О потерянных мыслях

О ПОТЕРЯННЫХ МЫСЛЯХ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЗВУКОВ О ФУТУРИЗМЕ

В предверии НОвой волны русского футуризма

Эссе

   Что может быть проще простого сказать то, о чём думаешь. И, самое главное, то, о чём думаешь почти каждый день. Или через день. Или хотя бы раз в неделю… Но нет! Сказать о том, о чём думаешь, всегда трудно. Точнее сложно. Ввиду совокуп-ности сугубо интимного душевного равновесия или расстройства и индивидуальных характеристик лексики при построении предложения и отдельно взятых фраз, отражаю-щих твоё мировоззрение на данном этапе. А, возможно, ещё и потому, учитывая фи-зиологию человеческой сущности, говорить сложно, потому что надо открывать рот, произносить кой-какие звуки, слова и в определённых случаях применять элементы жестикуляции, а также способ отторжения из ротовой полости слюны (читай — плев-ка). Ведь чтобы произнести хотя бы одно слово, плевок, звук — необходимо напря-гать мозги. Да! Сложно. Именно по той причине то, о чём думаешь — носится в твоём мозгу долгое время, причём даже как-то само собою и как бы без слов, — и стало уже сокровенным для тебя настолько, что практически не высказать, не рассказать, ни пером описать. Хотя, сокровенность того, что стало для тебя сокровенным: это, возможно, только кажущаяся сокровенность. Или кажется тебе, что это самое сокро-венное и есть то, о чём ты думаешь. Так лучше? Не знаю. Но получается так: вроде бы, только начнёшь открывать рот и, напрягая мозги, подбирать слова, чтобы донес-ти своё сокровенное, то это самое-самое сокровенное начнет терять всяческий смысл и для тебя, и для того субъекта, которому ты хотел донести то, о чём думал много времени… Даже не потеряет! Я ошибся! Просто это будет для него пустой звук. Точ-нее — звуки. Мы разговариваем звуками. И редко, как плевками и мыслями…

    Значит, мысли сами по себе, звуки — сами по себе. Слова, точнее язык, не тот, который во рту, хотя речь произносится ртом, тоже сам по себе! И мы тоже… Очень редко кто сумеет соединить эти вещи в одно целое. Многие пытаются! У кого-то получается лучше, у кого-то не очень. Но все эти попытки — пока только попытки, потому что основная масса людей, которая населяет земной шар, весьма необразо-вана в этой области, точнее искусстве. Если опять же не вспоминать о плевках и жестах.

   Значит, вначале была мысль! Люди пытались передавать её звуками. Иногда жеста-ми, иногда жестами с плевками. Потом появилась речь… Появилось слово. Конечно, это в порядке отступления… Поскольку, ни я, ни (тем более!) вы, дорогой мой чита-тель, ещё не знаете то, о чём я хочу вам поведать. Точнее, не знаете, что будет впереди! Я — в принципе — тоже не знаю. (Точнее: я — принц!)  Но полагаю, что впереди вас ждут  раздумья или потерянные мысли, которые вы, по случаю или просто так, оставили в воздухе. Которые, как вы уже сумели догадаться! —  я взял каким-то непонятным образом, чтобы вернуть обратно!
   — Так возьмите же их! Возьмите скорее!
   Может быть, их-то и не хватает вам сегодня! Вы чувствуете, что что-то поте-ряли, оставили где-то… Даже переживаете порой, словно не знаете что оставили, и где оставили. Ищите, но не можете найти, потому что не знаете, как искать и где искать.
    Ответ прост: «Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что…»
    Вам совсем не приходит в голову то, что вы оставили и забыли в воздухе всего лишь на всего свои мысли, которые я сейчас попытался вернуть!
   — Возьмите их и будьте счастливы! (Как правильно написать: Будьте или Будде?)
   И, вроде, совсем не сумбурно получилось. Даже очень и очень понятно! И я по ходу процесса чтения и передачи вам потерянных мыслей — поделился своими мыслями.
Каково? Если вы скажете, что мои мысли хуже ваших, — увольте! вы тут глубоко заб-луждаетесь! М-да… Простите, но ваши потерянные мысли были хуже… чем вы о них сей-час подумали и вернули себе в свой мозг. Хуже не потому, что от слова «хуже», а хуже от слова «неопределенно». М-да… И если я уже коснулся новой своей мысли, то остановлюсь с ней или на ней на некоторое неопределенное время.

   Мысли не бывают ни плохими, ни хорошими. Как плевки. Они не бывают ни лучше, ни хуже. Как звуки. Мысли (это вы знаете), как дети, — беззащитны. Их можно при-нимать и можно не принимать! Принимать такими, какими вы их увидели, услышали или догадались о них, или не принимать такими, какими вы их увидели, услышали или до-гадались о них. И, конечно же, не все мысли нужно претворять в жизнь! Или так: «Мысли можно принимать такими, какими мы их услышали или приняли, но не все мысли надо претворять в жизнь…» И вдобавок, разумеется (на всякий случай), не все мысли надо озвучивать и доносить до выбранного вами субъекта или масс субъектов! Как это часто случалось в истории человечества. Вспомним историю! Например, сочинение: «Майн кампф». Или ещё пример. Пример:

   Я принял и увидел мысль № 7. Мысль № 7 (из дела № 777). Читаем:

   «Корбутка склонилась над жёлтой сурконкой и пролила на толнтку вросто сиглутную двеску…»

   Что это может означать? На каком языке? Да ни на каком! Я выразился набором придуманных мною слов-звуков! А что это может означать? Вполне это может означать, что Игнатов (есть такой тип!) проснулся рано. Он проснулся от звуков, которые издавала спящая рядом кошка. Кошку звали — «Мурка». Мурка спала и по-своему, по-кошачьи храпела. Или. Мурка спала с храпом. Храпела она по-кошачьи:

   «Хр…мя, хр… мяу… Хыр мя.. Мяу хыр.
   Мяу, мяу… Дыр булл щил!»

   Игнатов надел тапки, и пошёл туда, куда вам с ним идти не следует. Он пошёл по своему важному делу, чтобы опустошить свой мочевой пузырь. Далее в ванной комнате Игнатов, сплюнув, почистил зубы, умыл лицо и только потом принял душ… Вы будете правы, если скажете, что этот мой пример, который я привёл, что бы вы поняли мою мысль — дребедень. Или ахинея! Но я уже сказал, что не все мысли нужно претворять в жизнь. Причём сразу. Завтра утром вы воплотите эту мысль полностью… Поверьте мне на слово! Разве что, кроме душа. А теперь, пожалуйста, постарайтесь сосре-доточиться. Посмотрите как неожиданно в вышесказанном, конечно же, кроме моей новой мысли, появились множество других мыслей! Например, про кошку. Про её храп… Посмотрите, мой дорогой читатель, как Муркин храп может перетекать в русскую поэзию начала XX века:

   «…Мяу, мяу… Дыр бул щил, уберщул…»

   А если в предложении заменить слово «уберщул» на созвучное «Пибаньшу;р»*, то Муркин храп потечёт в авангардную лексику, опираясь на элементы удмуртского фольклора.
 
   «…Мяу, мяу… Дыр бул щил Пибаньшу;р»

   Или:

«О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок труд-ных, И гений...» Ну, то есть, А.С. Пушкин уже имел в виду это сочинение… или мысль, потерянную вами, мой дорогой читатель, которая, при помощи данного текста, возвращается к вам снова.

   Ай да Пушкин!  Ай да сукин сын!

  Но я, кажется, отвлекся. Простите.
  Как и всякая другая мысль, которая возникла в это время в вашем мозгу, данная мысль не имеет ничего общего с языком, но в тоже время мысль неотделима от языка! И того и этого.
   «Причем тут язык?» — спросите вы. А раз так, то, полагаясь на собственный опыт, это не назовёшь даже шуткой, которую я могу отпустить в любое время… когда речь идёт о звуках, словах и потерянных мыслях! Не говоря о жестах и плевках.
  Честно говоря, как я говорил выше, воплощать мысль, которая носится в вашем мозгу, и, которая стала уже сокровенной для вас настолько, что практически не высказать, не рассказать, — не обязательно. Можно пытаться воплотить мечту, по-тому что мечта, вероятнее всего, — это воплощение ваших желаний и мыслей.
   Мечта и мысль почти равные понятия, но с одной оговоркой, что мечта — это мысль, помноженные на частоту колебаний мысли. Но разве могут мысли колебаться? Конечно, могут, скажу вам откровенно и, даже, с некой уверенностью в голосе. Почему бы нет? Мысли могут делать всё что угодно, даже исчезать бесследно, даже могут становиться величиной с нашу вселенную. Например, мысль, которая долго носится в вашем мозгу и стала уже настолько сокровенной, что не только может стать мечтой, но и целой вселенной. Значит мысль, я опять же об этом говорил выше, — первична. И соответственно мечта — вторична.
   Вообще, воплощать мечту или пытаться воплотит мечту — дело не совсем простое, не всегда нужное, но всегда ответственное, ибо мечта, как и мысль порою ничтожна и не нужна, как таковая, в целом для общества в целом. Скажем, примерно, на примере Игнатова, — воплощение его мечты в общественном месте, не приспособленное для его мечты будет не всегда понятным и приятным не только для читателя…

     Хотя мозги ваши уже напряглись и интуитивно что-то себе намотали. И под-сознательно данная мысль, а, возможно, две, а то и три! сохранились в вашей дра-гоценной черепной коробке, как в заветной шкатулке хранятся драгоценности до осо-бого случая, когда эти драгоценности можно применить, или показать…

   Дорогой мой читатель, я продолжил бы дальше своё непонятное, но доходчивое по-вествование, но боюсь, что в данном месте это будет уже слишком! Потому что всё написанное и сочиненное мной может разом рухнуть и превратиться в путаный хаос мыслей… Или ахинею. Что мне не очень хотелось бы. Потому что речь идёт о поте-рянных мыслях, которые теперь останутся на некоторое время снова с вами. Ну, то есть, пока вы их снова где-нибудь не оставите или не потеряете. Хотя, два раза терять одну и ту же вещь как-то очень поверхностно и необдуманно… Хотя бывает! Но если случится такое, то вернитесь вновь к моему этому тексту и заполучите каким-то непонятным образом, свои потерянные мысли обратно.

   Мы общаемся с помощью языка: слов, звуков…
   Когда же мы будем общаться мыслями?
   Так вот, мы уже ими и общаемся!

   И всё, что вы прочитали — это ещё та часть невидимых мыслей, которая остаётся теперь в вашей, так сказать, драгоценной шкатулочке! А раз так, то всё сказанное и написанное мной — это пустой звук и пустой текст! Главное — мысли, которые каким-то непонятным образом я вернул вам обратно, которые летали в воздухе, как осенние потерянные листья… Или как моё стихотворение «LUFITKA». Читай, читатель!

LUFITKA

...Оскынтская вольница трюма,
пришедшая с севера — жить,
с натугой таскает угрюму
да фелифионскую тить…
Когда б ни резонная филка,
хреновая к ней куробя,
тогда бы — я знаю — Lufitka
не стала бы жить под себя!

1991,
Удмуртия, Ижевск

Пибаньшур — деревня в Воегуртском сельском поселении Балезинского района Удмуртии.

Опубликовано:
* Александр Вепрёв «Пейзаж с железными калёсами» (2010)
* «Журнал Поэтов» № 4-5, 2018 (ЛитературовИдение)
* Александр Вепрёв. Фейсбук. (2019) Издание 2-е исправленное и дополненное в 2015 г.


Рецензии