Личности в своём роде. Уайльд. Достоевский

Оскар Уайльд.Письма.
Личность крупная. Как в литературе, так и в жизни. Уайльд мог бы сказать о себе так: "декаданс - это я", "эстетизм - это я"...
Совершенно самодостаточен. Даже тюрьма не убила в нём эстета.

"De profundis" - Тюремная исповедь. Исповедь грешника.  И даже здесь - созерцательность, взгляд на себя самого со стороны. Упрёки к прошлой любви, жалость к Дугласу, ниспровержение себя, возвышение себя, обожествление души. Любовь и Ненависть. Всепрощение. Искупление.
Христос как художник - размышление об искусстве, о жизни художника, о реальном и экспрессивном. Утверждение Любви ради будущей жизни, неотступность от себя самого - художника.
Сама Исповедь - исповедь художника, личности как художника. Уайльд неотделим от своих идеалов, иначе он не может жить. Побывав на дне жизни, приняв её уроки с благодарностью,  он простил своего главного врага - Дугласа, не отрёкся от своей  всепоглощающей любви - Дугласа... Страдание искупило вину, но не побороло любви.

Ф.М.Достоевский. Дневник писателя.
Можно ли сравнивать такие личности, как Достоевский и Уайльд? Нет. Но... В своём роде, Уайльд не проще Достоевского. В своём роде.
Что общего у таких ярких в литературе людей? Тюрьма и каторга. И поэтому: тема Страдания и Искупления - общая.
 
Христос! И Достоевский и Уайльд соприкоснулись в точке отсчёта - личности Христа. 
Но какой разный у них Христос! Во истину: сам человек творит своего бога. У Достоевского, исследователя тёмных человеческих душ, его Христос - Страдание, путь человека к познанию себя и прощению себя - через страдание. Уайльд, талантливый, умный интеллектуал, эпотажный эстет и позёр, видит в Христе  Художника, творца идей, режиссёра жизни и истории.
 
Достоевский познал ужасы каторги не менее, чем Уайльд - ужасы Редингской тюрьмы. Но у Достоевского была ещё целая жизнь впереди, чтобы дописать то, что он начал: его литературное кредо было уже обозначено. Каторга дала Достоевскому силы для страдания, сделала его Художником.
 
Уайльд уже не смог сделать того, о чём он мечтал в своей Тюремной исповеди: его жизнь кончилась посредине, на экваторе, на вершине новых замыслов. Ужасы тюремного дна унесли не только здоровье Уайльда, но и его творческие силы. Тюрьма заставила Уайльда стать Страдальцем.

В душах каждого из них есть  свои тёмные уголки.
У Достоевского - всё "девочки десятилетние" между строчек блуждают... Оскару Уайльду всё "милые мальчики", Нарциссы нежные чудятся...
Неисповедимы пути...


Рецензии
Заметка подталкивает на раздумья.
К отличиям в судьбе Достоевского и Уайльда добавлю, пожалуй, самое главное: Фёдору Михайловичу был послан ангел-хранитель - Анна Григорьевна Сниткина.

Санджак Марат Анатольевич   20.04.2019 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Марат Анатольевич, за "самое главное". Конечно же, "ангел-хранитель" посылается тем, кто в нём нуждается, ведь всякому даётся по делам его, но всякому столько страданий, сколько он в силах превозмочь. Видимо, возле Уайльда было нечто иное, что уменьшало его жизненные и творческие силы...
Всего Вам доброго!

Татьяна Григорьевна Орлова   23.04.2019 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.