 19:37   Заявить о нарушении
Прочитал. Забавная история. Как же все поменялось.

Виктор Юлбарисов   27.07.2023 21:53   Заявить о нарушении
На тот случай, если вскрыть рассказ по первой ссылке не удастся, даю уточненную:
http://proza.ru/2017/01/22/1849.

Вадим Прохоркин   28.07.2023 09:45   Заявить о нарушении
Вижу, что рассказ уже вскрыт и прочитан.

Вадим Прохоркин   28.07.2023 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написана 91 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.