Милорад Павич. Бумажный театр
Павич, прежде всего, романист. Конечно, можно было бы назвать тот же "Хазарский словарь" сборником статей-миниатюр, но это было бы прегрешением против истины: несмотря на то, что лексикон состоял из небольших по объему статей, его триединая сюжетная линия, тем не менее, имела четкую повествовательную перспективу. Так что повода считать Павича мастером малых форм, каким был Борхес, в общем-то, не было. И все же, на исходе жизни, Милорад Павич издал свою "Антологию рассказа", которая настолько близка к идеологии творчества Великого Слепца, что избавиться от ощущения "циклического повторения истории литературы" почти невозможно. Кажется, что Павич отдал долг памяти своему великому предшественнику.
Роман состоит из двух параллельных серий по 38 рассказов – ровно столько стран осчастливили своих читателей изданием произведений Милорада Павича. Первая серия рассказов – это биографии 37 семи выдуманных и одного почти реального автора, которые жили, учились, писали и - в большинстве своем - умирли, оставив после себя больше загадок, чем достоверных фактов. Более того, Павич позаботился, чтобы авторы, представляющие национальную литературу своей страны, были как можно дальше и от самой страны, и от национальности, и от типично национальных литературных особенностей. Получилось, например, что русскую литературу представляла мадам Тютчева, не имеющая отношения ни к великому поэту, ни к России - она родилась, выросла и состарилась в Нью-Йорке. Как утверждает сам Павич, он лишь пытался добавить что-то к местной литературной кухне, чего, на его кус, не хватает, но по большому счету, он сделал не антологию рассказов под редакцией Павича, а антологию рассказов 38 местечковых Павичей, случись им родиться по всему миру.
Рассказы, при этом, нужно признать, вполне удались. Будь моя воля, я бы выложил эту книгу на Прозе и не позволял бы никому печататься в разделе Миниатюры, пока не будут прочитаны и отрецензированы все 38 рассказов. Учитесь писать у классиков современности, уважаемые авторы!
Из тем, поднятых Павичем, особо порадовала тема книги как таковой и ее судьбы в надвигающейся эпохе глобального перехода к электронным изданиям. Павич, несмотря на свою абсолютную принадлежность в новому веку – веку Интернета и гипертекста, - совершенно очевидно тоскует по бумажной книге и, судя по всему, страшится прихода цифровых носителей авторского текста. "Бумажный театр" – это метафора, в которой отражается способность бумажной книги оставаться книгой, в то время как цифровой текст угрожает превратиться в неуправляемую реальность, с которой каждый читатель сможет делать, что хочет, но рискует быть уничтоженным в ответ.
Б.К.
Свидетельство о публикации №211102600278
По-моему, это великолепно отражает нынешнее положение вещей на нашем сайте. Размажут и уничтожат, не оглядываясь, по засевшему в генах принципу: "Не читал, но осуждаю". Шучу, конечно, прочла с неизменным интересом и удовольствием. Спасибо! А Павича предпочитаю перечитывать всё-таки в бумажном варианте.
С уважением,
Татьяна Алейникова 26.10.2011 08:11 Заявить о нарушении
А я как раз надеюсь, что бумажная книга не умрет именно потому, что чтение такой книги - это отдельное физиологическое удовольствие (помимо прочих, конечно же), поэтому время ее еще не прошло. Думаю, что в названии "Бумажный театр" нужно видеть прямое сравнение бумажной книги с театром: как устоял театр под натиском кино и видео. так устоит и книга. Аминь!
Беспощадный Критик 26.10.2011 08:25 Заявить о нарушении
Татьяна Алейникова 26.10.2011 08:30 Заявить о нарушении
Степань Разинь 26.10.2011 13:08 Заявить о нарушении
Беспощадный Критик 26.10.2011 13:23 Заявить о нарушении
Степань Разинь 26.10.2011 15:20 Заявить о нарушении
что объясняет исчезновение книги бумажной. шучу, кнчн. и надеюсь, что не исчезнет. она же пахнет даже особенно! а идея про электронную книгу, как неуправляемое существо, которое может слопать читателя, ей угрожающего, - хороша. Цивилизация киборгов после нас будет говорить: "и в конце было Слово"...
чёрный-чёрный ю.
Марина Гареева 03.11.2011 08:58 Заявить о нарушении
Ну, как ваши дела? Что-то скучно стало на Прозе, не находите? Все наши старые друзья-коллеги позакрывались или позарывались, а новых друзей все нет и нет:( С месяц назад смотрел Годаровский фильм "Безумный Пьеро", так до сих пор бормочу про себя: "Чем бы мне заняться? Я не знаю чем заняться... Чем бы мне заняться? Я не знаю чем заняться..." А вы-то как?
Всего лучшего,
Беспощадный Критик 03.11.2011 10:13 Заявить о нарушении
Марина Гареева 03.11.2011 20:30 Заявить о нарушении
Да, на Прозе совсем не осталось ничего интересного: случайно заметил долгожданное возвращение Открытого Тескта, и тут вдруг - раз, и сразу закрылись. Вы, кстати, не в курсе, что это там такое было? И с чего все так печально? Я так и не понял:(
Жаль, вы мне раньше про МК-конкурс ничего не сказали, я бы тоже туда что-нибудь послал:) А за Александра Ра готов поболеть. Там еще из прозовцев Джон Маверик - тоже хорошый человек. Может, и еще кто есть, но я настоящие имена ничьи и не знаю. Кстати, не знаете, там главный судья - это наша Ива или не наша?
Извините, что так много вопросов:) Если вам не хочется, можете не отвечать, я не обижусь.
Всего,
Беспощадный Критик 04.11.2011 04:40 Заявить о нарушении
Главный судья - не знаю даже, не думала, что Ива, у Лены спрошу. В любом случае, это приятно очень видеть наших там. И Джона, и Александра, и Шарманщика.
А ОТ, насколько мне известно, после того неприятного инцидента с Мятой Перечной закрылся. Я тоже успела заметить вспышку Открытия Открытого, но и погасло сразу( Но всё равно будем надеяться, что тут всё окончательно не погибнет..
Марина Гареева 04.11.2011 04:59 Заявить о нарушении
(Кстати, Марина, а вы где живете? - ваш ответ пришел в 5 утра по московскому времени. Ночами не спите или ваша родина - Дальний Восток?)
Насчет конкураса, объявленного Критикой Текста, - я как раз за:) Что-то на Прозе должно же происходить, чтобы была надежда на лучшее. Но не совсем уверен, что в том формате, в котором они это собираются проводить, получится хорошо. С другой стороны, сам Бэд Кристиан взялся помогать - может, и выйдет толк.
Всего,
Беспощадный Критик 04.11.2011 06:28 Заявить о нарушении
собираюсь на работу.
про конкурс - я пессимистично настроена, п что. как автора меня бы он не заинтересовал what 4? у кого-то есть связи, выход на реальных издателей? - нет. за прозо.баллы - рейтинг - ха.ха. та же ярмарка тщеславия. и так дальше: начиная с ?-ов: а судьи кто? и т.д. хотела бы ошибиться, но, по-моему, выйдет очередные - аж две ярмарки: лучших судей)) и лучшего автора)) лично я бы признала ед. жюри профи (с сайта, хотя в идеале нужно бы левых людей привлекать): стасову и юревича. но. "их там" вряд ли будет, а потому.
а потому почитайте Алёхина (Евгения), если еще не читали. вот это, действительно, мальчик, у которого шикарное будущее в прозе, Сережка же, Юревич, его и нашел. рецок ему не надо, а почитать есть что.
Марина Гареева 04.11.2011 07:28 Заявить о нарушении
спасибо за разговор, еще вернусь, убежала на работу
Марина Гареева 04.11.2011 07:29 Заявить о нарушении