ДАР. гл. 12. Заключительная

              12.ВНУЧКЕ НА ПАМЯТЬ

      Мария уезжала в Саратов. Решение пришло неожиданно. Ее вдруг озарило, что из Самары необходимо уехать. И только потом осознала, что в свое время так же поступили бабушка и мама. Узнав о беременности, они уезжали на другое местожительство, прерывая все нити знакомства с друзьями.

      Почему именно в Саратов, а не еще куда-нибудь,  объяснялось очень просто. Приехала Настя, ее школьная подружка. Она работает заведующей отделением в поликлинике. У нее модная, в нынешние не простые времена, специальность - врач психотерапевт.

      Подружка рассказала о своей работе, о том, как много больных приходят на прием после лечения у псевдо-лекарей и экстрасенсов, которых находят по объявлению в газетах.

              Мария почувствовала всей своей душой, что Настя делает доброе дело и она должна к ней присоединиться. Но ее смущала одна бытовая проблема - не было жилья. Обмен квартиры может затянуться, а ребенок этого ждать не будет. Настя предложила ей временно пожить у матери мужа, и Мария согласилась. Волновали ее и другие вопросы. Один из них - поедет ли с ней Полина? Другой – где будет жить Лизонька после обмена жилья?
   
      Постоянная наперсница в ее делах долго не размышляла:
      — Как же ты будешь без меня с ребеночком? Тебе необходимо на пропитание зарабатывать. А Лизонька взрослая уже и давно самостоятельная, без меня управится. Потом, как диплом защитит, так к нам приедет. Осталось  совсем немного.
     Они   решили,   что Лиза до конца учебы поживет в комнате матери Марии. В отсутствии Полины    за ней присмотрит семья Петра Мальцева.

     Лизонька дала свое согласие, в общежитии жить ей совсем не хотелось. Как только найдется подходящий вариант обмена, так переедет сюда. После того, как дочка устроится, Полина отправится к Марии. А пока сделано объявление в газетах Самары
и Саратова об обмене жилплощади, собраны необходимые документы.
 
            До отъезда оставалось два дня.  Мария приводила в порядок  комнату, убирая  все лишнее. Вещи матери сложила в сундучок. Чтобы он не мешал, задвинула под стол. За скатертью его не видно.
 
            По середине стола  в одиночестве светлела пирамидка , Мария хотела  убрать ее в сумку, но, протянув руки, отпрянула. Ее опалило жаром. В недоумении она опустилась на диванчик и  вопрошающе  уставилась на  многогранник.

            Ведь она все сделала. Здесь ничего ее не держит, пора уезжать. Осталось положить пирамидку в сумку и отдать Петру ключи от комнаты. Но, видимо, время пребывания в этой комнате не вышло.

            — Ладно, переночую еще одну ночь, - обронила Мария, доставая из пакета газеты. - Мама, мамочка, как много я еще не знаю. Мне так тебя не хватает! Какая же я была глупая и самодовольная. Думала, что мне все известно в этом мире. Не прислушалась к твоим словам. Не была благодарна тебе. Кичилась тем, что могу самостоятельной быть, без тебя обойтись. Про тетю Надю забыла. А ведь она нас тогда спасла...

            Мария вспомнила, как они появились в незнакомом городе. Мать рассказывала, что только благодаря тете Наде они смогли пережить ту страшную зиму. Она приютила, обогрела, помогла устроиться на завод. Пороги начальству обивала, но добилась, что им дали эту комнатушку. Полгода жили у Мальцевых, как у себя дома. Тетя Надя частенько кормила ее и Петьку разной вкусняти¬ной. И косички заплетала, когда мамы не было дома.

            — А я даже больную ее не проведала, - укорила себя Мария.
            Она сумеет отблагодарить семью Мальцевых. Как только закончит учиться Лиза, так комнату матери нужно отдать Петру. Что ей пустовать, решила молодая женщина.

            Незаметно Мария заснула. Резкий стук в дверь поднял ее с дивана.
            — Там к тебе мать Григория пришла, - сообщил Петр.
            — Я не слышала звонка, спала. Что ей нужно?
            — Не спрашивал ее, не удобно. Она же к тебе пришла. Вернее, она пришла к тете Ане. Когда я ей сказал, что она умерла, то настояла на том, чтобы я сказал тебе о ней. Она хочет поговорить с тобой.
            — О чем?
            — Я не знаю. Я же сказал, что не спрашивал. Ты что, никак не проснешься?
            — Ладно. Пусть войдет. - Мария испугалась встречи с матерью Григория. Вдруг она поймет, что ее сын не безразличен ей... Что она ждет от него ребенка...

            Вошла пожилая женщина. Ее густые, крашеные белокурые волосы сбраны парикмахером в сложную прическу. Видимо, она готовилась к встрече и хотела выглядеть достойно. По лицу пробежали морщинки, но оно  выглядело милым и привлекательным. Годы не состарили ее, как многих женщин такого возраста. Похоже, жизнь ее протекала без особых трудностей.

            Взгляд синих глаз был озабоченным. Она ожидала встретить пожилую женщину, готовилась к разговору с ней. Перед ней  стояла молодая женщина, под стать ее сыну. Благородно-строгое лицо излучало тревогу. Мария боялась... Чего?

            Мать Григория внимательно оглядела женщину и вдруг заметила некоторые признаки беременности. Она в «положении» от ее сына. Вот чего она боится. Гришенька, видимо, этого не знает.

            — Меня зовут Любовь Григорьевна. Петя, наверное, вам сказал, что я мать Григория Плотникова. - Она пытливо смотрела на Марию, пытаясь угадать ее реакцию на будущий разговор, но та молча слушала, ничего не предпринимая. - Я не знала, что ваша мама умерла. Хотела встретиться с ней, - тихо добавила она от порога.

            Мария смутилась под изучающим взглядом, но постаралась сдержать волнение. Она попросила посетительницу пройти и присесть на диван или стул, как будет удобно.

            Любовь Григорьевна предпочла стул. Она повесила сумку на спинку, расправила юбку и тяжело опустилась на сидение. Этот визит ДЛЯ нее был не легким.
            — Я хорошо знала вашу маму. Мы работали на одном заводе.

            — Мне она никогда не говорила о вас, - сказала Мария и вдруг вспомнила свое видение. «Там мама говорила с этой девушкой. Еще тогда она знала, что я встречусь с Григорием. Однако мне об этом не сообщила.»

            — Я тогда была молодой женщиной. Во всем очень счастливой. Гришутке было чуть больше года, когда я вышла на работу. Мне очень повезло, приняли секретарем-машинисткой к председателю профсоюзного комитета. Он был не против, что я называла себя его помощницей и очень гордилась этим, - сама не зная почему, принялась рассказывать Любовь Григорьевна. - Это я позже выучилась на инженера. Возможно, не повстречай я тогда вашу маму, так и ходила бы ног под собой не чуя. Почему-то ее простые слова заставили меня по-другому взглянуть на жизнь. Поначалу, учиться пошла, чтобы ей доказать, что я выше ее кланом и прогибаться  никогда не буду. Но время прошло, и я многое поняла.
Когда-то она мне сказала, что буду благодарить ее. И вот я здесь. Мне очень жаль, что я раньше этого не сделала, что Анна не услышит мои слова.

             Я очень благодарна ей за то, что вырастила такую славную дочь, которая спасла моих внучек. Спасибо тебе. Они опять веселые и жизнерадостные.
Еще в те далекие годы Анна увидела, что мы породнимся с ней. Не тушуйся, но я, взглянув на тебя, поняла, что ты ждешь ребеночка. И он, по-видимому, от Григория. А это значит, что и у меня будет еще одна внучка. Спасибо тебе, что не разбила семью, не сказала Грише. Ведь малыш будет от него?

             — Да, - не смогла утаить Мария.
             — Узнай он об этом, ушел бы из семьи. Он влюблен в тебя. Гриша рассказал мне о том, как вы познакомились. Не умеет он скрывать свои чувства. Дети всегда спешат к матерям, когда им плохо, когда их что-то тревожит...
             Хорошо, что ты не скрыла от меня ничего. Я буду знать, что у меня родится еще одна внучка. Чтобы она обо мне знала, передай ей вот этот кулон. Эти украшения мне достались от бабушки. Браслеты я отдала детям Софочки. Каждой подарила в день рождения. Кулон, наверное, был твоей дочери предназначен. Поэтому я его никому не отдала. Он очень дорог мне, береги.
 
            — А если будет сын?
            — Скорее всего, будет дочь. А если сын, то сама носить будешь. Как назовешь?
            — Ганой, как мою бабушку.
            — Красивое имя, редкое.

            Мария поднесла ладонь с кулоном к свету и смотрела, как грани трапеции переливаются всеми цветами радуги.
            — Какая красота,-  проговорила она. - Я не ожидала такого подарка. Спасибо вам. Значит, вы признаете ее своей внучкой? А если будет мальчик?
            — Мальчик, девочка, какая разница. Ребенок Григория, мой внук.
            — Но вы не говорите ему ничего. Пусть живет спокойно со своей семьей.
            — Я не скажу. Ничего не скажу, пока не возникнет такая необходимость.

            — На днях я уезжаю в Саратов. Там буду жить и работать, но теперь я знаю, что не одна на белом свете. Если что со мной случится, то о моем ребенке позаботится бабушка.
            — Ты мне напиши. Я буду ждать.

            Любовь Григорьевна ушла. Мария еще долго сидела, обдумывая разговор. Потом встала, подошла к столу, взяла в руки пирамидку. Она оглядела со всех сторон матовый многогранник и убрала в сумочку. Пора уезжать...
                -   .   -   .   -   


Рецензии