Самый серьёзный труд в жизни
средство приблизиться к ней.
С. Моэм.
Пациент психиатрической больницы имени Кащенко Миша Андреев
приступил к обобщению своего самого серьёзного труда в жизни.
Эту книгу он писал больше двух лет и она пока представляла собой
небрежно исписанные тетрадные листы с многочисленными исправлениями
и добавлениями, которые наслаивались одно на другое. Миша
взялся переписать всё это набело в улучшенной редакции. Время на это
оставалось днём в тихий час и вечером после ужина. Вступительная часть,
вводящая читателя в курс дела, вертелась в голове, но ещё не была
написана. Миша выбирал между названием "Предисловие"
и "Вступление", но потом написал "От автора". "Книга
эта не так сложна, как может показаться с первых её
страниц. Дело здесь в теме, выдвинутой мною, теме ма-
лопривычной, а для кого-то, может быть, наоборот, ба-
нальной. А если не в теме, то в форме, в которой на-
писана эта книга, в новых понятиях, которыми изобилу-
ют многие главы. Я не рассчитывал книгу на злых или
добрых, умных или глупых. Поэтому могу просить изви-
нения лишь за форму, в которой построены многие пред-
ложения. А мысли, высказанные здесь, вовсе не исклю-
чительны и не оторваны от действительности. Может
быть, книга адресована в первую очередь людям, мало
интересующимся психологией, философией, не нашедшим
своё место в жизни, ещё никак не проявившим себя. И
если мне удастся пробудить корни добра, заложенные во
многих из них, я буду рад, что труды и поиски мои не
напрасны. Чем больше людей с помощью этой книги пой-
мут, что добро сильнее зла, тем крепче станет практи-
ческая сила добра. Конечно, люди, разделяющие мои
взгляды, лучше поймут книгу, а несогласные со мной
если даже и поймут, то очернят, оклевещут. К такой
борьбе надо быть готовым и тут я очень рассчитываю на
своих будущих сторонников. В заключении скажу немного
о классификации людей, которую вы будете сейчас чи-
тать и которую я не случайно поместил в 1 главу.
Классификация охватывает практически всё население
земного шара на современном этапе. Могут возникнуть
трудности с населением капиталистических стран. Клас-
сификация распространяется на людей, начиная с 10-15
летнего возраста. Уверен, нет человека ( по крайней
мере в мире социализма) не входящего в данную класси-
фикацию. Классификация вовсе не втискивает мир в уз-
кие рамки. Напротив, она построена на объективных
наблюдениях, трезвых выводах. Понятия "левых" и "пра-
вых", ссылаясь на политику, говорят сами за себя. С
движением от начала к концу классификации реакцион-
ность уменьшается, и наоборот.
В книге есть недосказанные мысли, но я сам нахо-
жусь в дальнейшем поиске истины, и не ставил перед
собой непосильных задач. И если какая-нибудь глава,не
имеющая логического завершения, будет заинтересованно
обсуждаться и углубляться читателями, то моя задача
окажется частично выполнена. Вопрс же, какова же ос-
новная масштабная идея книги, пусть останется откры-
тым. Книга пока не завершена..."
Миша написал это на одном дыхании, перечитал, и
призадумался. Ему так и хотелось сказать, может быть
самое важное, что должно быть во вступлении :" Люди,
читая эти строки, больше думайте над ними, поменьше
эмоций, не бойтесь уклониться от стереотипного мышле-
ния." Но он решил пока оставить все как есть и писать
дальше.
I. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЮДЕЙ. "ПРАВЫЕ".
1. "Утюги" постоянно переступают уголовный и мо-
ральный кодексы. Многие живут нелегально. Им свойс-
твенны все субъективные пороки общества: пристрастие
к алкоголю, курению, половому инстинкту, воинствующая
пошлость (издевательство над слабыми). По теории -
"активная нечестность" - хулиганское, хамское поведе-
ние, отсутствие постоянных интересов, жестокие, амо-
ральные поступки, регресс личности. По темпераменту
почти всегда сангвиники или холерики. "Утюги" неисп-
равимы, по крайней мере, "левыми" никогда не стано-
вятся.
2. "Отцы" в кампании стараются главенствовать,
подавляя возможное сопротивление.Мало отличаются от
"утюгов" и тем, что менее бывалые. Между многими "от-
цами" и "утюгами" имеются связи. По теории смесь "ак-
тивной" и "пассивной нечестности" - золотая середина
в достижении своих целей, где их интересует только
выгода, отсутствие стремления к высоким моральным
идеалам, приспособленчество. Приверженцы ее нередко
выходят сухими из воды. Плоды ее - мещане, карьерис-
ты. Но на крупные злодеяния "отцы" не способны, хотя
вымогают деньги, могут избить. Учатся обычно малоу-
довлетворительно. Обычно настоящей дружбы между "от-
цами" нет. Их объединяет лишь компания. Большинству
из них свойственны все субъективные пороки общества.
По темпераменту обычно холерики и сангвиники. "Отцов"
много в ПТУ.
3. ЦГ (Центральная группировка) в школе, другом
учреждении держатся вместе, сообща. Это общительные,
подвижные, обычно озорные ребята. Некоторые ЦГ могут
со временем переходить в категорию "отцов". Среди ЦГ
два уклона: "отцовский" и интеллигентский. Последние
ЦГ среди "отцов" держатся как исключения. Многие ЦГ
придерживаются теории "пассивной нечестности". "Ак-
тивно честны" немногие - коллективизм, мужество, де-
ловитость, готовность на все ради справедливости, це-
леустремленность, добросовестность. Интеллектуальное
развитие "активных" далеко не всегда на высоком уров-
не. Учатся по-разному, некоторые неплохо. Многим ЦГ
свойственны некоторые субъективные пороки общества.
По темпераменту сангвиники, холерики, есть флегмати-
ки. Увлекаются обычно спортом или радиотехникой.
4. Пижоны..." Здесь Миша задумался и решил доба-
вить к первому определению еще и второе.
"1) Это люди, старающиеся казаться лучше, чем
они есть на самом деле. Не стремятся при этом к гар-
монии. 2) Эти люди всегда во власти зарубежной моды,
пустой музыки, франты, щеголи. По темпераменту, как
правило, сангвиники или холерики. Многим пижонам
свойственны все субъективные пороки общества. По тео-
рии, обычно, "пассивная нечестность."
НЕПРИСОЕДИНИВШИЕСЯ. Особый социально-психологи-
ческий класс, и одновременно, группа, имеющая пример-
но в равных пределах черты как "правых", так и "ле-
вых". Сложность их описания в том, что они всегда с
коллективом и в то же время в стороне. Это люди с аб-
солютно средней общительностью. Они не бывают безу-
держны и озорны ( по крайней мере, в коллективе ), но
и не отшельники. Обычно, они либеральны как к "пра-
вым", так и к "левым". Особенность некоторых неприсо-
единившихся в том, что они, не нарушая административ-
ных и интеллигентских норм, могут оставаться циниками
в душе, скрыто выражая это. Их можно было бы назвать
осторожными ЦГ, если бы не некоторая обособленность и
отгороженность от явно отрицательных действий. По те-
ории, обычно, "пассивная нечестность". Представляют
все четыре темперамента, обычно меланхолики. Класс не
очень многочислен.
Еще учась в школе, Миша показывал наброски своей
будущей книги Володе Десницыну. Ознакомившись с руко-
писью, Володя не нашел в ней себя и сказал что он -
неприсоединившийся. Такого определения у Миши тогда
не было, название ему понравилось, и после разговора
с Володей он решил его ввести. И написал специально
под образ Десницына. Вспомнив эту историю, Миша про-
должил писать дальше.
"ЛЕВЫЕ". 1. Интеллигенты в меру солидные, общи-
тельные люди. По темпераменту обычно флегматики. Ум-
ны, чистоплотны, аккуратны. Нередко немногословны и
мягки. Деловиты, трудолюбивы, часто обходятся без
конфликтов с обществом. По интеллекту ближе к исклю-
чениям. По нравственности - в примерно равных пропор-
циях как к исключениям, так и к ЦГ. Культурны, урав-
новешенн, вежливы.
2. Исключения. Две отличительные особенности
исключений - обособленность от коллектива и некоторая
чудаковатость поведения вообще. Вынужденно находясь в
среде "отцов" или ЦГ, воды не замутят, обычно"тише
воды, ниже травы". На вопросы "правых" отвечают одноз-
начно. Не умеют за себя постоять, необщительны. Часто
скованны, замкнуты, застенчивы. Держатся особняком.
Но несколько исключений, собравшись вместе вполне мо-
гут быть веселы и разговорчивы. Не всегда отличаются
высокой нравственностью и интеллектом, но обычно это
так. По темпераменту обычно меланхолики. По теории
обычно "пассивная честность". В общем, теория оправ-
дывает поведение исключений."
На этом первая глава заканчивалась. Миша заду-
мался над тем, как бы озаглавить следующую, в которой
он изложил свои жизненные принципы. Тут свет в палате
погас, наступило время отбоя. Название главы пришло к
Мише ранним утром, почти во сне. Но лишь в тихий час
он смог вернуться к своему труду.
"II.ТЕОРИЯ "ПАССИВНОЙ ЧЕСТНОСТИ" И ЕЕ ВОЖДИ.
Теория.
1) Терпение, терпение и еще раз терпение.
2) На происки "отцов" и ЦГ отвечать не отпором, а сдержанностью.
3) Избегать суеты как огромного порока.
4) Не употреблять матерных выражений, ибо это морально низко.
5) Поддерживать учение Дольского и мысли Окуджавы.
6) Исключительная порядочность во всем при избежании показухи,
стараться быть малозаметным.
7) Избегать принуждения как способа воздействия.
8) Быть тактичнее с людьми.
9) Избегать банальностей, вносить что-то новое, пооригинальней.
10) Меньше уделять внимания вещам.
11) Не принимать участия в мероприятиях, если отсутствием не будет принесен
вред, а присутствием польза.
12) Не приспосабливаться к обществу, не боясь прослыть отшельником.
13) Отрешиться от всех субъективных пороков общества.
14) Не быть чрезмерным оптимистом, всегда быть готовым к худшему.
15) В развитии личности особое внимание уделять моральным и
интеллектуальным качествам. 16) Не смеяться над людьми, попавшими впросак.
17) Никогда ни в малейшей степени не зависеть от моды, так как она
преходяща, а следовательно, в философском масштабе мало осмысленна.
18) Несмотря ни на что,верить в истину, что добро сильнее зла.
19) Говори, что думаешь, но думай, что говоришь.
Пятый пункт теории, наверное, не очень понятен, поэ-
тому я на примерах постараюсь доказать, что Окуджава
и особенно Дольский чуть не вожди теории "пассивной
честности".
Так много злости и отравы
я через сердце пропустил,
что быть жестоким и неправым
нет ни желания, ни сил...
Как хороши людские лица,
когда в них свет и вера есть...
Когда уже не знаешь риска,
а лишь терпение и печаль...
...Когда по взгляду и по вздоху
Поймешь, что сделано с душой...
...Молчу, не возражаю,
когда меня винят,
и вешают ярлык.
За почести и чин
не дал бы ни гроша я.
Люблю я только то,
к чему давно привык...
Невзгоды, неудачи
прощаю сам себе
как выигранный бой.
Не стану я кроить
судьбу свою иначе...
...Не вижу в наслажденьях
ни цели жизни и не забытья...
...Я многим непонятен...
...А в логике моей
так много белых пятен,
что умники со мной
становятся в тупик...
...Ищите в исключеньях
законов высший знак...
...Играть свободно словом,звуком,цветом,
но никогда ни правдой, ни лицом.
И брать за все душой,
а не монетой.
...Кто добился жизни сладкой,
тот живет без аппетита.
...Тиранов делают рабы,
а не рабов тираны.
А.Дольский
...Но не построится и не устроится
счастье твое на несчастье чужом...
Не покупаются доброе имя, талант и любовь.
Каждый слышит, как он дышит,
не стараясь угодить...
Вымысел не есть обман...
...Не надо придавать
значения злословью,
поскольку грусть всегда
соседствует с любовью...
...Давайте понимать
друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз,
не ошибиться снова.
Б.Окуджава
Я привел цитаты из песен А.Дольского и Б.Окуджавы.
Но я не согласен с выражением Дольского, что "в
каждом ангел есть двукрылый, мы должны его хранить".
Деловые, интеллектуальные, нравственные качества да-
ются человеку от РОЖДЕНИЯ, исключение - физические
качества. Если "в каждом ангел есть двукрылый", зна-
чит, от рождения каждый человек хорош? Да, дети не-
винны, но не потому, что не успели научиться плохому,
а потому, что плохое, как и хорошее, в них еще не
раскрылось. Дети не воплощают субъективные пороки об-
щества, которые приходят к 2/3 всего населения со
временем. Но это не значит, что оградив ребенка от
субъективных пороков, или воспитав неприязнь к ним,
можно выростить гармонически развитую личность. Если
у человека есть крупные изъяны в какой-либо группе
качеств, то существенно исправить их он уже не может:
они прирожденные, а значит, объективные. Но я не го-
ворю и того, что все люди порочны. Это опровергают 5
и 18 пункты теории "пассивной честности", являющейся
для меня жизненным маяком. Если в человеке больше
нравственности и интеллекта, то все равно эти качест-
ва возьмут верх. Воспитание и влияние извне могут
лишь затормозить развитие как хорошего, так и плохого
в людях.
III. СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТЕОРИЙ.
Разбирая классификацию людей, я не мог не ука-
зать теорий, которых придерживается та или иная группа.
Классификация с теорией связана настолько, насколько
политика может быть связана с экономикой. Можно, например,
разбирать субъективные пороки, увлечения, темперамент "отцов"
или ЦГ, но почему они поступают так, а не иначе, из этого
понять нелегко. Введя же присущую им теорию, мы понимаем
их моральные убеждения, а значит, и поступки, вытекающие из этого.
Теория не дается от рождения, как, например, темперамент.
Однако, теория тесно связана со всеми врожденными качествами
человека. Например, представителями теории "пассивной честности"
присущи нравственные и интеллектуальные добродетели;
теории "пассивной нечестности" в основном деловые качества;
теории "активной нечестности" физические качества; наконец,
теории "активной честности" присущи физические, и обязательно,
нравственные качества. Кратко все четыре теории были названы
в первой главе. Расскажу о них подробнее. Все теории можно
разделить на две группы: на правые и левые. Вначале о ПРАВЫХ.
"Активной нечестности теория". Ее представители
нарушают административное и уголовное право. Главное
для них - развлечение. И все, что может помешать им
развлекаться, страдает от их злобы. Во главу угла они
ставят грубую физическую силу. Цинизм, презрение к
людям иных взглядов, преобладание чувств над разумом
- все это вытекает из их врожденных отрицательных ка-
честв, и иначе мыслить они не могут. Отсюда - хули-
ганства, грабежи, разбои, убийства.
"Пассивной нечестности теория". Если представители
вышеизложенной теории у всех на виду, их поступки хоть очень
порочны, но искренни, то представители сей теории хитры и двуличны.
Физическая сила не является оружием в их руках, однока,
"пассивная нечестность" более многочисленна. В их поступках
разум явно превалирует над чувствами и это является основной
причиной неуязвимости мещанских сетей, опутавших об-
щество. Безнравственность и интеллект в них не только
уживаются, но и дополняют друг друга. Их хорошие ма-
неры, производя на людей приятное впечатление, скры-
вают их истинное лицо. Все хорошее в них - это лишь
форма, за которой прячется жажда накопительства, лжи-
вость, лицемерие, черствость, карьеризм, стремление в
жизни только к выгоде. Одна из причин распространения
этой теории - практически безопасные пути наживы. Это
в первую очередь объясняется редким нарушением уго-
ловного права.
Теперь о ЛЕВЫХ. "Активной честности теория".
Ее представители есть люди, требующиеся именно сейчас,
в процессе перестройки. Главное в них - готовность идти
на риск ради справедливости, бороться со злом его же
оружием. Они всегда с обществом, но в то же время не
боятся идти против течения. Слабостью их является не-
частое преобладание разума над чувствами, немногочис-
ленность, недооценка интеллекта в борьбе с правыми
теориями. К сожалению, для этой теории характерно лишь
простое воспроизводство ее рядов. Это можно объяснить
неверием многих людей в силу добра, но оправдать
нельзя никак.
"Пассивной честности теория". Эту теорию я без
эмоций постарался изложить во 2 главе, ограничившись
лишь личным мнением насчет одной цитаты из Дольского.
Это и человек редкой души, и музыкант-виртуоз, и ве-
ликий поэт, человек без крупных недостатков, но с ог-
ромными достоинствами. Обычно все это дается людям
раздельно, по частям.А столь подробно я изложил эту
теорию потому, что знаю ее лучше других теорий. К то-
му же неудобно хвалить теорию, к коей принадлежишь
сам. В этом случае 2 глава очень затянулась бы. Наз-
вание теории отражает как ее главные достоинства, так
и недостаток. О данной теории еще много будет изложе-
но впереди.
Из того, что человек представляет ту или иную
теорию, вовсе не следует, что он пишет себе пункты и
живет по ним. Жить, например, "активно-честно", уже
значит быть представителем этой теории. Теории су-
ществуют объективно, не я их выдумывал. Я лишь на ос-
нове личного опыта, многих песен Дольского и другой
информации, обобщил эти знания и облачил в имеющуюся
форму. Большинство людей обладает какой-либо теорией,
но не все. Например, дети, а также некоторые старики.
Так, человек, обладая некоторыми нравственными добро-
детелями, с детства воспитываясь в духе теории "пас-
сивной нечестности", не сможет потом просто иначе
жить. В то же время в иных условиях он рвет с этой
теорией. Утверждая это, я не противоречу своим мыс-
лям, высказанным во 2 главе. Наоборот, это подтверж-
дает, что воспитание и влияние извне может лишь за-
тормозить плохое, либо хорошее в человеке.
IV. О ЛЮБВИ.
В последнее время не утихают споры о причинах
многочисленных разводов в наших семьях, но количество
их от этого меньше не становится. Я, с присущим этой
книге переходом от социологии к философии, от логики
к психологии постараюсь разобрать эту проблему. Нач-
нем с такого вопроса: бывает ли любовь с первого
взгляда? Одни говорят - да, другие, соответственно -
нет, равнодушных, думаю, здесь не будет. Что такое
любовь? В словаре написано так: "Чувство горячей сер-
дечной склонности, влечения к лицу другого пола."
Влечение с первого взгляда может быть, но любовь мы
представляем себе все же несколько иначе. В словаре
есть еще два объяснения любви. Я объединю их в од-
но:"Чувство глубокой привязанности, расположения и
симпатии. Внутреннее стремление, влечение, тяготение
к чему-либо." Всего этого с первого взгляда быть не
может. Нужно узнать человека, чтобы полюбить его. Лю-
бить нужно именно за что-то. Глубоко ошибаются сто-
ронники любви с первого взгляда. С первого взгляда бывает
влюбленность, когда одному человеку понравилась внешность,
походка, манера говорить другого человека противоположного пола.
У того, кто принимает влюбленность за любовь, чувства
в основном преобладают над разумом. Брак может быть лишь
тогда крепким, когда между супругами именно любовь, а не влюбленность.
Люди вступают в брак, плохо зная друг друга. Отсюда и
непонимание, неуступчивость, нежелание заниматься до-
машним хозяйством, измены. Конечно, влюбленность не-
редко переходит в любовь, но речь не о том. Посудите
сами, если у супругов много общего, они уважают, до-
веряют друг другу, а значит, это любовь, то им нет-
рудно будет встать выше мелких раздоров, финансовых
трудностей и даже негативного неоправданного отноше-
ния родственников. Только такая любовь облагораживает
людей, только такие браки крепки. Люди же, соединив-
шиеся по влюбленности, рано или поздно поймут, что
они не пара, что общего между ними мало и любая ме-
лочь может стать причиной развода.
В журнале "Крестьянка" за февраль 1987 года было
опубликовано письмо Виктора С., из Одесской области.
Поскольку оно очень интересное и не очень длинное,
приведу его целиком. "Я ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЬЯНИН. Хочу на-
писать от имени всех мужчин: нет среди нас такого,
который не изменял бы своей жене. Даже самой любя-
щей... Если я не прав, то пусть найдется хоть один,
который опровергнет мои слова примером своей жизни.
Уверен, такого не окажется, да и письмо наверняка не
напечатаете. Не подумайте, что я какой-то гуляка. У
меня дома все в порядке. И семьянин я идеальный."
Я, конечно, не знаю Виктора С., но его взгляд на
этот вопрос явно циничен. Уверен, многие и совершенно
справедливо, с ним не согласятся. Я пока не могу оп-
ровергнуть его слова примером из своей жизни, потому
что не женат. Но уверен, что опровергну. А пока таким
примером может служить А.Дольский. Хотя доказать та-
ким людям, как Виктор, то что они неправы, чрезвычай-
но непросто. Автор письма низводит любовь до уровня
влюбленности, и сам себе противоречит, приписывая из-
мены идеальным мужьям. Идеальных мужей, может быть,
нет вообще. Но таковым быть и не обязательно. Взаимо-
уважение - составной компонент любви, никогда не поз-
волит супругам изменять друг другу.
Заканчивая главу, я помещаю здесь отклик на
письмо Виктора С., опубликованный в журнале "Кресть-
янка" уже за март 1987. Его автор - Сергей Лялин из
Свердловской области. "Два года назад мы с женой по-
пали в автомобильную катастрофу. Ее в тяжелейшем сос-
тоянии увезли в больницу. Я жил один, стирал, мыл,
кормил сына. С надеждой и тревогой ждал воскресных
свиданий с женой, ездил в больницу за 80 километров.
Врачи не обнадеживали меня, но я верил что она попра-
вится. Возможностей "утешиться" на стороне было
сколько угодно! Но у меня и в мыслях не было предать
ее. Теперь она выздоровела, у нас все хорошо. Ты же,
судя по письму, не способен помочь любимому человеку,
попавшему в беду."
V. О ДОБРЕ И ЗЛЕ ИЗНАЧАЛЬНО.
В чем коренная разница между добром и злом? Я не
беру силы капитализма и социализма, войны и мира, ан-
тагонизм между эксплуататорами и эксплуатируемыми.
Это все условно. В мире социализма рассуждают по сво-
ему, приводя горы аргументов, в мире капитализма аб-
солютно иначе, доказывая свою правоту. Я в этом воп-
росе встаю над политикой.
ЗЛО:
1) Определенные силы классификации (см. гл.1) творят
зло при каждом удобном случае. 2) Творя зло, опреде-
ленные лица не испытывают при этом угрызений совести.
ДОБРО:
1) Определенные силы классификации творят зло крайне
редко и случайно. 2) Творя зло, определенные лица ис-
пытывают угрызения совести, сводя на нет зло, совер-
шенное ими. Гранью этой непреодолимой является со-
весть. Далее все идет от этого, то есть от понимания
различий между злом и добром. Человек, понимающий эти
различия, никогда не будет следовать "правым теориям"
(см. гл.3). Представителем добра уже является тот,
кто понимает эти различия, не входя в "правую" клас-
сификацию, не обладая "правыми теориями". Абсолютной
истины нет, но ближе всего к абсолютной всемирной ис-
тине стоят представители добра, то есть теорий "пас-
сивной" и "активной честности".
Теперь перейдем к важному земному конкретному
вопросу. В нашем обществе законы слишком мягки к
"правым" проявлениям: хулиганству,воровству,грубос-
ти,спекуляции,формализму,карьеризму. Главными задача-
ми нашей милиции и суда являются: 1) изоляция прес-
тупника от общества 2) наказание его за содеянное 3)
перевоспитание преступника. Не строю воздушных зам-
ков, но эти меры облегчились бы:1) учетом принадлеж-
ности подсудимого к классу и группе классификации 2)
учетом принадлежности подсудимого к определенной тео-
рии. Например, за грабеж преступнику начислялось бы 5
лет помимо УПК за то, что он - "отец", и ему же 5 лет
сверх УПК за принадлежность к теории "активной не-
честности". Это, уверен, резко сократило бы число
всяческих преступлений. Вынужденная жестокость во имя
гуманизма. На первый взгляд, это полностью противоре-
чит принципам теории "пассивной честности". Но, неве-
лика беда. Главное, это не противоречит принципам
добра. Чем ближе друг к другу будут обе "левые" тео-
рии, тем благоприятнее будет атмосфера для усиления
борьбы со злом.
Одной из главных причин немалой силы зла как раз
и является разобщенность сил добра. Представители
"левых" теорий не могут подняться выше своих разног-
ласий, этому способствует и сокращение общественной
активности в 60-е - 80-е годы. Правда, силы зла тоже
довольно разобщены. Но силы добра должны вести борьбу
со злом выборочными методами, опираясь непосредствен-
но и обязательно на принципы теорий честности.Зло же
ведет борьбу любыми средствами, опираясь на грубую
физическую силу, клевету, шантаж. В этом его опреде-
ленное преимущество, и это надо обязательно учиты-
вать.
Сложные проблемы поднял я, и не могу дать рецеп-
та выхода из положения. Но целью этой книги является
не подсказка обществу готовых решений, а способность
пробуждать в людях умение мыслить и самим искать вы-
ход. К тому же я делаю и немало выводов."
Дальше этого абзаца дело пока не шло. Миша, пе-
речитав его, пришел к выводу, что написано так, будто
книга близка к завершению. Причем получилось это неп-
реднамеренно. Надо было сказать еще о чем-то, но мыс-
ли отказывались работать в этом направлении, за пос-
ледние две недели он не внес в свои рукописи ничего
нового, не принимая во внимание, конечно, переписыва-
ние ранее созданного. Да и сейчас он ловил себя на
той мысли, что он высказал уже все, что хотел, и про-
должает этим заниматься только для того, чтобы пока-
зать результаты своих трудов Дольскому.
На пятое утро больничной жизни Мишу повели к
психологу в другой корпус. На двери висела табличка с
надписью "сихолог", первая буква "п" почему-то стер-
лась и почти не прочитывалась. Мишина привычка зариф-
мовывать все происходящее сработала безотказно и сами
собой появились такие строчки:
- Открылась дверь.
Сидит сихолог.
А в кабинете жуткий холод.
И к сихологу обратясь,
Сказал я фамильярно "Здрась".
На самом деле в кабинете было прохладно и пахло таба-
ком, а Миша поздоровался тихо и кротко, как обычно. У
окна стояла сутуловатая фигура среднего роста. "Са-
дысь" - проговорил доктор голосом негромким, но вну-
шительным, с явным кавказским акцентом, сохраняя не-
подвижную позу. Миша присел на стул, почему-то повея-
ло еще большим холодом. Психолог медленно развернулся
в мишину сторону, бросив на него прищуренный взгляд
внимательных, чуть насмешливых глаз. Густые, темные
седеющие усы несколько облагораживали рябоватое,
бледное лицо с крупным носом. "Моя задача прэдэлна
проста - задавать много вопросов. Твоя задача еще
проще - отвэчать на ных." Психолог слегка улыбнулся
уголками губ, но не глазами."Будь бдытэлэн," - делая
ударение на первых слогах, и этим как бы разбивая
слова на части, обратился он к Мише, - "Я говорю ско-
роговорку, ты повторяэшь за мной как можно быстрэе.
Понятно?" Миша утвердительно кивнул. "Сшит колпак нэ
по-колпаковски, вылыт колокол нэ по-колоколовски. На-
до колпак пэрэколпаковать, надо колокол пэрэвыколоко-
вать. Психолог проговорил скороговорку монотонно и
даже флегматично, но зато дал Мише возможность разоб-
рать все слова. Миша повторил скороговорку, один раз
сбившись на каверзном прилагательном.
В дверь кабинета постучали и приоткрыли с другой
стороны, не дожидаясь ответа. "Виссарион Лаврентие-
вич, вы помните, завтра у Давида Львовича юбилей -
сорок лет. Он вас приглашает. Придете?" Судя по все-
му, в кабинет вошла какая-то женщина, Миша сидел спи-
ной к двери и не мог ее видеть. Но зато он увидел как
изменился в лице психолог. Он побагровел, неестест-
венно быстро поднялся со стула, глаза его метали гро-
мы и молнии. У Миши мороз прошел по коже, ему захоте-
лось испариться из этого помещения. "Юбилэй?! А кто
хотэл сплавыть мэня на пэнсыю, когда в прошлом году
мнэ стукнуло шэстьдэсят?! Кто говорыл, что у нэго
есть свэдэныя, которые ему стыдно оглашать пры всэх?!
Выссарыон Кобаидзе нычэго нэ забыл. А вы идытэ и ра-
ботайтэ." Дверь с треском закрылась, а психолог опус-
тил свое тело на стул напротив Миши, что-то молча за-
писал. Пауза длилась минут восемь, не меньше. "Инте-
ресно, - возникла у Миши шальная мысль, - покажи я
ему свою классификацию, что бы сказал?"
"Тэпэрь я даю тэбэ карточки с четырьмя рысунка-
ми", - продолжил, наконец, психолог, обращаясь к Ми-
ше. "Ты смотрышь, находышь лышный и показываэшь мнэ.
То эсть, тры рысунка означают одно общэе понятые,
чэтвертый к этому понятыю отношения нэ имэет. Всякий
раз мотывыруй свое рэшэние вслух. И соображай побыст-
рэе. Прыступим." Виссарион Лаврентиевич доставал из
папки пачку картонных листов с цветными рисунками и
по-одному протягивал их Мише. Задание показалось Мише
несложным. "Солнце, луна, молния, спички. Спички лиш-
ние." "Пачэму? Старому Виссарыону это интэрэсно."
"Солнце, луна и молния - природные явления. Спички -
предмет деятельности человека." "Далшэ, далшэ." Даль-
ше были сапоги, шляпа, зонтик, дождевой червь. "Все
это относится к дождю, - заколебался Миша, но тут же
догадался, что "червь существо одушевленное, поэтому
он здесь лишний." Психолог чуть заметно кивнул, каза-
лось, он все более теряет интерес к происходяще-
му."Голубь, самолет, воздушный шар, облака, - продол-
жал Миша, - облака исключаем, потому что они не лета-
ют." Сказал, а сам засомневался: может голубь лишний?
Но это было бы слишком просто. Батон хлеба, бублик,
торт, баранки. Что здесь лишнее - баранки, потому что
они сухие, или торт, потому что он сладкий? В досаде
на самого себя Миша исключает торт. Яблоко, груша,
апельсин, помидор. Не сразу, но Миша все таки сообра-
зил, что надо исключить овощ помидор, потому как все
остальное - фрукты. "Сюшай, э, как тебя, Миша, кажет-
ся. Доволно. - остановил его психолог, - пэрэйдем к
другому тэсту. Ты должэн объясныть смысл русскых на-
родных пословыц, которые я тэбэ буду читать, так как
ты их понымаэшь." Психолог достал маленькую книжку,
пролистал ее, поплевал на пальцы, поднял вверх указа-
тельный.
- Если бы знал, гдэ упасть, так соломы бы по-
достлал. Растолкуй.
- Эта пословица означает то что надо быть пре-
дусмотрительным. Точнее... если знать заранее
что с тобой должно произойти в жизни, то многого
можно было бы избежать, предотвратить. Но, к со-
жалению, это невозможно.
- Слэдующая пословица. Назвался груздем, полэзай
в кузов.
- Человек должен отвечать за свои слова. Он должен...
уметь предвидеть результаты своих действий.
- Действый илы слов?
- И действий и слов.
- Пусть так. Идем далше. Вэщь хороша, когда но-
вая, а друг, когда старый.
- Вещи - они портятся, стареют, надоедают. А
настоящая дружба проверяется временем. Есть еще
пословица, близкая по смыслу, что "старый друг
лучше новых двух."
- Да, это как выно: староэ, выдэржанноэ - самоэ
лучшеэ. Повэрь, знаю толк. Вот тэбэ еще. Дорогу
осылыт идущый.
- Это значит, что без действия нет результата.
Надо прикладывать усилия, чтобы чего-то достичь
в жизни.
- А что имэют в выду, когда говорят "мэдвэжья
услуга?"
- Медвежья услуга это неумелая помощь, поступок,
совершенный с добрыми намерениями, но на самом
деле причинивший только вред. То есть на самом
деле совсем на услуга.
- Погнаться за двумя зайцами, это как?
- Это значит, что кто-либо стремится достигнуть
одновременно две различные цели, но в результате у
него ничего не получается и он не достигает ни одной.
Психолог неспешно приглаживал усы, казалось, он
обдумывает что-то. Он как-то странновато взглянул на
Мишу и произнес:"Хороший малчик." Мише стало немного
не по себе. "Каждый человек странен по-своему. А мо-
жет быть, у них тут все продумано до мелочей." - по-
думал он. "Это эще нэ все" - услышал он уже знакомый
голос, - я даю тэбэ послэднеэе упражнэние." Психолог
достал из ящика стола какую-то таблицу и протянул Ми-
ше. "Нэ удывляйся, здэсь цыфры от одного до двадцаты
пяты даны вразнобой. Это задача на врэмя. Как можно
быстрэе ты находышь цыфры по мэрэ возрастаныя и пока-
зываэшь мнэ ее. Дэржы карандаш. Началы." Психолог на-
жал на кнопку секундомера, а Миша только и успевал
тыкать карандашом то вниз, то вверх, то в середину
таблицы, пока не нашел последнюю цифру. Это короткое
задание утомило его больше остальных, у него кружи-
лась голова. "В школэ был отлычныком?" - спросил пси-
холог, записывая что-то. "Нет, не был." "Хорошыстом?"
"Тройки тоже были," - признался Миша, а сам поду-
мал:"И немало." "Хочешь знать рэзултат? Всэму свое
врэмя. Ступай в свой корпус, ты свободэн." Так Миша
расстался с психологом Виссарионом Кобаидзе.
Пробыв в больнице больше недели, Миша с некоторым
удивлением пришел к выводу, что он соскучился не
столько по маме, или товарищам ,или кошке, сколько по
своему архиву. По своим папкам, по своим вырезкам -
по своим неодушевленным бумажным друзьям, которые ни-
когда не предадут. Еще ему не терпелось, выйдя из
больницы, поскорее взять реванш у брата Никиты, кото-
рому он недавно проиграл матч по шахматам. В отделе-
нии для Миши нашлись шахматные партнеры, с которыми
он играл с переменным успехом. Симпатию Миши вызывал
Леонид Спартацкий, тот самый, что объяснял Гужевому
разницу между дебильностью и депрессией. Сухопарый
мужчина лет тридцати восьми, он служил в пожарной ох-
ране и проходил переосвидетельствование. Из всех ми-
шиных соседей по палате Спартацкий менее всего похо-
дил на психически больного. Каждый день в любую пого-
ду он совершал пешие прогулки от пяти до десяти кило-
метров, благо больничный режим позволял смотреть на
это сквозь пальцы. "У тебя сейчас самый лучший воз-
раст для того, чтобы заниматься собой, а ты это время
упускаешь", - с убеждением говорил он Мише. "Займись
хотя бы утренней зарядкой, это как минимум. И в шах-
маты сразу заиграешь лучше, вот увидишь." Спартацкий
заинтересовал Мишу своим методом запоминания клавиа-
туры печатной машинки. "Если присмотреться к клавиа-
туре печатной машинки, можно составить из расположе-
ния всех букв три слова, которые легко запомнить -
цукенг, вапрол, смит. Ну и между ними мягкий знак,
твердый знак, это не имеет большого значения.Так вот,
как я запоминал: цукенг - это на что похоже? Какое-то
слово немецкое, да? Затем, вапрол - название лекарс-
тва. А Смит - это фамилия. Остается выучить несколько
последних букв." Удивили Мишу и подробности о Прохоре
Гужевом, который оказался коренным москвичом, а по
профессии бывшим милиционером. Выглядел Гужевой на
все шестьдесят, хотя ему оказался всего сорок один
год от роду.
Чуть больше двух недель длилось мишино заточение,
меньше чем одна смена в пионерском лагере. Перед вы-
пиской он, как и все, прошел так называемую комиссию
с участием какого-то психиатрического светила, кото-
рая заключалсь в том, что задали несколько вопросов,
менее интересных, чем при посещении психолога. А на
следующий день выписали, не сказав ничего конкретно-
го. Материалы об обследовании и лечении пришли из
больницы через несколько дней в районное ПНД. У Миши
оказалось повышенным внутричерепное давление. А воен-
ный билет с формулировкой "не годен в мирное время"
он получил спустя месяц после четырех посешений воен-
комата.
Свидетельство о публикации №211102500146