Самый серьёзный труд в жизни

                Мечты -  не  уход  от действительности, а
                средство приблизиться  к ней.
                С. Моэм.



     Пациент психиатрической  больницы  имени Кащенко  Миша Андреев 
приступил к обобщению своего  самого  серьёзного  труда  в  жизни.
Эту  книгу он писал больше двух лет и  она пока представляла собой
небрежно исписанные  тетрадные листы с многочисленными исправлениями
и добавлениями,  которые наслаивались одно на  другое.  Миша
взялся  переписать всё это набело в улучшенной редакции. Время на это
оставалось днём в тихий час и вечером после ужина.  Вступительная часть,
вводящая читателя в курс дела,  вертелась в голове, но ещё не была
написана.  Миша выбирал между названием "Предисловие"
и "Вступление",  но потом написал "От автора". "Книга
эта  не так сложна,  как может показаться с первых её
страниц. Дело здесь в теме, выдвинутой мною, теме ма-
лопривычной, а для кого-то, может быть, наоборот, ба-
нальной.  А если не в теме, то в форме, в которой на-
писана эта книга, в новых понятиях, которыми изобилу-
ют многие главы.  Я не рассчитывал книгу на злых  или
добрых,  умных или глупых. Поэтому могу просить изви-
нения лишь за форму, в которой построены многие пред-
ложения.  А мысли, высказанные здесь, вовсе не исклю-
чительны и не  оторваны  от  действительности.  Может
быть,  книга адресована в первую очередь людям,  мало
интересующимся психологией,  философией,  не нашедшим
своё место в жизни,  ещё никак не проявившим себя.  И
если мне удастся пробудить корни добра, заложенные во
многих из них,  я буду рад, что труды и поиски мои не
напрасны.  Чем больше людей с помощью этой книги пой-
мут, что добро сильнее зла, тем крепче станет практи-
ческая сила добра.  Конечно,  люди,  разделяющие  мои
взгляды,  лучше  поймут книгу,  а несогласные со мной
если даже и поймут,  то очернят,  оклевещут.  К такой
борьбе надо быть готовым и тут я очень рассчитываю на
своих будущих сторонников. В заключении скажу немного
о  классификации людей,  которую вы будете сейчас чи-
тать и которую я не  случайно  поместил  в  1  главу.
Классификация  охватывает  практически  всё население
земного шара на современном этапе.  Могут  возникнуть
трудности с населением капиталистических стран. Клас-
сификация распространяется на людей,  начиная с 10-15
летнего возраста.  Уверен,  нет человека ( по крайней
мере в мире социализма) не входящего в данную класси-
фикацию.  Классификация вовсе не втискивает мир в уз-
кие рамки.  Напротив,  она построена  на  объективных
наблюдениях, трезвых выводах. Понятия "левых" и "пра-
вых",  ссылаясь на политику,  говорят сами за себя. С
движением  от  начала к концу классификации реакцион-
ность уменьшается, и наоборот.
     В книге есть недосказанные мысли, но я сам нахо-
жусь  в  дальнейшем поиске истины,  и не ставил перед
собой непосильных задач. И если какая-нибудь глава,не
имеющая логического завершения, будет заинтересованно
обсуждаться и углубляться читателями,  то моя  задача
окажется частично выполнена.  Вопрс же, какова же ос-
новная масштабная идея книги,  пусть останется откры-
тым. Книга пока не завершена..."
     Миша написал это на одном дыхании,  перечитал, и
призадумался.  Ему так и хотелось сказать, может быть
самое важное,  что должно быть во вступлении :" Люди,
читая эти строки,  больше думайте над ними,  поменьше
эмоций, не бойтесь уклониться от стереотипного мышле-
ния." Но он решил пока оставить все как есть и писать
дальше.
               I. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЮДЕЙ. "ПРАВЫЕ".
     1. "Утюги" постоянно переступают уголовный и мо-
ральный кодексы.  Многие живут нелегально.  Им свойс-
твенны все субъективные пороки общества:  пристрастие
к алкоголю, курению, половому инстинкту, воинствующая
пошлость (издевательство над слабыми).  По  теории  -
"активная нечестность" - хулиганское, хамское поведе-
ние,  отсутствие постоянных интересов, жестокие, амо-
ральные поступки,  регресс личности.  По темпераменту
почти всегда сангвиники или холерики.  "Утюги" неисп-
равимы,  по крайней мере,  "левыми" никогда не стано-
вятся.
     2. "Отцы"  в  кампании стараются главенствовать,
подавляя возможное сопротивление.Мало  отличаются  от
"утюгов" и тем, что менее бывалые. Между многими "от-
цами" и "утюгами" имеются связи. По теории смесь "ак-
тивной"  и "пассивной нечестности" - золотая середина
в достижении своих целей,  где их  интересует  только
выгода,  отсутствие  стремления  к  высоким моральным
идеалам,  приспособленчество.  Приверженцы ее нередко
выходят сухими из воды.  Плоды ее - мещане, карьерис-
ты.  Но на крупные злодеяния "отцы" не способны, хотя
вымогают деньги,  могут избить.  Учатся обычно малоу-
довлетворительно.  Обычно настоящей дружбы между "от-
цами" нет.  Их объединяет лишь компания.  Большинству
из них свойственны все субъективные пороки  общества.
По темпераменту обычно холерики и сангвиники. "Отцов"
много в ПТУ.
     3. ЦГ (Центральная группировка) в школе,  другом
учреждении держатся вместе,  сообща. Это общительные,
подвижные,  обычно озорные ребята. Некоторые ЦГ могут
со временем переходить в категорию "отцов".  Среди ЦГ
два уклона:  "отцовский" и интеллигентский. Последние
ЦГ среди "отцов" держатся как исключения.  Многие  ЦГ
придерживаются  теории "пассивной нечестности".  "Ак-
тивно честны" немногие - коллективизм,  мужество, де-
ловитость, готовность на все ради справедливости, це-
леустремленность,  добросовестность. Интеллектуальное
развитие "активных" далеко не всегда на высоком уров-
не.  Учатся по-разному,  некоторые неплохо. Многим ЦГ
свойственны  некоторые  субъективные пороки общества.
По темпераменту сангвиники,  холерики, есть флегмати-
ки. Увлекаются обычно спортом или радиотехникой.
     4. Пижоны..." Здесь Миша задумался и решил доба-
вить к первому определению еще и второе.
     "1) Это люди,  старающиеся казаться  лучше,  чем
они есть на самом деле.  Не стремятся при этом к гар-
монии.  2) Эти люди всегда во власти зарубежной моды,
пустой музыки,  франты,  щеголи. По темпераменту, как
правило,  сангвиники  или  холерики.  Многим  пижонам
свойственны все субъективные пороки общества. По тео-
рии, обычно, "пассивная нечестность."
     НЕПРИСОЕДИНИВШИЕСЯ. Особый  социально-психологи-
ческий класс, и одновременно, группа, имеющая пример-
но  в равных пределах черты как "правых",  так и "ле-
вых".  Сложность их описания в том,  что они всегда с
коллективом и в то же время в стороне. Это люди с аб-
солютно средней общительностью.  Они не бывают  безу-
держны и озорны ( по крайней мере, в коллективе ), но
и не отшельники.  Обычно,  они либеральны как к "пра-
вым", так и к "левым". Особенность некоторых неприсо-
единившихся в том, что они, не нарушая административ-
ных и интеллигентских норм, могут оставаться циниками
в душе,  скрыто выражая это. Их можно было бы назвать
осторожными ЦГ, если бы не некоторая обособленность и
отгороженность от явно отрицательных действий. По те-
ории,  обычно,  "пассивная нечестность". Представляют
все четыре темперамента, обычно меланхолики. Класс не
очень многочислен.
     Еще учась в школе, Миша показывал наброски своей
будущей книги Володе Десницыну. Ознакомившись с руко-
писью,  Володя не нашел в ней себя и сказал что он  -
неприсоединившийся.  Такого  определения у Миши тогда
не было,  название ему понравилось, и после разговора
с  Володей он решил его ввести.  И написал специально
под образ Десницына.  Вспомнив эту историю, Миша про-
должил писать дальше.
     "ЛЕВЫЕ". 1.  Интеллигенты в меру солидные, общи-
тельные люди.  По темпераменту обычно флегматики. Ум-
ны,  чистоплотны,  аккуратны. Нередко немногословны и
мягки.  Деловиты,  трудолюбивы,  часто  обходятся без
конфликтов с обществом.  По интеллекту ближе к исклю-
чениям. По нравственности - в примерно равных пропор-
циях как к исключениям,  так и к ЦГ. Культурны, урав-
новешенн, вежливы.
2. Исключения.  Две  отличительные   особенности
исключений - обособленность от коллектива и некоторая
чудаковатость поведения вообще. Вынужденно находясь в
среде  "отцов" или ЦГ,  воды не замутят,  обычно"тише
воды, ниже травы". На вопросы "правых" отвечают одноз-
начно. Не умеют за себя постоять, необщительны. Часто
скованны,  замкнуты,  застенчивы. Держатся особняком.
Но несколько исключений, собравшись вместе вполне мо-
гут быть веселы и разговорчивы.  Не всегда  отличаются
высокой нравственностью и интеллектом,  но обычно это
так.  По темпераменту обычно меланхолики.  По  теории
обычно "пассивная честность".  В общем, теория оправ-
дывает поведение исключений."
     На этом  первая глава заканчивалась.  Миша заду-
мался над тем, как бы озаглавить следующую, в которой
он изложил свои жизненные принципы. Тут свет в палате
погас, наступило время отбоя. Название главы пришло к
Мише ранним утром,  почти во сне. Но лишь в тихий час
он смог вернуться к своему труду.
       "II.ТЕОРИЯ "ПАССИВНОЙ ЧЕСТНОСТИ" И ЕЕ ВОЖДИ.
                Теория.
     1) Терпение, терпение и еще раз терпение.
     2) На происки "отцов" и ЦГ отвечать не  отпором, а сдержанностью.
     3) Избегать суеты как огромного  порока. 
     4) Не употреблять  матерных  выражений, ибо  это морально низко. 
     5) Поддерживать учение  Дольского  и мысли  Окуджавы. 
     6)  Исключительная  порядочность  во  всем  при  избежании показухи,
     стараться быть малозаметным.
     7) Избегать принуждения как способа воздействия.
     8) Быть тактичнее  с  людьми. 
     9)  Избегать  банальностей,  вносить  что-то новое, пооригинальней.
     10) Меньше уделять внимания вещам. 
     11) Не принимать участия в  мероприятиях, если отсутствием не будет принесен
     вред, а присутствием польза.
     12) Не приспосабливаться  к обществу,  не боясь прослыть отшельником.
     13) Отрешиться от всех субъективных пороков  общества. 
     14) Не  быть  чрезмерным оптимистом, всегда быть готовым к худшему.
     15)  В  развитии  личности особое внимание уделять моральным и
     интеллектуальным качествам.  16) Не  смеяться  над  людьми,  попавшими впросак.
     17) Никогда ни в малейшей степени не зависеть от моды,  так как она
     преходяща, а следовательно, в философском масштабе  мало осмысленна.
     18) Несмотря ни  на  что,верить в истину,  что добро сильнее зла.
     19) Говори, что думаешь, но думай, что говоришь.
Пятый пункт теории,  наверное, не очень понятен, поэ-
тому я на примерах постараюсь доказать,  что Окуджава
и  особенно  Дольский чуть не вожди теории "пассивной
честности".
     Так много злости и отравы
     я через сердце пропустил,
     что быть жестоким и неправым
     нет ни желания, ни сил...
     Как хороши людские лица,
     когда в них свет и вера есть...
     Когда уже не знаешь риска,
     а лишь терпение и печаль...
     ...Когда по взгляду и по вздоху
     Поймешь, что сделано с душой...
     ...Молчу, не возражаю,
     когда меня винят,
     и вешают ярлык.
     За почести и чин
     не дал бы ни гроша я.
     Люблю я только то,
     к чему давно привык...
     Невзгоды, неудачи
     прощаю сам себе
     как выигранный бой.
     Не стану я кроить
     судьбу свою иначе...
     ...Не вижу в наслажденьях
     ни цели жизни и не забытья...
     ...Я многим непонятен...
     ...А в логике моей
     так много белых пятен,
     что умники со мной
     становятся в тупик...
     ...Ищите в исключеньях
     законов высший знак...
     ...Играть свободно словом,звуком,цветом,
     но никогда ни правдой, ни лицом.
     И брать за все душой,
     а не монетой.
     ...Кто добился жизни сладкой,
     тот живет без аппетита.
     ...Тиранов делают рабы,
     а не рабов тираны.
                А.Дольский

    
     ...Но не построится и не устроится
     счастье твое на несчастье чужом...
     Не покупаются доброе имя, талант и любовь.
     Каждый слышит, как он дышит,
     не стараясь угодить...
     Вымысел не есть обман...
     ...Не надо придавать
     значения злословью,
     поскольку грусть всегда
     соседствует с любовью...
     ...Давайте понимать
     друг друга с полуслова,
     чтоб, ошибившись раз,
     не ошибиться снова.

                Б.Окуджава

    
 Я привел цитаты из песен А.Дольского и Б.Окуджавы. 
Но я не согласен с выражением Дольского,  что "в
каждом ангел есть двукрылый,  мы должны его хранить".
Деловые,  интеллектуальные, нравственные качества да-
ются  человеку  от РОЖДЕНИЯ,  исключение - физические
качества.  Если "в каждом ангел есть двукрылый", зна-
чит,  от рождения каждый человек хорош?  Да, дети не-
винны, но не потому, что не успели научиться плохому,
а  потому,  что плохое,  как и хорошее,  в них еще не
раскрылось. Дети не воплощают субъективные пороки об-
щества,  которые  приходят  к  2/3 всего населения со
временем.  Но это не значит,  что оградив ребенка  от
субъективных  пороков,  или воспитав неприязнь к ним,
можно выростить гармонически развитую личность.  Если
у  человека  есть  крупные изъяны в какой-либо группе
качеств, то существенно исправить их он уже не может:
они прирожденные,  а значит, объективные. Но я не го-
ворю и того,  что все люди порочны. Это опровергают 5
и 18 пункты теории "пассивной честности",  являющейся
для меня жизненным маяком.  Если  в  человеке  больше
нравственности и интеллекта, то все равно эти качест-
ва возьмут верх.  Воспитание и  влияние  извне  могут
лишь затормозить развитие как хорошего, так и плохого
в людях.
           III. СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТЕОРИЙ.
     Разбирая классификацию людей,  я не мог не  ука-
зать теорий, которых придерживается та или иная группа. 
Классификация с теорией связана настолько,  насколько
политика может быть связана с экономикой. Можно,  например,
разбирать субъективные пороки, увлечения, темперамент "отцов"
или ЦГ, но почему они поступают так,  а не иначе, из этого
понять нелегко. Введя  же присущую им теорию, мы понимаем
их моральные убеждения, а значит, и поступки, вытекающие из этого.
Теория не дается от рождения,  как,  например, темперамент. 
Однако, теория тесно связана со всеми врожденными  качествами
человека.  Например,  представителями  теории "пассивной честности"
присущи  нравственные  и интеллектуальные  добродетели;
теории "пассивной нечестности" в основном деловые качества; 
теории  "активной нечестности" физические качества; наконец,
теории "активной честности" присущи физические,  и обязательно,
нравственные  качества.  Кратко все четыре  теории были названы
в первой главе.  Расскажу  о  них  подробнее.  Все теории можно
разделить на две группы: на правые и левые. Вначале о ПРАВЫХ.
     "Активной нечестности теория".  Ее представители
нарушают административное и уголовное право.  Главное
для них - развлечение.  И все,  что может помешать им
развлекаться, страдает от их злобы. Во главу угла они
ставят  грубую физическую силу.  Цинизм,  презрение к
людям иных взглядов,  преобладание чувств над разумом
- все это вытекает из их врожденных отрицательных ка-
честв,  и иначе мыслить они не могут.  Отсюда - хули-
ганства, грабежи, разбои, убийства.
     "Пассивной нечестности теория".  Если представители
вышеизложенной теории у всех на виду, их поступки хоть очень
порочны,  но искренни, то представители  сей теории хитры и двуличны.
Физическая сила не является оружием в их руках,  однока,
"пассивная нечестность" более многочисленна. В их поступках
разум явно  превалирует над чувствами  и  это  является  основной
причиной неуязвимости мещанских сетей,  опутавших об-
щество. Безнравственность и интеллект в них не только
уживаются,  но и дополняют друг друга. Их хорошие ма-
неры,  производя на людей приятное впечатление, скры-
вают  их истинное лицо.  Все хорошее в них - это лишь
форма, за которой прячется жажда накопительства, лжи-
вость, лицемерие, черствость, карьеризм, стремление в
жизни только к выгоде. Одна из причин распространения
этой теории - практически безопасные пути наживы. Это
в первую очередь объясняется редким  нарушением  уго-
ловного права.
      Теперь о ЛЕВЫХ.  "Активной честности теория".
Ее  представители есть люди, требующиеся именно сейчас,
в  процессе перестройки. Главное в них - готовность идти
на риск ради справедливости,  бороться со злом его же
оружием.  Они всегда с обществом, но в то же время не
боятся идти против течения. Слабостью их является не-
частое преобладание разума над чувствами, немногочис-
ленность,  недооценка  интеллекта  в борьбе с правыми
теориями. К сожалению, для этой теории характерно лишь
простое воспроизводство ее рядов. Это можно объяснить
неверием многих людей  в  силу  добра,  но  оправдать
нельзя никак.
     "Пассивной честности теория".  Эту теорию я  без
эмоций постарался изложить во 2 главе,  ограничившись
лишь личным мнением насчет одной цитаты из Дольского.
Это и человек редкой души,  и музыкант-виртуоз, и ве-
ликий поэт, человек без крупных недостатков, но с ог-
ромными  достоинствами.  Обычно  все это дается людям
раздельно,  по частям.А столь подробно я изложил  эту
теорию потому, что знаю ее лучше других теорий. К то-
му же неудобно хвалить теорию,  к  коей  принадлежишь
сам.  В этом случае 2 глава очень затянулась бы. Наз-
вание теории отражает как ее главные достоинства, так
и недостаток. О данной теории еще много будет изложе-
но впереди.
     Из того,  что  человек  представляет ту или иную
теорию,  вовсе не следует, что он пишет себе пункты и
живет по ним.  Жить,  например, "активно-честно", уже
значит быть представителем этой  теории.  Теории  су-
ществуют объективно, не я их выдумывал. Я лишь на ос-
нове личного опыта,  многих песен Дольского и  другой
информации,  обобщил эти знания и облачил в имеющуюся
форму. Большинство людей обладает какой-либо теорией,
но не все. Например, дети, а также некоторые старики.
Так, человек, обладая некоторыми нравственными добро-
детелями,  с детства воспитываясь в духе теории "пас-
сивной нечестности",  не сможет  потом  просто  иначе
жить.  В  то  же время в иных условиях он рвет с этой
теорией.  Утверждая это,  я не противоречу своим мыс-
лям,  высказанным во 2 главе. Наоборот, это подтверж-
дает,  что воспитание и влияние извне может лишь  за-
тормозить плохое, либо хорошее в человеке.
                IV. О ЛЮБВИ.
     В последнее  время  не  утихают споры о причинах
многочисленных разводов в наших семьях, но количество
их от этого меньше не становится.  Я, с присущим этой
книге переходом от социологии к философии,  от логики
к психологии постараюсь разобрать эту проблему.  Нач-
нем с такого вопроса:  бывает  ли  любовь  с  первого
взгляда?  Одни говорят - да, другие, соответственно -
нет,  равнодушных,  думаю,  здесь не будет. Что такое
любовь? В словаре написано так: "Чувство горячей сер-
дечной склонности,  влечения к  лицу  другого  пола."
Влечение  с первого взгляда может быть,  но любовь мы
представляем себе все же несколько иначе.  В  словаре
есть  еще  два объяснения любви.  Я объединю их в од-
но:"Чувство глубокой  привязанности,  расположения  и
симпатии.  Внутреннее стремление, влечение, тяготение
к чему-либо." Всего этого с первого взгляда  быть  не
может. Нужно узнать человека, чтобы полюбить его. Лю-
бить нужно именно за что-то.  Глубоко ошибаются  сто-
ронники любви с первого взгляда. С первого взгляда  бывает
влюбленность,  когда одному человеку понравилась  внешность,
походка, манера говорить другого человека  противоположного пола.
У того, кто принимает влюбленность  за любовь,  чувства
в основном преобладают над  разумом.  Брак может быть лишь
тогда  крепким,  когда  между супругами именно любовь, а не влюбленность.
Люди вступают в брак,  плохо зная друг друга.  Отсюда и
непонимание, неуступчивость, нежелание заниматься до-
машним хозяйством,  измены. Конечно, влюбленность не-
редко переходит в любовь,  но речь не о том. Посудите
сами,  если у супругов много общего, они уважают, до-
веряют друг другу,  а значит,  это любовь, то им нет-
рудно будет встать выше мелких  раздоров,  финансовых
трудностей  и даже негативного неоправданного отноше-
ния родственников. Только такая любовь облагораживает
людей,  только такие браки крепки. Люди же, соединив-
шиеся по влюбленности,  рано или поздно  поймут,  что
они  не пара,  что общего между ними мало и любая ме-
лочь может стать причиной развода.
     В журнале "Крестьянка" за февраль 1987 года было
опубликовано письмо Виктора С.,  из Одесской области.
Поскольку  оно  очень  интересное и не очень длинное,
приведу его целиком.  "Я ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЬЯНИН. Хочу на-
писать  от  имени всех мужчин:  нет среди нас такого,
который не изменял бы своей жене.  Даже  самой  любя-
щей...  Если я не прав,  то пусть найдется хоть один,
который опровергнет мои слова примером  своей  жизни.
Уверен,  такого не окажется, да и письмо наверняка не
напечатаете.  Не подумайте,  что я какой-то гуляка. У
меня дома все в порядке. И семьянин я идеальный."
     Я, конечно, не знаю Виктора С., но его взгляд на
этот вопрос явно циничен. Уверен, многие и совершенно
справедливо,  с ним не согласятся. Я пока не могу оп-
ровергнуть его слова примером из своей жизни,  потому
что не женат. Но уверен, что опровергну. А пока таким
примером может служить А.Дольский.  Хотя доказать та-
ким людям, как Виктор, то что они неправы, чрезвычай-
но  непросто.  Автор письма низводит любовь до уровня
влюбленности, и сам себе противоречит, приписывая из-
мены идеальным мужьям.  Идеальных мужей,  может быть,
нет вообще. Но таковым быть и не обязательно. Взаимо-
уважение - составной компонент любви, никогда не поз-
волит супругам изменять друг другу.
     Заканчивая главу,  я  помещаю  здесь  отклик  на
письмо Виктора С.,  опубликованный в журнале "Кресть-
янка"  уже за март 1987.  Его автор - Сергей Лялин из
Свердловской области.  "Два года назад мы с женой по-
пали в автомобильную катастрофу. Ее в тяжелейшем сос-
тоянии увезли в больницу.  Я жил один,  стирал,  мыл,
кормил  сына.  С  надеждой и тревогой ждал воскресных
свиданий с женой,  ездил в больницу за 80 километров.
Врачи не обнадеживали меня, но я верил что она попра-
вится.  Возможностей  "утешиться"  на  стороне   было
сколько угодно!  Но у меня и в мыслях не было предать
ее.  Теперь она выздоровела, у нас все хорошо. Ты же,
судя по письму, не способен помочь любимому человеку,
попавшему в беду."
                V. О ДОБРЕ И ЗЛЕ ИЗНАЧАЛЬНО.
     В чем коренная разница между добром и злом? Я не
беру силы капитализма и социализма, войны и мира, ан-
тагонизм между  эксплуататорами  и  эксплуатируемыми.
Это все условно. В мире социализма рассуждают по сво-
ему,  приводя горы аргументов, в мире капитализма аб-
солютно иначе,  доказывая свою правоту. Я в этом воп-
росе встаю над политикой.
                ЗЛО:
1) Определенные силы классификации (см.  гл.1) творят
зло при каждом удобном случае.  2) Творя зло, опреде-
ленные лица не испытывают при этом угрызений совести.
                ДОБРО:
1) Определенные силы классификации творят зло  крайне
редко и случайно. 2) Творя зло, определенные лица ис-
пытывают угрызения совести,  сводя на нет зло, совер-
шенное  ими.  Гранью  этой непреодолимой является со-
весть.  Далее все идет от этого, то есть от понимания
различий между злом и добром. Человек, понимающий эти
различия, никогда не будет следовать "правым теориям"
(см.  гл.3).  Представителем  добра уже является тот,
кто понимает эти различия,  не входя в "правую" клас-
сификацию,  не обладая "правыми теориями". Абсолютной
истины нет, но ближе всего к абсолютной всемирной ис-
тине стоят представители добра,  то есть теорий "пас-
сивной" и "активной честности".
     Теперь перейдем  к  важному  земному конкретному
вопросу.  В нашем обществе  законы  слишком  мягки  к
"правым"  проявлениям:  хулиганству,воровству,грубос-
ти,спекуляции,формализму,карьеризму. Главными задача-
ми  нашей милиции и суда являются:  1) изоляция прес-
тупника от общества 2) наказание его за содеянное  3)
перевоспитание  преступника.  Не строю воздушных зам-
ков,  но эти меры облегчились бы:1) учетом принадлеж-
ности  подсудимого к классу и группе классификации 2)
учетом принадлежности подсудимого к определенной тео-
рии. Например, за грабеж преступнику начислялось бы 5
лет помимо УПК за то, что он - "отец", и ему же 5 лет
сверх  УПК  за  принадлежность к теории "активной не-
честности".  Это,  уверен,  резко сократило бы  число
всяческих преступлений. Вынужденная жестокость во имя
гуманизма. На первый взгляд, это полностью противоре-
чит принципам теории "пассивной честности". Но, неве-
лика беда.  Главное,  это не  противоречит  принципам
добра.  Чем ближе друг к другу будут обе "левые" тео-
рии,  тем благоприятнее будет атмосфера для  усиления
борьбы со злом.
     Одной из главных причин немалой силы зла как раз
и  является  разобщенность  сил добра.  Представители
"левых" теорий не могут подняться выше своих  разног-
ласий,  этому  способствует и сокращение общественной
активности в 60-е - 80-е годы.  Правда, силы зла тоже
довольно разобщены. Но силы добра должны вести борьбу
со злом выборочными методами, опираясь непосредствен-
но  и обязательно на принципы теорий честности.Зло же
ведет борьбу любыми средствами,  опираясь  на  грубую
физическую силу,  клевету, шантаж. В этом его опреде-
ленное преимущество,  и это надо  обязательно  учиты-
вать.
     Сложные проблемы поднял я, и не могу дать рецеп-
та выхода из положения.  Но целью этой книги является
не подсказка обществу готовых решений,  а способность
пробуждать  в людях умение мыслить и самим искать вы-
ход. К тому же я делаю и немало выводов."
     Дальше этого абзаца дело пока не шло.  Миша, пе-
речитав его, пришел к выводу, что написано так, будто
книга близка к завершению. Причем получилось это неп-
реднамеренно. Надо было сказать еще о чем-то, но мыс-
ли отказывались работать в этом направлении,  за пос-
ледние две недели он не внес в свои  рукописи  ничего
нового, не принимая во внимание, конечно, переписыва-
ние ранее созданного.  Да и сейчас он ловил  себя  на
той мысли, что он высказал уже все, что хотел, и про-
должает этим заниматься только для того,  чтобы пока-
зать результаты своих трудов Дольскому.
     На пятое утро больничной  жизни  Мишу  повели  к
психологу в другой корпус. На двери висела табличка с
надписью "сихолог",  первая буква "п" почему-то стер-
лась и почти не прочитывалась. Мишина привычка зариф-
мовывать все происходящее сработала безотказно и сами
собой появились такие строчки:
- Открылась дверь.
  Сидит сихолог.
  А в кабинете жуткий холод.
  И к сихологу обратясь,
  Сказал я фамильярно "Здрась".
На самом деле в кабинете было прохладно и пахло таба-
ком, а Миша поздоровался тихо и кротко, как обычно. У
окна  стояла сутуловатая фигура среднего роста.  "Са-
дысь" - проговорил доктор голосом негромким,  но вну-
шительным,  с явным кавказским акцентом, сохраняя не-
подвижную позу. Миша присел на стул, почему-то повея-
ло еще большим холодом. Психолог медленно развернулся
в мишину сторону,  бросив на него прищуренный  взгляд
внимательных,  чуть насмешливых глаз.  Густые, темные
седеющие  усы  несколько  облагораживали   рябоватое,
бледное  лицо  с крупным носом.  "Моя задача прэдэлна
проста - задавать много  вопросов.  Твоя  задача  еще
проще  -  отвэчать на ных." Психолог слегка улыбнулся
уголками губ,  но не глазами."Будь бдытэлэн," - делая
ударение  на  первых  слогах,  и этим как бы разбивая
слова на части, обратился он к Мише, - "Я говорю ско-
роговорку,  ты  повторяэшь за мной как можно быстрэе.
Понятно?" Миша утвердительно кивнул.  "Сшит колпак нэ
по-колпаковски, вылыт колокол нэ по-колоколовски. На-
до колпак пэрэколпаковать, надо колокол пэрэвыколоко-
вать.  Психолог  проговорил  скороговорку монотонно и
даже флегматично, но зато дал Мише возможность разоб-
рать все слова.  Миша повторил скороговорку, один раз
сбившись на каверзном прилагательном.
     В дверь кабинета постучали и приоткрыли с другой
стороны,  не дожидаясь ответа.  "Виссарион Лаврентие-
вич,  вы  помните,  завтра у Давида  Львовича юбилей -
сорок лет.  Он вас приглашает. Придете?" Судя по все-
му, в кабинет вошла какая-то женщина, Миша сидел спи-
ной к двери и не мог ее видеть. Но зато он увидел как
изменился в лице психолог.  Он побагровел,  неестест-
венно быстро поднялся со стула, глаза его метали гро-
мы и молнии. У Миши мороз прошел по коже, ему захоте-
лось испариться из этого помещения.  "Юбилэй?!  А кто
хотэл  сплавыть мэня на пэнсыю,  когда в прошлом году
мнэ стукнуло шэстьдэсят?!  Кто говорыл,  что  у  нэго
есть свэдэныя, которые ему стыдно оглашать пры всэх?!
Выссарыон Кобаидзе нычэго нэ забыл.  А вы идытэ и ра-
ботайтэ." Дверь с треском закрылась, а психолог опус-
тил свое тело на стул напротив Миши, что-то молча за-
писал.  Пауза длилась минут восемь, не меньше. "Инте-
ресно,  - возникла у Миши шальная мысль,  - покажи  я
ему свою классификацию, что бы сказал?"
     "Тэпэрь я даю тэбэ карточки с четырьмя  рысунка-
ми",  - продолжил, наконец, психолог, обращаясь к Ми-
ше.  "Ты смотрышь, находышь лышный и показываэшь мнэ.
То  эсть,  тры  рысунка  означают одно общэе понятые,
чэтвертый к этому понятыю отношения нэ имэет.  Всякий
раз мотывыруй свое рэшэние вслух. И соображай побыст-
рэе.  Прыступим." Виссарион Лаврентиевич доставал  из
папки  пачку  картонных листов с цветными рисунками и
по-одному протягивал их Мише. Задание показалось Мише
несложным. "Солнце, луна, молния, спички. Спички лиш-
ние." "Пачэму?  Старому  Виссарыону  это  интэрэсно."
"Солнце,  луна и молния - природные явления. Спички -
предмет деятельности человека." "Далшэ, далшэ." Даль-
ше были сапоги,  шляпа,  зонтик, дождевой червь. "Все
это относится к дождю,  - заколебался Миша, но тут же
догадался,  что "червь существо одушевленное, поэтому
он здесь лишний." Психолог чуть заметно кивнул, каза-
лось,  он  все  более  теряет  интерес к происходяще-
му."Голубь, самолет, воздушный шар, облака, - продол-
жал Миша, - облака исключаем, потому что они не лета-
ют." Сказал, а сам засомневался: может голубь лишний?
Но это было бы слишком просто.  Батон хлеба,  бублик,
торт, баранки. Что здесь лишнее - баранки, потому что
они сухие,  или торт, потому что он сладкий? В досаде
на самого себя Миша исключает  торт.  Яблоко,  груша,
апельсин, помидор. Не сразу, но Миша все таки сообра-
зил,  что надо исключить овощ помидор, потому как все
остальное - фрукты. "Сюшай, э, как тебя, Миша, кажет-
ся.  Доволно.  - остановил его психолог, - пэрэйдем к
другому тэсту.  Ты должэн объясныть смысл русскых на-
родных пословыц,  которые я тэбэ буду читать, так как
ты  их  понымаэшь." Психолог достал маленькую книжку,
пролистал ее, поплевал на пальцы, поднял вверх указа-
тельный.
     - Если бы знал,  гдэ упасть,  так соломы бы  по-
достлал.  Растолкуй.
     - Эта пословица означает то что надо  быть  пре-
     дусмотрительным.  Точнее...  если  знать заранее
     что с тобой должно произойти в жизни, то многого
     можно было бы избежать, предотвратить. Но, к со-
     жалению,  это невозможно.
     - Слэдующая пословица. Назвался груздем, полэзай
     в кузов.
     - Человек должен отвечать за свои слова. Он должен...
    уметь  предвидеть результаты своих действий.
     - Действый илы слов?
     - И действий и слов.
     - Пусть так.  Идем далше. Вэщь хороша, когда но-
     вая, а друг, когда старый.
     - Вещи  - они портятся,  стареют,  надоедают.  А
     настоящая дружба проверяется временем.  Есть еще
     пословица,  близкая по смыслу,  что "старый друг
     лучше новых двух."
     - Да,  это как выно: староэ, выдэржанноэ - самоэ
     лучшеэ.  Повэрь, знаю толк. Вот тэбэ еще. Дорогу
     осылыт  идущый.
     - Это значит,  что без действия нет  результата.
     Надо прикладывать усилия,  чтобы чего-то достичь
     в жизни.
     - А  что  имэют в выду,  когда говорят "мэдвэжья
     услуга?"
     - Медвежья услуга это неумелая помощь, поступок,
     совершенный с добрыми намерениями,  но на  самом
     деле  причинивший только вред.  То есть на самом
     деле совсем на услуга.
     - Погнаться за двумя зайцами, это как?
     - Это значит,  что кто-либо стремится достигнуть
одновременно  две  различные цели,  но в результате у
него ничего не получается и он не достигает ни одной.
     Психолог неспешно приглаживал усы,  казалось,  он
обдумывает что-то.  Он как-то странновато взглянул на
Мишу  и произнес:"Хороший малчик." Мише стало немного
не по себе.  "Каждый человек странен по-своему. А мо-
жет быть,  у них тут все продумано до мелочей." - по-
думал он.  "Это эще нэ все" - услышал он уже знакомый
голос,  - я даю тэбэ послэднеэе упражнэние." Психолог
достал из ящика стола какую-то таблицу и протянул Ми-
ше.  "Нэ удывляйся, здэсь цыфры от одного до двадцаты
пяты даны вразнобой.  Это задача на врэмя.  Как можно
быстрэе ты находышь цыфры по мэрэ возрастаныя и пока-
зываэшь мнэ ее. Дэржы карандаш. Началы." Психолог на-
жал  на  кнопку секундомера,  а Миша только и успевал
тыкать карандашом то вниз,  то вверх,  то в  середину
таблицы,  пока не нашел последнюю цифру. Это короткое
задание утомило его больше остальных,  у него  кружи-
лась голова. "В школэ был отлычныком?" - спросил пси-
холог, записывая что-то. "Нет, не был." "Хорошыстом?"
"Тройки  тоже  были,"  - признался Миша,  а сам поду-
мал:"И немало." "Хочешь знать  рэзултат?  Всэму  свое
врэмя.  Ступай в свой корпус,  ты свободэн." Так Миша
расстался с психологом Виссарионом Кобаидзе.
    Пробыв в больнице больше недели, Миша с некоторым
удивлением пришел к  выводу,  что  он  соскучился  не
столько по маме, или товарищам ,или кошке, сколько по
своему архиву.  По своим папкам,  по своим вырезкам -
по своим неодушевленным бумажным друзьям, которые ни-
когда не предадут.  Еще ему не  терпелось,  выйдя  из
больницы, поскорее взять реванш у брата Никиты, кото-
рому он недавно проиграл матч по шахматам.  В отделе-
нии  для Миши нашлись шахматные партнеры,  с которыми
он играл с переменным успехом.  Симпатию Миши вызывал
Леонид Спартацкий,  тот самый, что объяснял Гужевому
разницу между дебильностью  и  депрессией.  Сухопарый
мужчина лет тридцати восьми, он служил в пожарной ох-
ране и проходил переосвидетельствование.  Из всех ми-
шиных соседей по палате Спартацкий менее всего похо-
дил на психически больного. Каждый день в любую пого-
ду он совершал пешие прогулки от пяти до десяти кило-
метров,  благо больничный режим позволял смотреть  на
это  сквозь пальцы.  "У тебя сейчас самый лучший воз-
раст для того, чтобы заниматься собой, а ты это время
упускаешь",  - с убеждением говорил он Мише. "Займись
хотя бы утренней зарядкой,  это как минимум. И в шах-
маты сразу заиграешь лучше, вот увидишь." Спартацкий
заинтересовал Мишу своим методом запоминания  клавиа-
туры печатной машинки.  "Если присмотреться к клавиа-
туре печатной машинки,  можно составить из расположе-
ния  всех  букв три слова,  которые легко запомнить -
цукенг,  вапрол,  смит.  Ну и между ними мягкий знак,
твердый знак, это не имеет большого значения.Так вот,
как я запоминал: цукенг - это на что похоже? Какое-то
слово немецкое,  да? Затем, вапрол - название лекарс-
тва. А Смит - это фамилия. Остается выучить несколько
последних букв." Удивили Мишу и подробности о Прохоре
Гужевом,  который оказался коренным москвичом,  а  по
профессии  бывшим  милиционером.  Выглядел Гужевой на
все шестьдесят,  хотя ему оказался всего  сорок  один
год от роду.
    Чуть больше двух недель длилось мишино заточение,
меньше чем одна смена в пионерском лагере.  Перед вы-
пиской он,  как и все, прошел так называемую комиссию
с участием какого-то психиатрического светила,  кото-
рая заключалсь в том,  что задали несколько вопросов,
менее интересных,  чем при посещении психолога.  А на
следующий день выписали,  не сказав ничего конкретно-
го.  Материалы  об  обследовании  и лечении пришли из
больницы через несколько дней в районное ПНД.  У Миши
оказалось повышенным внутричерепное давление. А воен-
ный билет с формулировкой "не годен в  мирное  время"
он получил спустя месяц после четырех посешений воен-
комата.


Рецензии