Ветераны. Взгляд из 21-го века

   О Великой Отечественной войне, казалось бы, написано уже все, что можно было написать.
И в военное время писали, и сразу после войны. По горячим следам, когда все события были еще так близко, остро воспринимались, живо обсуждались и участниками военных действий, и свидетелями событий, и работниками тыла. Война коснулась каждую семью.
   Новая волна обсуждения возникла после 20-го съезда партии. Когда уже можно было критически оценивать действия правительства в период войны, рассказывать не только героическую, но и трагическую, горькую правду об этом труднейшем этапе истории. И все эти произведения имеют особую историческую, нравственную и художественную ценность. Это самые яркие, пронзительные, талантливые творения, так как создавались они или  самими участниками военных действий, или по их воспоминаниям, впечатлениям. Разве можно создать что-то лучшее о войне, чем эти песни:
"Вставай, страна огромная"
"Бухенвальдский набат"
"Враги сожгли родную хату"
"Саласпилс"
"Последний бой"...
Или фильмы:
"Молодая гвардия"
"А зори здесь тихие"
"Судьба человека"
"Помни имя свое"
"Семнадцать мгновений весны"
"Посол Советского Союза"
"Офицеры"
"Берег" и многие другие.

   В конце 80-х - 90-х годах начался новый этап в изучении Второй мировой войны. Стали доступны некоторые новые архивные документы, преданы гласности ранее неизвестные факты. В общественном сознании стали распространяться разные взгляды и на действия командования, и на поступки солдат, и на нравственные ценности: на предательство, героизм, патриотизм, смелость, мужество.

Сейчас другая историческая обстановка. Ветераны прожили жизнь, состарились, многих уже нет в живых. Но военная тематика жива. О войне уже пишут внуки и правнуки ветеранов. Пишут и об их подвигах, и об их судьбах после войны. Появляются новые темы для обсуждения, новые вопросы. Самый острый и часто встречающийся вопрос: почему победители живут хуже (имеется в виду не так богато) побежденных?
За годы войны наша страна понесла не только огромные людские потери, но и колоссальный материальный урон - около 3-х триллионов рублей. Уничтоженные города, сожженные дотла деревни, разрушенное хозяйство.

А США успешно использовали события в Европе (как и во время Первой мировой войны) для дальнейшего обогащения: за годы войны национальный доход США удвоился, более, чем вдвое возросло промышленное производство. Поэтому Америка смогла быстро восстановить разрушенную Европу. В 1948году начал осуществляться "план Маршалла" - "Программа восстановления Европы". Общая сумма ассигнований по этому плану составила около 12 млрд долл. А США в результате смогли избавиться от излишков продукции, а также увеличить инвестиции в экономику европейских стран и усилить свои позиции в мировой экономике. Вот поэтому Западная Германия в короткий период и стала богатой и процветающей страной, смогла обеспечить бывшим солдатам безбедную жизнь.

В общественном сознании стал распространяться и другой взгляд на предательство. Предателей стали оправдывать, понимать и даже одобрять. Объясняя обычную слабость, трусость и подлость "высшими идейными", "гуманными" соображениями. Появились довольно странные вопросы: достойна ли Родина того, чтобы ее защищали? Может быть, правы были те, кто перешел на сторону врага, желая бороться с коммунистическим режимом и заменить его фашистским? Что должны были делать люди, которые не хотели убивать? Имеем ли право мы, не знавшие войны, их осуждать?
Осуждать не имеем права. А оценить их поступки можем.

"Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо. Предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех и порицается морально-нравственными законами общества. Предательством называют чаще всего оставление друга в беде и государственную измену." Именно такой поступок одного солдата описал в своем произведении "Еще одна судьба человека" автор Прозы.ру Василий Владимиров. Но не все читатели оценили этот поступок как предательство. Хотя другую оценку в этом случае дать невозможно: человек во время боя бросил товарища и сам сдался в плен. В период войны было множество таких случаев, когда люди, действительно, были поставлены перед очень трудным выбором, как например, героиня фильма "Семнадцать мгновений весны". Ей пришлось выбирать между жизнью ребенка и предательством Родины. О подобных случаях из военной жизни много рассказывал известный писатель К.Симонов, как военный корреспондент побывавший на всех фронтах. Вот по поводу таких ситуаций могут быть разные мнения(у меня, например, нет никакого).
 
Теперь другой вопрос. Достойна ли Родина того, чтобы ее защищать?
Некоторые считают, что недостойна. Значит, эти люди должны уехать в другую страну, их достойную. Но решать такие вопросы надо не во время войны и тем более не на поле боя. А к этому вопросу надо добавить другой, неразрывно связанный с ним: достойна ли ИХ жизнь того, чтобы ее кто-то защищал, кто-то за нее умирал?
Что делать людям, которые не хотят убивать? - Сказать об этом до боевых действий. Но они не хотят жить в лагере, они хотят жить в санатории. Они хотят, чтобы за них воевали и убивали другие. Кто же эти "другие"? Которые не хотят жить, хотят убивать, хотят умереть за чью-то возможность жить?

У К.Симонова есть произведение "Солдатами не рождаются". Само название уже отвечает на эти вопросы. Никто не хотел ни воевать, ни убивать, ни умирать. Но это долг. И гражданский, и человеческий. В этот период объединились все. Русская Православная Церковь благословила воинов на битву за Отечество. Большинство противников советской власти заняли безоговорочно патриотическую позицию. Анна Ахматова, ощутившая на себе всю жестокость сталинского режима, своими стихами поддерживала боевой дух солдат.
        Мы знаем, что ныне лежит на весах
        И что совершается ныне.
        Час мужества пробил на наших часах,
        И мужество нас не покинет.

В итоге получается следующая картина. С одной стороны - люди, которые сбежали с поля боя, предали, не смогли, не захотели по каким-то "высшим гуманным", "идеологическим" соображениям защищать страну. С другой стороны - люди, которые смогли преодолеть страх перед смертью, перенести все тяготы и ужасы войны, которые смогли воевать не только в первом, но и в последнем бою "Последний раз России сможем послужить". Люди, благодаря которым я живу.
И почему я и к тем, и к другим должна относиться одинаково?
Это первый вопрос, на который я не могу ответить.

Второй вопрос. Есть множество художественных произведений, созданных на основе вымышленных фактов. Как положительных, так и отрицательных. На основе положительного вымысла произведения создаются для того, чтобы отдать дань героям, оставшимся неизвестными.
           Вот о вас и напишут книжки:
           "Жизнь свою за други своя",
           Незатейливые парнишки -
           Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-
           Внуки, братики, сыновья!
Так писала А.Ахматова.
 А для чего создаются произведения, в основе которых лежит отрицательный вымысел?
И последний вопрос.  Отрицательный вымысел на отдельного человека называется клеветой. Честь и достоинство гражданина защищается законом.
 А как и кем защищается честь страны?


Рецензии
Насчет вымысла Вы очень точно сказали.
Нынче есть и обыкновенное невежество. Например, сериал "Тунгус" - про снайпера. Но ведь тунгусов на войну не брали! Их слишком мало, а малочисленные народы не призывались.

С уважением, Галина

Нико Галина   13.03.2017 22:25     Заявить о нарушении
Галина, большое спасибо за отзыв и за дополнение, я об этом не знала.
С уважением,

Нина Мелодина   15.03.2017 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.