О простоте

ПРЕПРОСТОЙ - препростый, самый простой; о ЧЕЛОВЕКЕ - весьма простодушный, прямой, добродушный, не гордый. - В.Даль

Известен такой святой - Преподобный Павел Препростой. Жил в IV веке, Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Простота и невежество это не синонимы.
Трудно не согласиться с такими словами, которые я прочла на одном из православных форумов:
"Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»...
Но эти слова не про нас.Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не может отличить подлинное от подделки.Так что сегодня "где просто - там ересей со сто". Так и в самой церковной среде, а уж тем более в светской".
Без знания своей веры человек просто не может правильно объяснить во что он верит. Таким образом, вместо Христианства, учение которого всегда подразумевало целую систему четких догматов(границ истины), получится просто некий набор смутных, полу-языческих представлений и суеверий.
Знания о Боге, выраженные в Писании, Предании и Догматах Церкви, даны либо напрямую Самим Богом, либо получены через тех святых людей, которые своей верностью Богу заслужили право нести Его Слово и волю. И все это было дано нам для нашей пользы.

А нежелание знать свое вероучение - это просто добровольная слепота и добровольное безумие.
Иеромонаху Серафиму Роузу принадлежат важные такие слова: "У Святых Отцов мы находим "разум Церкви" - живое понимание Божия Откровения. Они суть наше соединяющее звено между древними текстами, содержащими Божие Откровение, и сегодняшней действительностью. Без такого звена - каждый человек сам по себе, и, как результат, - бесчисленное множество интерпретаций и сект".

Так что же сегодня такое смиренная простота? Может быть, это по наставлению братии Оптинской обители можно понимать так:
"Смотри в себя,
и будет с тебя".

Не познав себя, как судить кого-то? Но весь смысл в том, что познав себя, никого судить и не будешь...

"Не хвались горох,
что ты лучше бобов:
размокнешь —
сам лопнешь".

Н.Ильичева приводит речения оптинского монаха новейших времен, отца Трофима: “Он, по рассказам многих паломников, был по своему духовному устроению близок к оптинским старцам. Разговаривал с ними шутливыми, краткими изречениями, часто в рифму, как старцы Амвросий и Нектарий. Например, увидит курящего за оградой монастыря паломника и с улыбкой скажет:

 
Кто курит табачок,
не Христов тот мужичок.

 А тем, кто мог вместить, говорил такое:

 
Согнись, как дуга,
и будь всем слуга”.

Нельзя не вспомнить о трагической кончине о. Трофима: на Пасху 1993 г. сатанист зарубил троих монахов прямо посреди двора Свято-Введенского монастыря “Оптина пустынь”.

Отец Геннадий (Давыдов) из села Покровка Белгородской области, скончавшийся в 1997 году схиархимандритом Григорием, в ответ на неискреннее, “автоматическое” покаяние говаривал:

 
"Бог простит
и прихворостит!"

"Прихворостит" — это значит "поддаст хворостиной"? Или "добавит хворосту" в костер, на котором ты горишь? Или здесь речь о хворости — болезни, которую посылают свыше в наказание за грехи?
Думаю, что хвори эти даны для осмысления своих поступков и нераскаянных грехов.

Святитель Тихон Задонский говорил:

"Не тот славен,
кого мир славит,
но тот, кого Бог прославит".

За многолетний подвиг преподобному Павлу Препростому Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Павел беспрекословно исполнял все, что бы ему ни приказывали, таким образом достиг высоты духовного совершенства. Такое великое смирение в простоте.
 А впрочем, "празднословием всякого занимать -
молитву к Богу отнимать". На том и остановиться пора.


Рецензии
Простота?
Вот патриарх Кирилл всегда говорит очень просто и понятно. И митрополит Иларион всегда говорит просто и понятно. Амвросий Оптинский говорил именно о такой простоте. А теперь простотой называют невежество и безграмотность, причем чванливые невежество и безграмотность, которые возводятся лукавыми и глупыми людьми в ранг великой добродетели.
Сейчас вообще подмена понятий является самым опасным бичом. Вот недавно в статье одного священника я встретила золотые слова:
"Отсутствие душевности – это еще не духовность, а скорее прикрывающееся личиной духовности бездушие, от которого да сохранит нас Господь!"
Так вот, отсутствие интеллекта, образования, культуры и воспитания - это отнюдь не духовность, а тьма египетская, прикрываюшаяся личиной простоты, от которой да сохранит нас Господь!

Христина Либенсон   27.10.2011 13:30     Заявить о нарушении
Да, именно так!!! И этой подменой вершат суды,ищут врагов средь своих единоверцев, искушают навешиванием ярлыков. То интеллигенция виновата во всех грехах, то ищут православия исконно русского, то просто на ровном месте обличают своих, чтоб чужие боялись. Однажды на меня нападали из-за любви к старцам, ибо не нужны никакие посредники перед Богом, а уж ежели священник с двумя образованиями и толковые вещи говорит, то либерал.:)) И это где-то далеко от истинного значения слова. Кто-то ратует за богослужебный русский язык, и тоже твердит о "простоте". Сейчас занимаюсь составлением указателя по толкованиям святых отцов и сталкиваюсь с такими вещами, как например,отсутствие упоминания в Синодальном русском переводе о ветвях агноса, хотя отцы и учители III века - Мефодий Олимпийский толкует это как прообраз девства: "Само название дерева(Агнос или терновник) означает девство. Ветвями девства украшают свои кущи, то есть свои тела также и те, кто целомудренно живет в браке, они приносят как бы отрасли от ствола девства, не касаясь верхних и великих его ветвей". А ведь в ВЗ есть притча, где Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; И это уже понятнее о чём идёт речь. Но многим проще сказать, что это слишком сложно и это не стоит усилий и "ангелов нет ни одного".

Людмила Либерцева   27.10.2011 16:35   Заявить о нарушении
Обычные уловки лукавого, которые очень нравятся лживым людям. Можно не работать над собой, не стремиться к Богу, а тех, кто подвизается поносить за "умничание", что "хотят выделиться", не хотят быть такими "как все" и т.д.
Это не новость, так всегда было. Во времена упадка монашества, когда все монахи погрязли в разврате всякого рода, в монастырь пришел послушник (не помню, чье это житие, - склероз), который подвизался чисто и добродетельно. Его все гнобили и много лет не постригали в монахи. Наконец, одна богатая жертвовательница спросила, почему его не постригают. Ей ответили, что монах должен жить, как вся братия, и не выпендриваться, а этот послушник из себя святошу строит. Богатая дама велела его постричь, предупредив, что в противном случае она лишит монастырь пожертвований. Его тут же постригли, а со временем он возродил монашество.

Христина Либенсон   27.10.2011 17:30   Заявить о нарушении
Как раз сегодня натолкнулась на слова Амвросия Оптинского: "Добро христианское требует не притворства, а душевной и сердечной простоты, которых чужд мир светский..."
Простота - это отсутствие притворства и лукавства. Причем простота - это необходимое качество, но отнюдь не достаточное. Надо быть не только искренним, но еще и добрым.

Христина Либенсон   27.10.2011 19:11   Заявить о нарушении
Замечательные слова. СпасиБо!

Людмила Либерцева   27.10.2011 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.