Вы были дети и герои...

Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
М. Цветаева «Генералам двенадцатого года»

Накануне Дня защитника Отечества, праздника, уже ставшего народным, я хочу поздравить не только наших замечательных мужчин, доблестных воинов и славных героев, но вас, дорогие мальчишки, тех, кто с замиранием сердца (но не подавая вида) только ждёт первых признаний своей мужественности от одноклассниц – не даром у нас существует такая замечательная традиция.
Я хочу поздравить и вас, дорогие друзья моей крылатой юности, кто разделил со мной то замечательное время, что провели мы под куполом клуба, носившего известное всему городу название «Юный десантник». И, конечно, Вас, дорогой и бессменный наш руководитель, Сергей Петрович, поздравить и поблагодарить за эти годы, ставшие не только ценной подготовкой ребят к армии, за наши прыжки и марш-броски, за вашу истинно отеческую заботу, за нашу команду, за нашу дружбу за то, что тогда было трудно оценить…но невозможно забыть.
Конечно, все мы были очень разные, но нас объединяла юность и мечта о небе. И я помню, как смешивались в сердце ощущение ещё беспечной детской радости, и ожидание нового безграничного восторга, сливаясь в чувстве одной большой влюблённости – ведь было нам по14 -17 лет, а вокруг – одни герои. Так примите от меня эту статью как одно большое признание. 

И чьи глаза, как бриллианты
На сердце оставляли след…

Конечно, это были глаза Димки Мальцева – и от пронзительных лучей этих бриллиантов не укрывалась ни одна новенькая девочка. Они настигали решительно и неизменно, и неудивительно, что оставили они свой след не только на моём юном сердце, но и в моём поэтическом блокноте - данью им стало это стихотворение:
 
Что со мною приключилось –
Утонул в весне покой,
Сердце как прибор забилось
Над контрольной высотой.

Я старалась, очень даже -
На тебя бы не взглянуть -
Но в глазах твоих когда же
Я успела утонуть?

Взгляд твой беспокойно-серый
И взволнованно-лучистый,
Устремленный в небо смело,
Сыплет солнечные искры.

Да, с таким искристым взглядом
От тебя подальше надо,
Чтоб случайная искра
Парашют мой не прожгла.

Все наши ребята были замечательными, но видно, всё-таки, героями не становятся, а рождаются. Во всяком случае, с Мальцевым было именно так, и наш юный герой-любовник стал настоящим героем-орденоносцем. Безудержная решительность и смелость, и что-то ещё, одним девчонкам видимое в этом взгляде – то, что заставляло его когда-то стремительно вырваться на первый разряд по парашютному спорту, а потом - воевать и выживать в горячих точках, - это тот стойкий алмаз, то зёрнышко души героя, которым  рождаются. Его огранка - время и непростая школа мужества, а первым классом её стал наш клуб. И я очень благодарна ему за то, он свёл меня когда-то с нашими замечательными мальчишками. Хочу добавить, что и современным мальчишкам и девчонкам, с которыми Дмитрий Мальцев щедро делится своим опытом, временем и силами, повезло не меньше – им, кадетам Ложковской школы, есть что перенять у своего наставника.

Цари на каждом бранном поле
И на балу…

К сожалению, и нашим мальчишкам довелось проявить себя на бранном поле, хотя тогда казалось, что наши «афганцы»: недавно вернувшийся Сергей Егоров и, к сожалению, не вернувшиеся Толя Шумов и Михаил Пелюх – последние герои. И я даже в тайне жалела, что нам, ещё девчонкам, героев не достанется. Но в жизни всегда есть место подвигу, и тогда тоже нужно было иметь достаточно смелости, или какого-то другого, ещё неведомого нашим мальчишкам качества, чтобы отважиться на поступок, который совершил Олег Ребров.
Конечно, мне было неизвестно его будущее, но, как я уже заметила, что-то особенное выделяло наших героев ещё тогда. А тогда в нашем клубе мы учились не только прыгать с парашютом и собирать автомат, но ещё чему-то очень важному, что мы ещё не могли оценить вполне. В 1992 году мы готовились к юнармейскому финалу, который проходил  в Екатеринбурге. К строевой подготовке наши мальчишки уже начали привыкать, и поэтому, когда Сергей Петрович построил их в шеренгу и скомандовал: «С правой шаг вперёд, поворот, шаг назад»,- подвоха они не почувствовали. Но когда выяснилось, что одному из них придётся танцевать вальс на конкурсе инсценированной патриотической песни – категорически отказались все. Маршировать на плацу под команду единственной девочки, защищающей честь  отряда в индивидуальном зачёте, они ещё могли, но встать с ней в пару и на глазах у всех вальсировать – ни за что!
И тут шаг вперёд сделал Олег. Надо заметить, что среди наших мальчишек блондин  Ребров всегда отличался галантностью: это он открывал передо мною дверь или подавал стул, но положение старшей в отряде не позволяло мне воспринимать это как знаки внимания. И поэтому, наверно, мне казалось, что от нехватки опыта в бальных танцах, он так волновался, и всё время сокращал дистанцию, пока не начинал наступать своими десантными ботинками на мои туфельки. Первого места за выступление мы не получили, но когда он провожал меня после танцев, осторожно ведя по влажному газону под звёздным уральским небом, я сочинила:

 Я знаю – из звёздных дырок
За нами всегда следят.
Идти по траве так сыро,
А по асфальту – нельзя.
Идти по траве – логично –
Не надо причин искать,
И в ногу молчать ритмично,
И руку твою держать.

Идти по траве так просто,
Так радостно, так легко.
Пусть мы под прицелом звёздным –
Они от нас далеко.
Они-то уж не заметят,
Конечно, им не узнать,
Что лучше всего на свете
Вот так по траве шагать.

Мы краем обходим лужи –
Ты крепче меня держи.
Не спрашивай, почему же
Ладошка моя дрожит.
Она тебя не обманет –
Её ты не отпускай –
Ей так одиноко станет,
Лишь выйдем мы на асфальт.
 

Пусть здесь комары бизонов
И всех крокодилов злей,
Нам стелют траву газоны,
Как мантии королей.
И пусть на другой планете
Прекрасные розы цветут,
А здесь – влюбленные дети
По мокрой траве идут.
 

 Когда мы встретились через 16 лет, его тоже уже можно было назвать героем. Но он не захотел говорить о войне, о которой знал не понаслышке, – он просто пригласил меня на танец.

О, молодые генералы
Своих судеб!

 Среди наших мальчишек был ещё один герой нашего времени. Тогда - скромный паренёк со смущённой улыбкой. Видимо, потому я не сочинила ему стихов, но это он – Саша Макеев буквально нянчился со мной на первых парашютных прыжках, пытаясь унять мои безудержные рыдания по поводу недопуска ко второму прыжковому дню, даже когда все остальные, получив свою дозу адреналина, перестали обращать на меня внимание. Но, наверно, в этом и проявилась тогда эта главная его черта – неравнодушие к чужому горю.
Он не сильно изменился – я сразу узнала его на фотографии в газете. Министр обороны С.Иванов вручал ему наградное личное оружие за ратные заслуги и мужество, проявленное в том числе и в операциях по освобождению военнослужащих, захваченных в плен боевиками. Он служил в ВДВ, участвовал в боевых действиях; ныне - подполковник запаса, кандидат политических наук, заместитель председателя общественного совета при Министерстве обороны. В суровых армейских буднях закалилось, но не огрубело это чуткое сердце, и сейчас Александр Макеев возглавляет региональный фонд содействия ВДВ «Боевое братство – ВДВ», оказывающий помощь десантникам в самых разнообразных ситуациях, является  инициатором творческих проектов, имеющих целью поддержку и реабилитацию участников боевых действий и экстремальных ситуаций. Ведущая одного из этих проектов, цикла телепрограмм «Улица твоей судьбы», Марина Хлебникова рассказывала о нём в интервью: «С этим человеком мы знакомы давно, мы старые и добрые приятели. Саша сам прошёл войну, имеет награды. И, наверно, из-за того, что столько сам он увидел горя, и в мирной жизни не может остаться равнодушным к судьбе тех ребят, которые, жертвуя собой, спасали других людей…»
Действительно, в жизни героя всегда найдётся место подвигу – ратному, или гражданскому, и не случайно среди наград Александра Макеева – не только боевые, но и медаль «За заслуги перед Отечеством», и орден Святого Дмитрия Донского - от Русской Православной Церкви. Он приезжал к нам на праздник 30-летия «Юного десантника» – всё тот же скромный мальчик, не равнодушный и к судьбе нашего клуба.
К сожалению, формат газетной статьи не позволяет мне рассказать о всех наших замечательных мальчишках. И слава Богу, что не всем из них довелось проявить себя в бою – ведь жизнь наша и без того полна ситуаций, требующих всеобщей мобилизации душевных сил и мужественных поступков. Я рассказала эти три истории накануне Праздника мужества для примера и вдохновения современных мальчишек, чьи алмазы духа ещё только гранятся, и девчонок – чтобы они успели в них влюбиться – ведь это так важно в формировании героя.

Опубликовано: газета "Сенеж" 25.02.2011


Рецензии
В жизни всегда есть место подвигу...

Надежда Байнова   05.01.2018 09:20     Заявить о нарушении