Колькины школьные истории

    Эти истории я слышал не раз от своего приятеля Николая Зельмановича Голуба. Он рассказывал их часто в нашей тогдашней компании, каждый раз по-разному, добавляя какие-то  детали. Это теперь Николай Зельманович солидный человек, бывший директор ни то завода, ни то какого-то научного института, а тогда он был просто Колька, озорной мальчишка с вихрастым чубом. 

                Портрет.
      
    В те далёкие теперь уже времена помимо всех известных  советских праздников был ещё один – день памяти В.И. Ленина. В эти траурно-торжественные дни, 21 и 22 января, вся страна отмечала годовщину кончины великого вождя и учителя В.И.Ленина. В эти дни  взрослые не работали, а дети не ходили в школу. На домах вывешивали траурные флаги – красные полотнища с чёрными лентами. А накануне в Кремле или в Колонном зале Дома Союзов проходило торжественное собрание, где выступал один из членов тогдашнего Президиума ЦК ВКП (б) с докладом «Дело Ленина живёт и побеждает» или что-либо в этом роде.
    Случай, о котором пойдёт речь, произошёл в конце 40-х годов. Коля Голуб учился тогда в 5-м классе. На переменах в школе ребята, конечно же шалили.  Обычные «салочки» их уже не устраивали. Появилось новые увлечения, и одно из них - устраивать сражения. Для этого наиболее крепкие ребята становились «лошадьми». Они сажали себе на закорки ребят, которые были легче,  и битва начиналась. «Всадники» должны были стащить противника с «лошади» или вместе с лошадью повалить его на пол. Лошади в этих «боях» тоже не оставались безучастными: толкали противника с той же целью – свалить на пол.
    Другим любимым занятием было перебрасывать портфели или кидать ими друг в друга.  Это было увлекательно, но, конечно, и опасно: ведь портфели подчас были тяжёлыми, и если он попадал в голову или другое место тела, то мог травмировать. Но кто об этом думал?      
    Так, вот, однажды уже после уроков один из «заводил» класса, Юрка по прозвищу «Сопель» (у него было вечно мокро под носом), вытащил из парты портфель отличника класса Вовки и бросил его своему приятелю, тот - следующему и пошло. Ребята  перебрасывали портфель друг другу, а его хозяин со слезами на глазах, гонялся за нами. Всем было весело!
    Когда Вовка уже почти достиг своего портфеля, один из ребят, стоя у задней парты, со всей силы бросил Вовкин портфель в Кольку. Тому удалось увернуться, и портфель с грохотом  ударился о классную доску.  Удар был настолько сильным, что со стены на пол свалился висевший над доской портрет Ленина. При этом вдребезги разбилось стекло. На шум сбежались взрослые. Среди них была и завуч (заведующая учебной частью) школы, грозная Анфиса Павловна. Увидев разбитый портрет вождя, она вознегодовала:
    - Безобразие! Хулиганство! Это дело политическое, - возмущалась она, - и это в преддверии торжественных дней памяти Ленина (дело происходило в середине января).
    Все ребята стояли, молча слушая Анфису Павловну.
    - Всё это можно рассматривать как спланированную акцию, - грозно сказала она.  И всем стало страшно!
    - Кто кидал портфель? – строго спросила Анфиса Павловна.
    Ребята продолжали молчать, а Анфиса Павловна - стращать их всевозможными карами, вплоть до исключения из школы. И тогда ребята честно во всём сознались. 
     - Хорошо, - сменив гнев на милость, сказала завуч, - за это ответят тот, кто начал хулиганство и тот, кто бросил портфель в доску. А потом ещё добавила:
     - Виноват и последний, в кого был брошен портфель.
     Этим последним был Колька, и вина его, таким образом, заключалась в том, что он увернулся и дал возможность свершиться такому страшному злодеянию – порчи портрета вождя накануне траурных дней.
     - К вечеру портрет должен быть восстановлен! Иначе…
     Анфиса Павловна даже не сказала, что будет иначе. Ребята, хотя и были малы, знали уже, что им может быть худо. Втроём бросились они искать стекло к портрету. Нашли какого-то стекольщика, который заломил безумную для пацанов цену - 3 рубля. Где они тогда добыли эти деньги – Колька не мог вспомнить. Он только помнил, что обо всём случившемся родителям своим ничего не рассказал, и что к вечеру того же дня портрет был водружён на своё место. 
               
                Как Кольку исключали из пионеров

    Да, был такой прискорбный случай в Колькиной пионерской жизни. Он учился тогда в 6-м классе. Их классной руководительницей была «Нинка», учительница географии Нина Алексеевна, редкая стервоза, ненавидевшая детей. Как-то «Нинка»  объявила, что после уроков состоится пионерское собрание класса. Ослушаться её было нельзя, и все  послушно остались.
    Прежде, чем продолжить рассказ, нужно вкратце объяснить: пионерами во времена СССР были члены организации детей и подростков в возрасте 9—14 лет. Там их воспитывали быть преданными делу коммунистической партии, прививали любовь к социалистической родине, непримиримость к её врагам, готовили к защите отечества. Все пионеры должны были носить на шее красные галстуки.
    На то собрание, или как его тогда называли пионерский сбор, пришла ещё мама одного из активистов класса, Эдика – ни то звеньевого, ни то  председателя пионерского отряда. Первым вопросом обсуждались какие-то учебные дела, и это было нудно и неинтересно. Зато потом, когда «Нинка» объявила, что вторым вопросом собрания будет персональное дело одного из пионеров, все оживились, всем сразу же стало очень интересно. Колька, сидя на задней парте, тоже во все глаза смотрел на учительницу и ждал, о ком и чём пойдёт речь. Каково же было Колькино изумление, когда он услышал, что речь пойдёт о нём, Коле Голубе. Ну, примерным учеником он никогда не был, однако и хулиганом не был тоже. Колька сидел в полном недоумении. В том же недоумении пребывал и весь класс. Слово предоставили маме Эдика, и она заявила примерно следующее:
    - Мне стало известно, что пионер Коля Голуб читает антисоветские книги. И не только читает их сам, но содержание одной из запрещённых книг рассказывает другим ребятам, способствуя тем самым распространению запрещённой в нашей советской стране литературы. И я, как бывшая учительница, не могу пройти мимо этого вопиющего факта!
    А дело было так. Колиным соседом по парте был Женька, хороший парень, но оценки его по всем предметам и, особенно по математике, оставляли желать много лучшего. И Коля по собственной инициативе решил помочь ему в математике, в которой всегда чувствовал себя довольно уверенно. Может быть, это даже было пионерским поручением, и называлось оно тогда «взять шефство над отстающим». И вот, Коля стал с Женькой заниматься математикой, объяснять ему, как решаются задачи. А на контрольных работах Коля просто незаметно помогал ему. Постепенно Женька  стал получать по математике вместо привычных для него двоек – тройки. Это был их общий успех. И Женька решил по-своему отблагодарить своего «спасителя». Может быть, ему подсказали это сделать его родители, может быть.
    Женька знал, что Коля любил читать книги. И вот, в знак благодарности  он принёс ему одну книжку. Она была не только без обложек, но в ней отсутствовали первые 10-12 страниц и примерно столько же, в конце. Дома Колька принялся эту книжку читать, и с  первой же страницы  начал смеяться, громко и вслух. Это было действительно смешно. Какой-то ловкий малый, Остап Бендер, вместе с приятелем Кисой искали старинные стулья, в которых были спрятаны сокровища чьей-то тёщи. И одновременно эти стулья искал другой дядька, которого звали отец Фёдор. Колька не знал ни значения слова тёща, ни почему Фёдора этого называли отцом, и вообще многое ему было не совсем понятно. Но основная сюжетная линия так захватила Кольку, что он прочёл книжку взахлёб за пару дней.
    Теперь, спустя много лет, Николай не помнил, знал ли тогда, как  называлась книга, кто был её автором. Тогда он перечитывал наиболее смешные места и пересказывал их своим друзьям по классу. Те слушали Колькины рассказы и тоже весело смеялись над приключениями ловкого героя книги.
    И вот теперь на собрании  Кольку за это начали обсуждать. Начала, конечно, классная руководительница, а продолжили, осуждая, ребята, ещё вчера с восторгом слушавшие Кольку. После обсуждения кто-то предложил исключить Кольку из пионеров. Дело, однако, ограничилось тем, что его из пионеров исключили, но только на 2 недели. И Колька очень переживал случившееся, не понимая, почему же такая весёлая книга может быть антисоветской.
    Две недели Колька не должен был надевать на шею красного пионерского галстука. И хотя он к тому времени его вообще редко надевал, было очень обидно. Вот так в 6 классе Коля Голуб во 2-й раз пострадал за свои «антисоветские» действия и был хоть и временно исключён из рядов пионерской организации им. В.И.Ленина.
               
                Справка
 
    Это было в 1953 г. Коля учился уже в 8 классе.  Русский язык и литературу преподавала классу Мария Владимировна. Она любила Колю, и он платил ей тем же. И всё же случай этот произошёл именно на уроке любимой учительницы.
    В те времена ученики в классах сидели не за столами, а за партами. Это было такое громоздкое сооружение, включающее в себя наклонный стол и лавку. За партой сидели обычно два ученика. Стол парты имел откидывающиеся доски и ящики для книг и тетрадей. Впереди на столе имелось отверстие для чернильницы. Однако к тому времени их уже давно не было, т.к. все уже писали авторучками, наполненными чернилами.
    Ну, так вот, Коля сидел на последней парте (его обычное место) и решил слегка поразвлечь себя и приятелей. В его кармане почему-то оказались спички. Он положил их внутрь парты под отверстие для чернильницы и поджёг. Сначала пошёл незаметный дымок, потом повалил дым, как из паровозной трубы. Мария Владимировна остановила урок и обратилась к Коле:
    - Голуб, встаньте! Вы что с ума сошли что ли! (с 8 класса учителя были с учениками на «вы») Безобразие! Вы просто больны! Выйдите из класса!   
    Колька вышел из класса, побродил сначала по коридорам, а потом ему в голову пришла забавная мысль, и он отправился к школьному врачу, докторше, как её называли.
   - Доктор, - сказал Колька - наша учительница направила меня к вам. Она считает, что я плохо выгляжу и по всей вероятности болен.
    Докторша стала расспрашивать Кольку, не болит ли голова (нет, не болит) или ещё что-либо (тоже нет), поставила ему градусник (температуры не оказалось). Потом она предложила Кольке снять рубашку и послушала его стетоскопом  спереди и сзади. В заключении сказала:
   - Не знаю, как ваша учительница, но мне кажется, что вы не больны. Впрочем, если вы плохо себя чувствуете, я могу написать учительнице записку, и вы можете идти домой.
   - Нет-нет, - возразил Колька, - я пойду в класс. Только, если вам не трудно, дайте мне, пожалуйста, справку, что я действительно здоров.
    Ничего не подозревая, докторша написала справку, что Колька здоров  и по состоянию здоровья может присутствовать на уроках.
    Со справкой в руке Колька возвратился в класс, попросил разрешение сесть на место. Мария Владимировна кивнула ему: садись мол (она уже забыла обинциденте). Он пошёл на своё место и по пути положил на стол учительницы справку. Учительница, не глядя, взяла её  и начала диктовать  домашнее задание. Тут прозвучал звонок с урока, все побежали  на перемену, а Мария Владимировна - в учительскую. Только там она прочитала Колькину справку. О первой её реакции Коля ничего знал, но потом ему рассказали, как Мария Владимировна, полу возмущаясь, полу смеясь, говорила:
    -  Это же надо, нахал он этакий, справку о здоровье мне принёс!
                1999 – 2001 гг.


Рецензии