Вариант сознания... ч. 38

          
    «Все,  что мы  можем  вообразить…»   
  Прочитал интереснейшую  статью  о  Джоне  Лилли – американском  психологе  и философе. Он  заинтересовался проблемой  -  насколько   автономно наше сознание?  Мне приходилось размышлять на  эту  тему. Как  развивается    мысль,  если отключить внешние и внутренние раздражители?  В середине  70-х  годов я   увлекался  аутотренингом и  научился  «отключаться»  от внешнего мира.  Для  этого надо было полностью расслабить   мышцы и  костяк (они  дают  мозгу   сведения  о пространственном расположении  тела -  то  есть,  сижу  ли  я,  лежу  или передвигаюсь). Заодно отключались  рецепторы кожи.  И  что  же?  Потеряв  ориентацию,  сознание позиционировало  тело  как висящее в пространстве  вниз  головой.  Словно кокон.  Ах,  какие  были странные  впечатления!  Мысли текли  туда,  куда  им  хотелось.
 Лилли занялся  этим фундаментально.  Он  поместился в ванне с  теплой  водой, отключил свет,   выключил из  игры  обоняние  и слух.  Вода при температуре  34  градуса ощущается  как   нейт-ральная  среда (то есть,  не ощущается  совсем).  Было  это в  1954  году.
Лилли получил  данные,  что  сознание  «относительно автономно». Отрезанное от внешнего мира,  сознание  существует  «в совершенно  измененном виде».  Раскрепощаясь от тела,  оно   делается  независимым от хозяина. В  чем  это проявлялось? Свобода  фантазии,  творческие озарения,  установление  связей  между отдаленными  понятиями и явлениями,  открытость памяти, подсознания,  - при  абсолютной  ясности ума и   красочности образов!
 Вывод  Лилли таков:  мозг -  природный  биокомпьютер.
Не  обошлось  и  без мистики.  Лилли  общался  с  «сущностями»,  порождаемыми  Богом  во времени и пространстве  из  «ничего».  Сущности эволюционируют -  это и есть  развитие  Вселенной. Они выполняют определенную программу,  принимая   форму  звезды,   мотылька,   человека, дельфина… Они ведут дело так,  чтобы  их  подопечные  могли выполнить свои  потенции сполна.  Они обитают где-то внутри  объекта,   но иногда  выходят и  созерцают его  снаружи,   обсуждая  ход программ с  другими сущностями. Выполнив программу,  они возвращаются в «гиперпространство».
Ради  «чистоты»  эксперимента  Лилли   стал принимать  своей  темной  ванне   препарат ЛСД -  сильнейший  транквилизатор. Это позволило  ему полностью  избавиться  от  вмешательства в процесс  со стороны  своего внутреннего  «Я». Личность исчезала,  превращалась в  «точку сознания», которая   была  бесконечно мала.  Собственное  «Я»  стало   таким  же объектом наблюдения,  как все остальное.  Точка сознания  превратилась  в  «глаз  циклона»:  вокруг  бушует  буря,   океан  нездешней  жизни,  населенной  сущностями. 
Какие  только  миры  не наблюдал  Лилли! Он путешествовал по  артериям и капиллярам,  наблюдал распад  атомов,  созерцал миры с иными формами жизни. Реальность ли это  - или галлюцинации?  Лилли отвечает  так:  «Все,  что  мы можем вообразить,  существует в  действительности».
Этот вывод  лично я  воспринимаю очень серьезно.  Однажды  я нарисовал картинку с   изображением  некоей  субстанции,   проступившей  «тут»    из  какого-то  иного мира.
«Напрасно ты  это нарисовал, -  сказал  сын, -  теперь эта   штука появится в  реальности».
Судя по опытам  Лилли,  тут надо сделать перестановку: «штука»   потому и нарисована,  что уже существовала…
Вообще  мистические прозрения  Лилли  заставляют думать,  что в голографической  модели Вселенной   есть смысл.  Каждая  ничтожная  частица нашего мира  содержит голограмму  Вселенной,  то  есть,   картину  ее рождения и развития, набор  свойств  и т.п.  Постижение  своего внутреннего  мира -  это постижение   Вселенной  вообще.  Возникает, правда,  коварный  вопрос:  если сознание  имманентно, способно ли  оно  от «tabula   rasa»  (каковой  представляется сознание  ребенка)  самостоятельно  прийти к  зрелому  разуму?   Если  это биокомпьютер,  то  в него сначала надо заложить программу, наполнить  информацией, то  есть,   необходимо   воспитание,  образование,  нужны  наука, искусства,  представления  о  прекрасном и безобразном,  о  добре  и  зле.   Может  быть,  наука  есть промежуточная ступень   к  высшему (мистическому)  постижению мира?
  Ах, как интересно жить!  Какие  дали открываются   перед человеком!  Земные  путы  угнетают,  а    душа  взыскует о беспредельном…
                15  апреля  1990. Пасха.

P.S. Позднее под  влиянием  книги Д.Лилли  «Глаз циклона»  я  написал стихотворение  «Состояние  + 12», где  есть строки:            

Я был одним из мальчиков 
В  машинном отделении насоса;
Перекачивая 
Из  незнаемого в  никуда,
Я  наблюдал, 
 Как  из  «Ничто» 
Рождается  «Все»,
Вплоть до  цикады  ада –
Слова  «Надо».
Долгое,  долгое
Я-а-а-а-а-а-а-а-а-а…
Соло  поля  лаванды
В  разливе  лиловой  силы
Перпендикулярно
Состоянию
              самадхи ананда
                Джона  Лилли.

                * * *

                Водоносные  пласты  культуры
Время  наслаивает слои  истории,  образует водоносные  пласты  культуры. Музеи, театры,  библиотеки  не что иное,  как  глубокие колодцы,  в которых  отстаивается  живительная  влага   культуры прошлых  цивилизаций.  Если колодцами не пользуются,  источники  иссякают,  заиливаются, покрываются  ряской.
Живая  жизнь  культуры  - это когда к колодцам протоптаны тропы  от школы, клуба,  института, от каждой  хаты. Вода иссякнет, колодец  заглохнет,   если  земля вокруг  вытоптана и разорена  небрежением,   закалена  отбросами и  нечистотами.  Молодой  подлесок,  облагораживая  землю,   аккумулирует влагу  для  будущих   путников,  ибо и нам суждено лечь  пластом  под пресс истории.  Что останется  от нас  на  фильтре  тысячелетий?  Сухой  щебень невежества  или благородный  гумус,  который  удерживает влагу прежних  дождей   и дает жизнь новой поросли?
                16  апреля  1990.

                * * *
                Кентавры  будущего
Странная  мысль о том, что со временем   станет возможным иметь запасное  тело. Сменное  тело.  Наш  мозг   и  сознание, естественно,  во многом определены тем,   на каком стволе  они зреют.  Женское  тело формирует  женское  сознание,   тело  животного -  сознание животное.  Но как велика  эта  зависимость? Так  уж ли  она тотальна?  Известны  случаи   мужского  сознания при женском  теле,  и наоборот.   Что тут играет  роль:  влияние социума -  или опыт  прежних   воплощений?
 Мне  кажется,  игра со сменными телами (при сохранении своей головы?)  будет особенно важна  для людей  рисковых  профессий – пилотов, пожарных,  космонавтов. Интересна   она  будет  художникам, писателям,  актерам. Это дает возможность  не  просто  в ч у с т в о в а т ь с я,   а  непосредственно   п о ч у в с т в о в а т ь   изнутри  радости и страдания  своих  героев. Может, даже  увидеть мир  глазами  дельфина  или  коня … Кентавры  будущего.
                17  апреля  1990.
                * * *
              Мы  свободны, свободны,  свободны… 
  Один мой  знакомый  любил повторять фразу:  социум  гнетет,  социум  гнетет…  Этим  объяснялось пристрастие к  выпивке -  несвободе от  алкоголя.  Чувствую  ли  я  свою несвободу  и в чем?  Несвобода -  это  не  рабство  в прямом  смысле,  не   пребывание  за  решеткой.  Это  некие  путы, ощущение  собственной  ограниченности  в совершении поступков. Может  быть,  ощущение  неких пределов,  тебе поставленных.
     Пожалуй, ярче всего  ощущалась и осознавалась  несвобода  физиологическая:  с начала  70-х  годов  мне пришлось пережить  серию  почечных  колик, болезнь  буквально сковала мою  активность. Мыслимое ли дело! Куда  бы  я  ни  ехал,  ни  шел, -   я  обязательно  должен  быть в готовности  номер один:  иметь  с собой   спазмолитики,  обезболивающие  лекарства,  держать в голове  план  на случай  приступа  колик, -  какие  распоряжения   надо сделать  насчет  денег,  документов,   вещей,  бумаг. Чтобы  не пропали,  если  болезнь  застанет где-нибудь  в поездке… Потом прибавилась сильная гипертония -  я стал  несвободен  выпить с друзьями,  сходить на  охоту, поиграть в  волейбол,  покататься  на  лыжах…
    А  в остальном?  В  остальном,  как ни странно,  я  был  свободен  абсолютно.  Я  не  ощущал  социальной,  политической  несвободы,  поскольку  плевал на  политику. Я  не  был диссидентом  и  не видел нужды  тайком шептаться  по  кухням. Я  не  имел  родственников  за  рубежом,  не  рвался  в  забугорье;  по  стране же  мог передвигаться   совершенно свободно.  Я  не  ощущал  несвободы  творческой,  ибо  был  молод и ничего серьезного  еще не создал.  Не виделось  ограничений  в  сфере  умствований -   никто  не мешал  думать о  Боге, Вселенной,  о  Пушкине,  Чехове  или соседской  девице. Я  был свободен от собственности,  но на  хлеб мне,  как и всему населению,  вполне  хватало.
    Несвобода  ощущается лишь тогда,  когда  начинаешь  куда-то  двигаться.  Вот тогда-то и возникает сопротивление  среды...  Иными словами, находясь  в состоянии  социального, нравственного,  духовного,  физического покоя,    человек  абсолютно свободен!  Эта  же  свобода присуща  объектам,  дрейфующим в потоке. Но если вы попытаетесь  остановится  посреди потока,  -  о,  какая  силища  на вас навалится! 
      Блаженны  люди,  угадавшие  направление потока истории:  органический  конформизм  провел их мимо  баррикад 1905  года, мимо  свары  гражданской  войны,  мимо сталинских  лагерей,   мимо обобществления   домашних  кур и   насаждения  кукурузы  в  Заполярье…  Способны  ли отдельные  личности  выдержать (или  задержать)  ветер истории?
    Г.Гюрджиев  учил,  что человечество обретается  в   дальнем  углу  Вселенной,  где косная  материя   обременена  тьмой   законов,  ею  управляющих.  Если о Земле -  то  тут  накручено  48  законов-цепей. Больше,  кажется, только на  Луне – там  ограничительных  законов  аж  96!  Так  можно ли в условиях  космической  зажопихи,  где прозябает наша планета,    вообще ставить вопрос  о  свободной  воле  человека?
    Учтем, что 99 процентов  народонаселения страны   пребывают в состоянии  социально-нравственного покоя. Дрейфуют… И потому  -  свободны,  свободны, свободны…
                3  мая  1990.
                * * *
Разговор умных  людей  о Боге:
-  Где  Бог?
-  Бог  внутри нас.
-  Нет,  Бог  между нами.
                6  мая  1990.


Рецензии