Личности в своём роде. Уайльд. Достоевский
Личность крупная. Как в литературе, так и в жизни. Уайльд мог бы сказать о себе так: "декаданс - это я", "эстетизм - это я"...
Совершенно самодостаточен. Даже тюрьма не убила в нём эстета.
"De profundis" - Тюремная исповедь. Исповедь грешника. И даже здесь - созерцательность, взгляд на себя самого со стороны. Упрёки к прошлой любви, жалость к Дугласу, ниспровержение себя, возвышение себя, обожествление души. Любовь и Ненависть. Всепрощение. Искупление.
Христос как художник - размышление об искусстве, о жизни художника, о реальном и экспрессивном. Утверждение Любви ради будущей жизни, неотступность от себя самого - художника.
Сама Исповедь - исповедь художника, личности как художника. Уайльд неотделим от своих идеалов, иначе он не может жить. Побывав на дне жизни, приняв её уроки с благодарностью, он простил своего главного врага - Дугласа, не отрёкся от своей всепоглощающей любви - Дугласа... Страдание искупило вину, но не побороло любви.
Ф.М.Достоевский. Дневник писателя.
Можно ли сравнивать такие личности, как Достоевский и Уайльд? Нет. Но... В своём роде, Уайльд не проще Достоевского. В своём роде.
Что общего у таких ярких в литературе людей? Тюрьма и каторга. И поэтому: тема Страдания и Искупления - общая.
Христос! И Достоевский и Уайльд соприкоснулись в точке отсчёта - личности Христа.
Но какой разный у них Христос! Во истину: сам человек творит своего бога. У Достоевского, исследователя тёмных человеческих душ, его Христос - Страдание, путь человека к познанию себя и прощению себя - через страдание. Уайльд, талантливый, умный интеллектуал, эпотажный эстет и позёр, видит в Христе Художника, творца идей, режиссёра жизни и истории.
Достоевский познал ужасы каторги не менее, чем Уайльд - ужасы Редингской тюрьмы. Но у Достоевского была ещё целая жизнь впереди, чтобы дописать то, что он начал: его литературное кредо было уже обозначено. Каторга дала Достоевскому силы для страдания, сделала его Художником.
Уайльд уже не смог сделать того, о чём он мечтал в своей Тюремной исповеди: его жизнь кончилась посредине, на экваторе, на вершине новых замыслов. Ужасы тюремного дна унесли не только здоровье Уайльда, но и его творческие силы. Тюрьма заставила Уайльда стать Страдальцем.
В душах каждого из них есть свои тёмные уголки.
У Достоевского - всё "девочки десятилетние" между строчек блуждают... Оскару Уайльду всё "милые мальчики", Нарциссы нежные чудятся...
Неисповедимы пути...
Свидетельство о публикации №211102500694
К отличиям в судьбе Достоевского и Уайльда добавлю, пожалуй, самое главное: Фёдору Михайловичу был послан ангел-хранитель - Анна Григорьевна Сниткина.
Санджак Марат Анатольевич 20.04.2019 18:14 Заявить о нарушении
Всего Вам доброго!
Татьяна Григорьевна Орлова 23.04.2019 17:59 Заявить о нарушении