Рецензия на роман Наследник М. Попова

Текст рецензируемого романа тут: http://proza.ru/avtor/mikhailpopov&book=3#3

"Мой деда самых честных правил"... - примерно так мог бы начаться этот роман. Внук едет в деревню - к дедушке - проститься перед смертью старика. И всевышней волею Зе... то есть Сварога, наследником великого сокровища оказывается именно внук, Макс (он же, как вы понимаете, главный герой книги). Это сокровище - сила волхва. Разумеется, не какого-нибудь там третьесортного волхвишки, который максимум файерболом пульнуть может из рогатки, а прямо-таки Верховного волхвищи, дрожите, вороги!
   
   Но молодой обалдуй понятия не имеет, как распорядиться полученным наследством. На него наседают и ангелы во главе с Марией Иоакимовной, и черти, подгоняемые товарищем Сатаной. Всем просто не терпится заполучить великого и непобедимого Макса в свое распоряжение, иначе, само собой, мир рухнет и накроется медным тазиком. Пообщавшись и с теми, и с другими, герой решает избавиться от непосильного дара, вернув его Сварогу. О том, что дарителем является именно этот бог славянской мифологии, Максим узнает из своих снов, которые дозировано всплывают в его заблокированной дедом памяти. И выходит, что весь инструктаж главгер плавно проходил с самого раннего детства, просто ничего об этом не помнил - дед со Сварогом постарались.
   
   В общем, основная часть книги посвящена поискам этого самого Сварога (кстати, его местонахождение угадывается за один щелчок, но да не суть). Все закручено вокруг приключений, связанных с этим поиском.
   
   По ходу чтения у меня появились замечания, поэтому сейчас я их озвучу.
   
   "Не успел я это произнести, как воздух над креслом дрогнул, потемнел и обернулся физически развитым молодым человеком. Мы - я, кот и домовой, изумленно уставились на незваного гостя. Весь его вид воскрешал в памяти рэкетменов начала девяностых. Массивные, накачанные, на мой взгляд, чересчур, плечи, туго обтянуты черной кожаной курткой. Малиновый спортивный костюм "Найк", белые адидасовские кроссовки. Толстая, короткая шея украшена полукилограммовой золотой цепью, правда, без креста. Гость шевельнул правой рукой, словно хвастаясь увесистым золотым перстнем на безымянном пальце. Я перевел взгляд на лицо. Квадратная челюсть, высокие скулы и ледяной взгляд пустых серых глаз отнюдь не добавили мне душевного спокойствия. Я поднял глаза чуть выше. Жесткие, коротко стриженные "платформой" волосы... и пара маленьких изогнутых рожек! Почему-то мне поплохело".
   
   Таким образом, получается, что на пару рожек они обратили внимание в самую последнюю очередь, в глаза они не бросались, в отличие от братковской одежды, которой, видимо, герой не успел насмотреться в наших славных 90-х!
   
   "Подняв тучу брызг, Игорь Станиславович ушел с головой под воду, вынырнул и в немом изумлении уставился на мое пылающее гневом лицо".
   
   Повествование подается от героя. Откуда он знает, что там происходит с его лицом? Вот это самый вопиющий ляп среди любителей подавать сюжет от первого лица. Автор как будто забывает, что ему надо видеть мир a-la "из собственных глаз", и пытается сфокусироваться на своем герое объективно.
   
   "По центральной части хмурые, безликие фигуры резво проносили на своих плечах, роскошные и не очень, носилки".
   
   Как выяснилось, что они хмурые, если они безлики?
   
   "Лозовичи, по большому счету, не сильно отличались от Березовки, деревни, в которой прошло мое детство. Из-за удаленности от райцентра и хороших дорог, дачники не спешили приобретать здесь участки под роскошные коттеджи. Молодежь, не желая прозябать в глуши, разъезжалась, норовя увезти с собой и стариков. Пройдет еще десять-пятнадцать лет и с областных карт исчезнет название деревни, а следом за этим и она сама. Сколько деревень уже постигла эта участь? И сколько постигнет еще? Погруженный в такие грустные размышления, я обогнул шумную ватагу ребятишек устроивших сражение возле колодца".
   
   Меня всегда удивляла расхожесть подобных "страданий Ярославны". Ну, постигнет, и что? Что изменится конкретно в судьбе героя, Макса, в судьбе автора книги и множества его читателей? Ровным счетом ничего. Именно оттого такой "плач Ярославны" всегда смотрится наигранным и конъюнктурным - желание понравиться "озабоченным судьбой России", да? В судьбе которых, замечу, тоже не изменится ровным счетом ничего от исчезновения деревни Нахаловки или села Разъетитово. Города гибнут, причем в войне - и ничего, есть даже призывающие забыть об этом - а тут какие-то мирно, своим ходом, в течение 70-80 лет вырождающиеся деревни! В общем, вспоминаем знаменитую фразу Станиславского. А автор должен писать честно и только о прочувствованном и по-настоящему наболевшем. Поэтому тут (лично для меня) в тексте большой и жирный минус. А за молодежь, кстати, только порадоваться можно, что она не будет прозябать в глуши загибающихся деревень и заберет оттуда стариков. Вот так.
   
   "Хватит ли сил отказаться? Отказаться не только от этих возможностей, но и от предлагаемых денег, власти, положения в обществе? Хватит ли сил, вернутся на свою ненавистную копеечную работу, гнуть спину перед теми от кого зависит зарплата, повторять одно и то же по сотне, тысяче раз непонимающим чего я от них хочу, детям? Угодливо улыбаться родителям, хваля их глуповатое, сопливое чадо? Робко стучатся в кабинеты директоров школ, затая дыхание - вдруг повышают аренду или вообще откажутся заключать договор? И все это взамен неограниченных счетов в банках и толп подвластных мне людей. Взамен возможности усилием мысли творить все, что только может нарисовать воображение..."
   
   Вот это размышление и утвердило меня во мнении, что Макс отказывается от своих возможностей не по собственной воле - от мудрого нежелания вмешиваться в мироустройство, - а из-за малодушия и безвыходности: ну страшновато ему, что придется выбирать тех или других и держать затем ответ. Опять же - "не верю!" В робость - верю, это нормально, любой человек был бы не рад подобному давлению со стороны имущих власть (и какую власть!). А в то, что он сделал это из высших побуждений - никак не верится мне. И приведенный отрывок тому подтверждение. Что это означает, если исходить из условий, заданных самим автором относительно "сдачи-приемки волшебных сил"? Да скорее всего то, что не принял бы Сварог у него обратно свой дар... Увы.
   
   "Все очень просто. Поставь себя на их место. На это поле уйдут все силы, которые у них есть. Теперь представь: ты проходишь сквозь все заслоны и, пылая праведным гневом и жаждой мести, требуешь у них сатисфакции. А они, обессиленные сомнительной защитой, не имеют возможности даже сопротивляться. Ты бы пошел на это? Особенно если учесть, что поставлено на кон?"
   
   Это одно из объяснений, пытающихся хоть как-то прописать правила игры, но не дотягивающих до уровня правдоподобности. Тем более, в конце концов получилось, что волхвы не только не утратили сил, но и смогли (вот он - козырь из рукава!) обуздать силы Макса, перекрыв ему доступ к этим самым силам. Как это проделалось - конечно же, не читательского ума дело. Вот так вот автору захотелось - и все. А что Макс - велик и ужасен - надо немножко упустить из вида. В конце концов, надо же написать еще треть книги и наполнить ее каким-то действием, иначе совсем обвинят в мартисьюшности. Сейчас читатель такой пошел, ярлыки и штампы у него наготове, и авторам приходится изворачиваться, мол, да - герой мой крут, но не настолько: видите же, вот он облажался, а вот его победили, поэтому он простой, он наш, он такой же, как мы с вами. Как говорится, на каждый хитрый болт найдется гайка с такой же хитрой резьбой. Потом либроманы, глотающие чтиво пачками, изобретут еще какую-нибудь придирку, и авторы чтива найдут еще какой-нибудь ход-противодействие. Все правильно: единство и борьба противоположностей...
   В общем, мне так и не стало понятно, что мешало волхвам сделать это с Максом раньше, не обставляя все столь помпезно и не рискуя нарушить конспирацию перед "магглами"? Лишили сил - и похитили. А то тут вам и упыри, и Баба-яга, и чугайстыри, и навки с мавками, прямо не роман, а пандемониум славянской нечисти. Нет, ну понятно, что и это призвано развлечь читателя видовым разнообразием нежитийной фауны, только как-то оно не слишком ловко сделано, белые нитки местами торчат. На мой взгляд, стоило бы получше продумать условия, при которых волхвы должны поступить именно так, а не иначе. И чтобы с блокировкой силы не получилось так расплывчато. Заблокировали так заблокировали, выкручивайся хитростью. А то вдруг - раз! - и само разблокировалось. Неинтересный ход. Где там заслуга Макса или хотя бы Лилит?
   
   "Неужели дошли? - Неверяще прошептала Лилит, когда из травы вынырнул невысокий кирпичный парапет забора.
   - А что нам это дает? - С тоской отозвался я, запрокидывая голову, чтобы разглядеть теряющийся на двухметровой высоте, край вычурной решетки. Нечего и думать через такую перелезть!"
   
   То есть решетку, теряющуюся на двухметровой высоте, они заметили тоже только теперь, когда вынырнул парапет?
   
   "Второй же маленький, худощавый, лысый как Юл Бриннер..."
   
   Автор, ну вы же понимаете, что подавляющее большинство ваших читателей слыхом не слыхивали об этом актере?! В данном случае было бы уместно упомянуть скорее Арнольда Вослоу или вообще фамильярно обозвать волхва "Имхотепом". Это было бы уже ближе современной читательской публике. Хотя что Бриннер, что Вослоу отнюдь не маленькие и не худощавые дядьки...
   
   А теперь срочно забудьте все мои придирки и поймите одно - и самое главное: целевая аудитория. Разумеется, если вы предложите эту книгу академикам, вас не поймут. Как и произведения Дмитрия Емца (Емеца?), Йона Колфера, Эрика Л'Ома и т.д. (прошу прощения, всех не перечислю, я и этих-то знаю лишь из-за того, что их читает сын-подросток и мне довелось пробежаться в целях ознакомления) не рассчитаны на адекватное восприятие взрослыми. В этом нет ничего плохого, поскольку правильное указание "своего" читателя - залог успеха. В случае этой книги благодарными читателями будут в большинстве своем подростки или совсем молодые юноши/девушки, любящие фэнтези, особенно славянское. А таких немало. Потому я и предлагаю посмотреть на книгу глазами того, кому она адресована.
   
   И что же увидит здесь подросток/юноша? Безусловно хороший, легкоусвояемый, грамотный язык. Особенного стиля здесь нет, поэтому назовем его "простой повествовательный", без бросающихся в глаза нелепостей и ляпов. И для сказки-экшена стилистические изыски, возможно, были бы даже излишни, если применять их без осторожности.
   
   Еще один плюс - богатая фантазия автора, погружающего главгера, не выходя из условий унылой повседневности, в мир сказки. Но, конечно, сказки, законспирированной от глаз простых смертных - городского фэнтези, в жанре которого так прогремел Лукьяненко со своими "Дозорами". Этот прием полюбился и авторам, и читателям. Так что колдунить можно как в диком лесу у речки с берегинями, так и на пятом этаже в обычной хрущобной квартире, где совершенно спокойно обитает домовой.
   
   Что еще очень понравилось мне-подростку, так это беззлобность автора и его героя. Пусть автор не ставит перед читателем гамлетовских вопросов и не открывает рериховских истин, а просто играет на поверхности - в его случае этого и не нужно. Душа его все равно проглядывает в книге, и многим стоит поучиться у такого человека сохранять детскость и оптимизм, как бы ни бежали годы. Это очень ценное качество, кто бы что ни говорил, и не всякому удается оставаться юным и добродушным, как бы ни трепала жизнь. Лучше пусть именно такие люди пишут развлекательные книги для детей и подростков! И пусть даже в этих книжках будут конъюнктурные вздохи по вымирающим деревням, которые заметит взрослый и, скорее всего, пропустит мимо ушей ребенок. Зато герой будет не комиксоидной "побеждалкой", а нормальным, в меру рефлексирующим персонажем.
   
   Что получаем в сухом остатке? Довольно качественное произведение для детей старшего школьного возраста и студентов, увлекающихся темой магов, колдунов, особенно в славянском фэнтези. Богатое на приключения и способное несколько раз на протяжении романа удивить внезапными ходами. Конечно, кое-где его необходимо додумать, что-то прописать подробнее, а где-то, наоборот, убрать "воду". Некоторые персонажи ощущаются как живые - тот же домовой Невид, например, - а с некоторыми (Лилит и Надя) просто беда. То есть не мешало бы еще и поработать над "картонными" образами. Особенно женскими. Хотя в целом роман вполне читабелен и сейчас: на мой взгляд, его можно оценить баллов в 8 по десятибалльной шкале (разумеется, в категории "подростковое чтиво"), а с учетом вероятностной доработки он сможет рассчитывать и на большее.


Рецензии
Мне очень понравились все ваши развернутые рецензии на фантастику других авторов, но эту я хочу отметить особенно, ибо тема славянского фэнтези весьма интересна, близка и актуальна для меня! Вы молодец, прекрасно разобрали роман М.Попова, справедливо указав этому молодому начинающему прозаику как на его достоинства, так и на недостатки. Великолепный литературоведческий анализ, вызывающий мое искреннее филологическое восхищение!

Я уже заглянула по ссылке, чуть-чуть почитала «Наследника», и полностью согласна с вами во всем! Да, действительно, его роман можно воспринимать лишь как подростковое фэнтези, ибо на какую-либо серьезность и/или историчность он не тянет. В рамках подросткового жанра М.Попов пишет очень даже неплохо, добротно и вполне качественно, - но ему еще есть, куда расти и что исправлять в своем произведении.

Я от души поржала, читая его перлы про волхвов, - и ваши остроумные комментарии к ним! Ох, какой же он все-таки наивный мальчик, если так пишет… и как остро не хватает ему хорошего знания матчасти! Учиться ему еще и учиться, взрослеть и взрослеть… Невольно вспоминается бородатый анекдот на тему «Чукча не читатель, чукча – писатель». Но я надеюсь, что автор «Наследника» все же окажется умнее анекдотического чукчи и, прежде чем ваять новое произведение в жанре славянского фэнтези, хоть немного изучит первоисточники! (хотя бы – такие хрестоматийные, как труды академика Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», книгу И.К. Кузьмичева «Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть (Эстетика Киевской Руси)» или хотя бы популярную энциклопедию Марии Семеновой «Мы, славяне!», представляющую собой хорошую и толковую компиляцию из множества научных работ по славистике).

С волхвами и всеми, выдающими себя за «хранителей древнего сакрального славянского языческого знания» у меня особые счеты, о чем красноречиво повествует мое эссе «Долбославию – бой!»:
http://www.stihi.ru/2014/12/03/7377

Кстати, пользуясь случаем, хочу спросить: что вы думаете о творчестве такой писательницы, как Елизавета Дворецкая?.. Вам знакомо это имя? Вы читали что-нибудь из ее книг? Если еще нет, то очень рекомендую прочесть! – ибо она, на мой взгляд, ЕДИНСТВЕННЫЙ известный мне автор, пишущий НОРМАЛЬНЫЕ АДЕКВАТНЫЕ произведения в жанре славянского фэнтези! (без маразма, без долбославщины, без рептилоидов, без всяких там «Славяно-Арийских Вед», «Велесовых Книг» и «Кощунов Финиста»)

Вот, кстати, ее страница «ВКонтакте» - она добавлена у меня в друзья:
http://vk.com/id85228097

Из-под пера Елизаветы выходят на удивление красивые, трогательные, поэтические и романтические сказки о добрых молодцах и красных девицах, об истинной любви, дружбе, нежности и верности... В последние пару лет я, что называется, «подсела» на ее творчество. Читая ее фэнтези, я отдыхаю душой... там все так чисто и так невинно! - без малейшей агрессии, без пошлости, без антихристианства и антисемитизма. Абсолютно никакого сравнения с бредом Трехлебова, Левашова, Задорнова, Чудинова, Истархова или Куровского...
Она создала больше десятка романов и повестей в этом жанре, но в первую очередь я советую прочесть две ее книги, составляющие дилогию: «Золотой сокол» + «Зеркало и чаша». Это также очень красивая, поэтическая и романтическая история об истинной любви, преданности и верности. История о том, как в одного юного и благородного князя влюбилась славянская богиня – вила Младина, Дева Будущего, а он полюбил простую девушку и долго не мог избавиться от преследований богини; но в конце концов герой все же сумел перехитрить мстительную вилу, и помог ему в этом волк-оборотень!
В этой фантастической сказке для взрослых автору удалось создать очень яркие, колоритные и впечатляющие образы славянских богов, которые наверняка не оставят вас равнодушной (ибо меня они реально впечатлили!) Особенно мне понравилось, как там изображен мудрый Лесной Дед – бог Велес, помогающей главной героине, девушке Дивине. Также в романе действуют добрая богиня-мать Макошь в рогатой кике, дружная пара оборотней – брат и сестра, Лютомир и Лютава, злой ведун Паморок, повелевающий мышами, коварные и жестокие духи-волхиды, русалки, призраки и множество другой нечисти. Все это описано так увлекательно и колоритно, что на основе данного произведения можно было бы снять отличный фильм в жанре исторической фэнтези! (с отдельными элементами хоррора) Сюжет этого романа-дилогии так и просится на экран! Я бы непременно сняла по нему кино, если бы работала режиссером на какой-нибудь киностудии! Обязательно почитайте, не пожалеете!..
Мне, как русскому человеку, чисто субъективно больше нравится фэнтези про славян, чем про зарубежных эльфов, орков и гномов. У меня есть давняя мечта написать что-нибудь самой в этом жанре, но все руки не доходят… Возможно, когда-нибудь напишу. Пока что вот могу похвастаться лишь одним-единственным стихотворением, на которое меня вдохновила Е.Дворецкая:
http://www.proza.ru/2014/04/27/1360

Эта писательница заслуживает огромного уважения хотя бы за такие ее мудрые и правильные слова, которыми она заканчивает книгу «Ночь богов. Гроза над полем», повествующую о нелегкой судьбе двух волхвов-оборотней из племени кривичей – брата и сестры, Люта и Лютавы:

«Об исторической основе сюжета

Построение научных и околонаучных теорий о таком смутном предмете, как история и мифология славян тысячелетней давности, мне напоминает возню с перепутанным конструктором. С одной стороны, за века наука накопила огромный, прямо-таки гигантский фонд разнообразных сведений. А с другой стороны, ввиду почти полного отсутствия письменных упорядоченных свидетельств, весь этот материал очень плохо согласуется между собой. Поэтому приходится тратить множество времени и сил на поиск фактов и сведение их в целостную концепцию древней жизни – но это не гарантия, что чуть позже вы не наткнетесь на еще один факт, который полностью перевернет все ваши построения. Есть миллион случаев глупо засыпаться на деталях, которых не знаете вы, но знает кто-то другой, и нет такой книги, в которой все было бы описано полно, ясно и достоверно!
Иными словами, имеется множество разрозненных фактов, то есть деталей. Выбирая вроде бы подходящие друг к другу, можно собрать, скажем, танк – но остается куча лишних деталей, в том числе какие-то крылья. Можно разобрать танк и собрать самолет – но опять остается куча лишних деталей, в том числе гусеницы и еще труба, пригодная то ли для маленького паровоза, то ли для большого самовара, но закопченная, то есть явно бывшая в употреблении! А может, это не труба, а ствол пушки? Куда ее пристроить – непонятно, как должна выглядеть собираемая модель – неизвестно»

Отсюда:
http://detectivebooks.ru/book/14435414/?page=33

И еще:

«Если пытаться описывать не единичные события, а устройство жизни в целом, то попытки выстроить одну верную модель заведомо обречены. Сама действительность Древней Руси и предшествующих ей славянских (и не только) племен – от моря и до моря, на протяжении чуть ли не тысячи лет – была неоднозначна и многообразна. Для конкретизации же не хватает фактов, да и те, что имеются, нипочем не желают ложиться в общую схему. Всегда что-нибудь да выпадает, а из этого конструктора «лишнюю» деталь, как слово из песни, не выкинешь. Так что и академики, и энтузиасты-любители обречены вечно рыться в куче перепутанных деталей, пытаясь выстроить нечто жизнеспособное хотя бы теоретически.
Все построения автора этих строк ничем не лучше других. Но и не хуже, пожалуй. По крайней мере, я старалась выдумывать только то, о чем достоверных сведений получить невозможно, а образ жизни наших предков старалась представить, опираясь на результаты исследований серьезных ученых – археологов, антропологов и так далее, а не на псевдопатриотические домыслы о том, что-де славяне правили миром еще за десять тысяч лет до появления человека разумного как биологического вида. Да, похоже, что в IX веке даже князья жили в землянках, потому что ничего иного в славянской строительной традиции раньше X–XI веков вроде бы не обнаруживается. Землянка – не признак дикости, просто в ней легче сберегать тепло. В древности, говорят, существовало представление, что приписать человеку подвиги, которых он не совершал, означало нанести ему смертельную обиду. В отношении истории родины, я бы сказала, этот принцип тоже действует. И выдумывать сказки, восхищающие «патриотов», – наиболее верный способ никогда не узнать, что же было на самом деле»

Отсюда:
http://detectivebooks.ru/book/14435414/?page=34

- а дальше она еще великолепно троллит долбославского идеолога, придурка и антисемита Льва Прозорова (Озара Ворона), приводя серьезные научные аргументы в пользу того, что никакой кастовой системы, которую он приписывает древним славянам, у наших предков не было и быть не могло, в силу объективных социально-исторических причин.
Вот что значит – прекрасное знание матчасти!..

Нинхили Амаги   09.09.2015 23:37     Заявить о нарушении
Доброго времени суток, Тэльфар, очень рада вас видеть!
Ну вот, наконец-то я добралась до обстоятельного ответа на столь развернутую рецензию. Огромное спасибо за предложенные ссылки! Да уж, матчасть - это зачастую весьма слабое место у авторов. Хотя я сама часто страдаю обратной его стороной - "обоснуем". Когда настолько уже закопался в факты, что начинаешь грузить читателя и сам того не замечаешь. Это у меня реально больное место, конечно, стараюсь с этим бороться по мере возможностей, но, как известно, самому себя трудно редактировать и вычитывать, беты делают это куда лучше и счастлив тот, у кого они есть.
Елизавету Дворецкую я раньше не читала, только компиляцию Семеновой (кстати, очень понравилось на тот момент, когда читала, а было это примерно в начале 2000-х).
Вообще я наивно полагала, что никогда не увлекусь той же кельтикой, в итоге все кончилось тем, что начала писать "Полынь", увлеклась прототипом одного из своих героев, наполовину ирландцем, начала рыться в соответствующей литературе - в итоге погрязла и в кельтике. Так что "никогда не говори "никогда". :))) Нет, конечно, о кельтах, которые столь же мало изучены, как и славяне, и многие другие древние племена, с множеством допущений и белых пятен, я все равно очень мало разбираюсь, но в славянстве все-таки еще меньше, в основном, конечно, из-за многочисленных спекуляций последнего времени вокруг этой славяно-арийской тематики. Там наверчено столько выдумки, что несведущему вроде меня вообще сложно выкапывать зерна истины в компосте идеологии и домыслов.
Другое дело, что я просто могу, применяя логику, чисто психологически и филологически обосновать свои претензии к сюжету и персонажам такой псевдославянской литературы. То есть - как правильно, я сказать не смогу в силу своей недоинформированности, но почувствовать слабое место, логические провалы и т.д. и показать на него автору - это пожалуй.
А вообще же стараюсь не придираться из-за всякой чепухи, особенно если мне произведение нравится, то всегда подстраиваюсь под условия и правила, установленные автором, поскольку это его мир. Главное - чтобы там все было гармонично. Как говорит один мой любимый современный художник-преподаватель, Игорь Сахаров: "Если врете - врите красиво")))
Ну вот как-то так.))

Бродяга Нат   12.09.2015 01:21   Заявить о нарушении