Страницы истории. Новая Ушица

Страницы истории. Новая Ушица.

Появились новые документы, и потому готовится второе издание книги «Новая Ушица». Около 280 страниц, цветные фотографии, твёрдая обложка. Я обращаюсь к читателю с просьбой – подписывайтесь на издание, мой адрес вы знаете.
Благ вам, Анатолий.   


Глаза открываю:
Как синь высока!
Полей широта – без предела!
Лишь в памяти
Прадедов наших тоска
Надолго занозой засела.
Г. Диамант.

Обширная территория, изрезанная долинами и невысокими холмами, между реками Днестром и Бугом издавна называется Подольской землёй или Подольем. Плодородная земля, относительно мягкий климат, наличие водных и сухопутных дорог, связывающих центр Европы с морскими портами и восточными странами, прельщали человека. Поэтому не удивительно, что на протяжении веков местность эта переходила из рук в руки многих племён, народов и империй – хазаров и росов, литовцев и поляков, татар и турков, россиян и украинцев.
Объединение народов под названием Хазарский Каганат появилось в противовес исламу в середине седьмого века. Его официальной религией была провозглашена иудейская, письменность и счёт велись на языке иврит. Многие мировые и российские историки, в том числе советские из недавнего прошлого, не могли и не могут примириться, что на территории России и Украины длительное время существовала империя с иудейским мировоззрением.
Основатель русской школы востоковедения В. В. Григорьев (1816-1881) писал в 1876 году: «Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду».*
Определение «народ Хазарский» требует объяснение, но никаких следов этого народа, я имею в виду культурные ценности, археологами не обнаружено до настоящего времени. «Памятники, которые можно было бы безусловно связать с хазарским этносом, то есть считать, что они принадлежат именно хазарам, единичны. Предположения об их хазарском происхождении всё ещё подвергаются в археологической науке сомнениям и постоянно дискутируются. Практически мы можем изучать только культуру, складывавшуюся из культур разных этносов».** Историки обходят, но
------------
*М. И. Артамонов. История Хазар. С. Петербург. 2001. с. 49. Ссылка на «Россия и Азия». СПб., 1876 . с. 66
**С. А. Плетнёва. Очерки Хазарской археологии. «Мосты культуры», «Гешарим». Москва-Иерусалим. 1999 г. с.4.

читатель вправе задать, по крайней мере, саму себе вопрос: «Кого имел в виду Григорьев, наделяя Хазаров величайшими накопительными достижениями человеческого прогресса по сравнению с Европой?»
В библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде хранится рукописная версия переписки между царём Хазарского Каганата Иосифом и испанским дипломатом Ибн-Шапрутом из Кордова. Вот что пишет о своём происхождении царь Хазарского Каганата: «Ты спрашиваешь меня в своём письме: «из какого народа, какого рода и племени ты?» Я сообщаю тебе, что (происхожу) от сынов Йэфэта, из потомства Тогармы. Так я нашёл в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первенец – Авийор, второй - Турис, третий – Аваз, четвёртый – Угуз, пятый – Баз-л (Басил), шестой – Т-р-на, седьмой – Хазар, восьмой – Янур, девятый – Б-лг-р (Булгар), десятый – Савир. Я происхожу от сыновей Хазара, седьмого из сыновей».*
К жителям 21-го века не дошли хазарские родословные книги. Однако в Библии в Бырэйшит действительно упоминаются три сына Гомэра, среди которых сын по имени Тогарма, и, это касается уже Хазарского Каганата, все цари которого, а их было 14, носят библейские имена. Поэтому вполне логично можно сделать вывод, что Тора и Еврейский народ на территории этой империи являлись непререкаемым доказательством существования её, а гонимые за веру – это и есть евреи, спасающие свою жизнь от кровавого шествия Христианства и Ислама.
Что касается слова "Каганат", то ближе всех к его объяснению подошёл Милорад Павич: "Каган – хазарский правитель, название происходит от еврейского
------------
*Более подробно см. книгу: А. Штаркман "Хазарские этюды", Израиль, Рамат Ган, 2004 г.

слова "Коэн", что значит князь". И далее: "Место Кагана мог занимать только еврей".* Коен, Коган, Каган и производные от этих имён Кац, Каганович и т. д. относятся к самой высокой группе служителей Иерусалимского Храма – жрецы, воины защитники, представители царской фамилии.
Слово "Россия" появилось вместе с Хазарским Каганатом. Первый историк России Татищев писал: «В еврейском же языке «рос» значит главу или верховность. И так видимо, что оное слово переводчик славянской Библии, приняв за название, не переведённым оставил…».** В современных словарях иврита ";;;" - "рош" означает голова, первый, высший. Буква "ш" может произноситься и как "с", отсюда производные на русском языке: рос, Россия, россиянин, рус, русский. В переводе на русский язык означает правитель, князь, руководитель, начальник….      
Каганат простирался от Каспийского (Хазарского) моря и реки Волги с Востока на Запад, включая Крым, Днепр, Буг и Днестр, Дунай. Во второй половине 10-го века Хазарская Империя ослабевает в результате беспрерывных войн с печенегами, мусульманами…. Этим воспользовался киевский князь Святослав, который был частью Каганата, и, собрав шестидесяти тысячную дружину, внезапно наносит удар хазарам в спину.  В 965 году пала (?) хазарская крепость Саркел на Днепре, Святослав покоряет и грабит подвластные хазарам народы. Начался распад Хазарской Империи, но не Каганата. Длительная борьба продолжается практически до сегодняшних дней, но не с Хазарами, а с иудаизмом. Проявлением её по крупному счёту
------------
*Милорад Павич. Хазарский словарь. Азбука. 1998. с.243,157,158
**Василий Татищев. История Российская. Москва. «Ермак» 2005. т.1. с. 355)

могут служить погромы в Киеве в 10 веке, расправа с течением Жидовствующей ереси в 14-ом, разбой Хмельницкого в 16-ом, ну и, конечно, уничтожение еврейского населения при фашизме и преследования при советизме в 20-ом.
Евреи поселились в Подолье согласно актовым данным в середине 15-го века. Однако найденные в разных городах края надгробные камни указывают на более раннее время. В Польше обнаружено множество монет 12-13 веков с польскими надписями ивритскими буквами. В конце 19-го века польские деревни сохраняли названия хазарского происхождения – Козары, Козара, в которых проживали, бог знает с каких времён, землевладельцы и земледельцы евреи. Летописец Деций (начало 16 века) отмечает, что в Подолье еврейское население многочисленнее армянского. В Краковском пинкосе (с иврита - книге записей) от 1606 года Подолье записано как административная единица под названием Еврейская область.*
Во времена Каганата Днестр назывался по Библии Тирасом по имени седьмого сына Йэфэта, внука Ноаха. В верхнем течении этой реки и сегодня расположен населенный пункт Ушица – в память о городе Уша в Верхней Галилеи, второй столице синедриона после разрушения римлянами Иерусалима (первая столица - Явна). В 1847 в Ушице проживало 675 евреев, христианское население не представлено. Чуть ниже по течению Днестр город Могилёв-Подольский – от слова Могилат(-Эстер), то есть книга, в 1802 году в М. П. из 3327 проживающих душ, евреев - 2347. Город Сороки назван по имени реки в Израиле – Сорек, что означает хороший виноград, в 1897 году в Сороках проживало 8783 евреев. Ямполь
-----------
*Еврейская энциклопедия. Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. т.12.с.645 – Подолье, Подольская губерния.

– ивритско-греческое название в переводе Город на море или Морской город, в 1802 году Ямполь насчитывал 1934 жителя, из которых евреев – 1850. Резена (Резина) – от еврейского слова худощавый, худой, в 1897 году в Резине из 3652 живущих, евреев - 3182. И, наконец, название города Бендеры имеет явно выраженное еврейское происхождение. В переводе с иврита Бен-Дор означает Сын Поколения, в 1861 году в Бендерах проживало около 4600 евреев, однако российские и особенно молдавские историки не хотят признать, что крепость Бендеры была основана для защиты еврейских купцов вдоль торговой речной магистрали Хазарского Каганата.   
В 1793 году часть Подолии была присоединена к России и на её территории образована Подольская губерния, в которой проживало христиан – 6987, евреев – 16276 душ.
Новая Ушица, одно из сотен еврейских поселений в Подолье, в прошлом называлась Литнёвцы. Судя по названию, история его уходила корнями в историю Литвы (на еврейском – Лита), когда её территория занимала пространство между Балтийским и Чёрным морями (14-й век). Впервые название Литнёвцы упоминается в 1439 году в королевской грамоте на передачу села во владение шляхтичу Сеньке.
Единственная сухопутная дорога, связывающая Литнёвцы с городами Каменец-Подольский и Могилёв-Подольским, в те времена была непроходимой большую часть года. Удалённое от политических центров и основных водных дорог Днестра и Буга селище представляло для евреев относительно спокойную лагуну в бушующем море антисемитизма. Окружающие глухие леса помогали еврейскому населению прятаться от опасностей типа кровавых походов Богдана Хмельницкого, Федора Болоцкого.
В середине 18 века в Литнёвцах уже существовала еврейская община со сложившейся торговлей и цеховой организацией еврейских ремесленников. Согласно еврейского ходатайства, подкреплённого крупной денежной суммой, король Речи Посполитой Август Третий жалует Литнёвцам право на самоуправление и статус местечка. В 1793 году уже под протекторатом России местечко Литнёвцы вливается в Ушицкий уезд. По сведениям 1803 года в Литнёвцах проживало 1658 евреев и 780 христиан.
Историческая известность местечка Ушица на берегу Днестра отсчитывается с 12 века. Название заимствовано из Талмуда по названию города ;;;; - Уша в Верхней Галилеи, северной холмистой части Израиля. Город Уша, я уже об этом упоминал, остался в еврейской памяти пребыванием в нём второго синедриона. Сегодня недалеко от руин древнего города находится кибуц с одноимённым названием. Среди еврейских местечек Польши встречаются с аналогичными названиями – Ушач, Ушполь. 
В 1826 году Российские власти переводят администрацию Ушицкого уезда в Литнёвцы. Ушица получает название Старая Ушица, а Литнёвцы – Новая Ушица. Вот как звучал царский указ:
«1826, ноября 13. Повелено: по неудобству существования поветого города в Ушицах, на самом краю повета стоящего, перевести поветовый город из Ушицы в казённое местечко Литнёвцы – 1829 августа 12».
Ушичане передавали из уст в уста, от поколенья к поколенью легенду, что однажды Российский царь объезжал со свитой свои еврейские владения в Подолии. Увидев россыпь домиков, прилепившихся к горе над речкой, царь спросил: «Что это? Ушица??» «Нет, Ваше Величество, это Литнёвцы». Царь не мог допустить, что ошибается и изрёк: «С сего дня это селище будет называться Новой Ушицей, а Ушица – Старой Ушицей».
Архитектура городка, дошедшая к нам, жителям 20-го века, напоминает еврейские местечки Германии и Польши времён 10-го века. Небольшая торговая площадь, плотно окружённая одно и двухэтажными домиками. Плавно поднимающаяся вдоль правого берега речки дорога из Могилёв-Подольска вливалась в эту площадь-базар и оттуда разветвлялась: одна сворачивала на девяносто градусов круто вверх в сторону Миньковцы; вторая, огибая ту же площадь, круто падала вниз, пересекала стремительную Калюси и убегала в город Бар.
В 1838 году, в период так называемой Николаевской рекрутчины, Новая Ушица получила известность в еврейском мире и в России по нашумевшему делу об убийстве двух евреев, которые доносили властям об скрытии количества душ по «ревизской сказке».  Ушицкое дело тянулось до 1840 года; 80 человек были преданы суду и приговорены к наказанию шпицрутенами, тридцать из них не выдержали и скончались на месте экзекуции. Оставшихся отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Не обошлось без злоупотреблений: исправник Ново-Ушицкого уезда Софронович, стряпчий Осликовский, штаб-лекарь Афанасьев за жестокие противозаконные действия при ведении следствия были лишены дворянства и разжалованы в солдаты. Во время следствия арестовали раввина Михеля из Дунаевцев в подозрении, что ему было известно о решении убить доносчиков. Во время перевозки по этапу евреи отбили его у конвоя и переправили за границу.*
-----------
*Эммануил Флисфиш. Кантонисты. Тель-Авив.Р.О.В. 23052 с.163 
В 1841 году «для возвышения благосостояния городов

в Подольской губернии дарованы льготы мещанам и вообще людям свободных состояний». Новая Ушица начинает развиваться более интенсивно. Строятся дороги и мосты через речки Калюси и Смотрич (подрядчики – евреи Зикланд и Гольденберг) почтовая станция (смотритель еврей Айзенгарт Аарон) ….
В 1863 году в Новой Ушице жили 1136 евреев в 76 отдельных домах, была синагога, бейт-мидраш, баня.
В 1889 году в сборнике «Подольская губерния» Новая Ушица характеризуется как населённый пункт, который «никакого промышленного значения не имеет, ярмарок в городе не бывает, базары установлены каждые две недели». По переписи 1897 года в Новоушицком уезде проживали 25426 евреев, в том числе в Новой Ушице – 2213. Работали 105 ремесленных еврейских мастерских, в которых были заняты 140 портных, 20 металлистов и столяров.
В 1912 году еврейское население Новой Ушицы выросло до 2819 человек. В городе действовали три синагоги – одна большая и две поменьше, две еврейские библиотеки, еврейский книжный магазин, пять еврейских аптек, частное еврейское общеобразовательное училище, ремесленное училище, общественный приют при синагоге, двадцать пять бакалейных лавок, шесть заезжих дворов, пятнадцать мануфактурных магазинов, шесть магазинов по продаже муки и круп, пять галантерейных магазинов, шесть кожевенных мастерских, пять мясных магазинов…. Базары собирались по четвергам, ярмарки – с 3 по 6 августа.
Может показаться странной статистика только еврейского населения. В книге «Весь Юго-Западный край» 1913 года в разделе «Новая Ушица» приводятся такие данные: православных – 4588, католиков – 681, евреев – 2747 и поясняется, что данные включают жителей предместья Филяновки. Там где Филяновка, там и Каскада, которую из-за близости вообще не указывают. Сколько же евреев в самой Новой Ушице? Истинная Новая Ушица – это торговая площадь и дома вокруг неё, это улицы Почтовая и Ветеринарная и бесчисленное множество переулков по 2-3 дома вокруг них. До советской власти, как правило, православное население не жило среди евреев, как и еврейское среди христиан.
В российский период Новая Ушица в своём геометрическом развитии поползла вверх по дороге в Дунаевцы, особенно в советское время. Там-то и поселялось смешанное население, в основном, из приезжих русских, украинцев и лишь иногда евреев.
Жизнь местечка в конце девятнадцатого начала двадцатого века бурлила политическими страстями, среди которых сионистское движение занимало весьма почётное место. Однако наибольшим влиянием пользовался  «Всеобщий еврейский союз» - социал-демократическая партия «БУНД», отрицающая сионизм и эмиграцию. Иногда бундовцы мирились с сионистами. В 1913 году они совместно организовали митинги протеста по поводу анти еврейского процесса Бейлиса.
Во время Первой Мировой войны российское командование, подозревая евреев в шпионаже в пользу германцев, переселяет их из прифронтовых деревень и местечек в Новую Ушицу. Еврейское население увеличилось более чем в три раза.
На короткое время Новая Ушица была оккупирована Германией и Австрией. Оккупация осталась в еврейской памяти новоушичан как событие, не принёсшее вреда населению. Спустя почти двадцать пять лет этот короткий по времени эксперимент взаимоотношений между евреями и немцами сыграл свою роковую роль.
Во время революции 1917 года власть в городе перешла к большинству населению, то есть к евреям. В смутное время становления советской власти много ушичан-евреев воевали в Красной Армии, в частности, в бригаде Котовского. Еврейский кавалерийский отряд во главе с коммунистом М. Дайчманом наводил страх на рыскающие вокруг Новой Ушицы банды петлюровцев.
В 1920 году после изгнания армии Петлюры в Новой Ушице устанавливается советская власть. Главой Революционного комитета, а затем Совета Рабочих и Крестьян избирается М. Дайчман. Новая Ушица получает финансовую поддержку от еврейской общины эмигрировавших в Америку ушичан. Откры- ваются профессионально-техническое училище, еврейская семилетняя школа, в городе появляется электричество.
Вскоре на смену надеждам приходит разочарование. Борьба с нэпманами, закрытие синагог и еврейской школы, насильственная коллективизация с одной стороны и отмена ценза еврейской оседлости привели к уменьшению еврейского населения. Если в 1923 году в Новой Ушице проживало 1991 евреев, то в 1939 – только и1547.
Во время Второй Мировой войны большинство евреев Новой Ушицы не эвакуировались и, за исключением единиц, было уничтожено немцами при самой активной поддержке нееврейского населения, то есть украинцев и русских.
После Второй Мировой войны несколько еврейских семей вернулись в Новую Ушицу, но в восьмидесятых годах двадцатого века из-за антисемитской и антиизраильской политики советских властей они вынуждены были эмигрировать из СССР в Израиль, США и другие западные страны.


Рецензии
Уважаемый Анатолий, очень интересует ваша книга "Новая Ушица"!
Как ее можно получить в Украине?
Буду благодарен за ответ...

Андрусвол   10.07.2014 13:53     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрусвол, второе издание книги "Новая Ушица" под названием "Зажгите свечи" вышла из печати. Размер книги А5, страниц 276,68 фотографий. Заказать книгу можно у меня, стоимость книги зависит от количества заказов (пересылка дорогая), номинальная цена без пересылки - 20$.

Благ Вам.

Анатолий Штаркман   07.12.2014 11:50   Заявить о нарушении