Апачи сегодня

Сегодня резервации апачей по закону суверенные территории, управляемые советом племен. Власти разрешили индейцам открывать в резервациях казино. Доходы от выручки распределяются между всеми членами племени. Казино они всегда размещают на границе резервации, а попасть туда можно лишь по специальному разрешению племенной администрации. Еще совсем недавно апачи  на въезде в резервации вешали плакаты: «Не вторгаться! Нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены снова!» Апачи по-прежнему недолюбливают белых, хотя иностранцам радушно разрешают путешествовать по своей территории.
Современные земли апачей расположены на востоке штата Аризона. Это около 7,5 тыс. кв. км лесов и пустынь, среди которых затеряны индейские деревеньки. Здесь лишь одна асфальтовая дорога, к большинству деревень можно доехать по разбитым грунтовкам. Дома в деревнях апачей напоминают жилища бедняков. В столице резервации Сан-Карлос есть магазины, кафе, школа, музей, несколько протестантских церквей, хотя большинство апачей по-прежнему исповедуют веру предков.
Национальная экзотика отсутствует. Апачи говорят на двух языках: апачи и английском. В резервации существует запрет на продажу алкоголя. Сами апачи к этому запрету относятся с уважением, а туристам объясняют, что они не умеют пить как белые, и очень быстро спиваются. На окраине резервации располагается центр по реабилитации алкоголиков и наркоманов. Среди апачей высокий процент преступности связанный с пристрастием к алкоголю.  Апачи редко совершают преступления в трезвом состоянии и считаются миролюбивыми, но  при алкогольном опьянении просто теряют рассудок.
Апачи добились от властей разрешения прекратить насильственную ассимиляцию их детей путем обучения в специальных интернатах, где детям запрещали говорить на родном языке, носить национальную одежду, где  апачских детей за провинности морили голодом. Апачи говорят, что американские власти поняли бесплодность попыток «приручить» их.
Резервации апачей считаются сами бедными в США. Во многих домах нет электричества и горячей воды. Свыше 70% апачей являются безработными. Большинство индейцев живет на пособие  по бедности в 500 долларов. В своей массе они малообразованны, и чтобы вырваться из резервации необходимо получить хорошее образование. Беспробудное пьянство среди апачей не позволяет их детям достойно учиться в школе. Апачи утратили свои национальные имена и, к сожалению, имеют только английские. Хотя несколько апачских резерваций лидируют в коммерческом применении своих ресурсов. Так апачи Белых Гор (Уайт-Маунтин) в Аризоне основали горнолыжный курорт «Санрайз Парк» и лесозаготовительную компанию «Форт-Апач».
В период финансово-экономического кризиса начавшегося во второй половине 2008 года, апачи обеспокоены, тем, что правительство может снизить им размер пособия по бедности. Тем не менее, они стараются выживать, добывая себе пропитание охотой, так как населяемая ими территория пока полна дичи.
Таково современное положение некогда великого воинственного народа, история которого, по моему мнению, недостаточно изучена.
Как мне кажется,  история индейцев-апачи довольно таки колоритна и имеет ряд существенных отличий от истории других коренных народов Северной Америки. Требуют детального изучения в рамках прикладных исследований такие направления  как отправления религиозных культов апачи, их боевого искусства, семейно-брачные отношений, их философия и космология.
Я не пытался исследовать указанные направления в данной книге. Скорее всего, мне хотелось,  если получиться показать целую картину из собранного по крупицам разрозненного материала об индейцах-апачи.  Действительно в ходе обработки различных научных и околонаучных источников по индианистике я какого-либо фундаментального труда об апачи не нашел. И как мне видится, в этом направлении индианистики существуют пробелы.
Может история этого народа настолько скудна, что вызывает сомнение у американистов в успехе исследований, и их признания в научных кругах.  С другой стороны, может быть история народа апачи достаточно изучена, только  научные материалы не доступны русскоязычному читателю по причине того, что к данной проблематике нет интереса у  нашей общественности, либо существуют трудности с переводом научной литературы с английского.
Отечественная научная мысль никогда видимо не выйдет с инициативой фундаментальных исследований по аборигенам Северной Америки, т.к. естественно научные изыскания надо вести в тех  актуальных направлениях, где есть польза от их реализации в первую очередь для своей страны. Что нам до проблем в истории Америки.
Но хочу заметить, что интерес к индейской тематике у населения стран постсоветского пространства достаточно высок. Люди интересуются новинками публицистики, на интернет сайтах обсуждают научные статьи и исследования в указанной области знаний. В электронных магазинах заказывают и покупают как художественную, так и научно-популярную литературу, освещающую ту или иную проблему, связанную с американскими индейцами.
Что касается американского народа и его отношению к апачам, можно сказать однозначно – этот  индейский народ современные американцы уважают, вернее его былую доблесть. В деле защиты своих земель они преуспели больше других индейских племен, за что американские власти их люто ненавидели и боялись. В дань уважения этому народу самый современный боевой вертолет ВВС США назван именем «Апач». Имя Джеронимо стало боевым кличем подразделений морской пехоты США. Однако белые добились своей цели, они физически уничтожили свой страх, которым были апачи. И теперь как поется в авторской шуточной американской песенке, исполняемой в стиле «кантри»: «Богатые Джон и Бил, куда хотят без опаски скачут…. и за тысячу миль уже не встретишь следов апачей». 


Рецензии
Мда... у нас с переводами вообще беда. Вот попалось бы мне что-нибудь иноязычное. Хотя бы англоязычное. Игнат, спасибо Вам большое за хотя бы какой-то кусочек информации!

Тетушка Кубик   24.06.2013 19:27     Заявить о нарушении
Почему с переводами беда, не понял. Нет беды. Я не занимаюсь переводами, а работаю с ними. Одним словом рисую свою картинку по матрериалам переводов. Если Хотите прочесть работу Суини в оригинале милости просим даю ссылку http://books.google.by/books?id=1hsYu9DUXWgC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Думаю вряд ли этот англоязычный концепт доставит вам удовольствие. Не хвастаюсь, но буду открвоенен, лучше уже в моем исполнении читать об апачи.

Игнат Костян   25.06.2013 13:07   Заявить о нарушении