Кособокая башня. Путешествие по Италии

               
 Да-да, именно так. Речь пойдёт о той самой, известной на весь мир, пизанской башне. Или, как её чаще называют «падающей». В 2002 году мы с супругой совершили незабываемое путешествие по Италии.

То был организованный тур. К этому времени в солидных туристических фирмах Израиля появились филиалы, обслуживающие русскоязычное население. Обходится сервис недёшево, но того стоит.

Гид сопровождает группу буквально с первой до последней минуты поездки. Исполняет функции переводчика и патронажной няни. Он берёт на себя абсолютно все организационные и прочие, внезапно возникающие вопросы.

Вплоть до походов по магазинам, ресторанам и разного рода развлекательным заведениям. Остаётся только прислушиваться к его толковым советам, и по возможности их исполнять. Всё остальное образовывается как бы само собой.

Вообще-то, следующим после Флоренции городом согласно нашему официальному маршруту должна была стать волшебная Венеция. Но гид предложил «заскочить» на пару часов в Пизу. Глянуть на легендарную Падающую башню. Ну, и как было отказаться от такого соблазна?!

 Все разом согласились.В том числе и шофёр нашего великолепного атобуса «Вольво».  Весёлый, озорной сицилиец. Флоренцию с Венецией связывает отличный автобан. Но пришлось сделать крюк.

Не могу сказать, что совершили его зря. Но правда и то, что ничего особенного в Пизе мы не увидели. Это довольно большой город. Древний. Однако миру он известен всего лишь двумя своими достопримечательностями. Старинным университетом, в котором много столетий тому назад учился великий Галилео Галилей и прославленной «Падающей» башней.

Именно просчёту древних строителей обязана Пиза своей мировой известностью. Собственно, за-ради этой башни мы и совершили более чем стокилометровый крюк. Эпицентр средоточия туристического паломничества - площадь Чудес. Часто ее ошибочно называют "Полем чудес". Это не точно. Вернее, совсем неправильно. Поле чудес находится все-таки в Стране дураков, а не в Пизе.

Напомню, кто подзабыл. Именно там Пиноккио, или если хотите Буратино, посеял золотые монеты, надеясь вырастить дерево с золотыми плодами. Есть ещё одно "Поле чудес". Его тоже знают многие. По крайней мере, на постсоветском пространстве - долгоиграющее телешоу Л.Якубовича.

Что касается площади Чудес, то это огромная изумрудная лужайка. На ней расположен очень красивый классический ансамбль католического зодчества. Он состоит из Собора Санта Мария Маджоре, беломраморного баптистерия -крещальни  и башни-колокольни.
 
Вот это ажурное семиярусное сооружение, увенчанное звонницей, и является всемирно известной «падающей» пизанской башней. Главная достопримечательность древнего города Пиза.
 
Однако приезжающий со всех концов мира народ интересует не сама башня. Хотя она, бесспорно, красивая. Людей в первую очередь интригует результат многовекового процесса её падения.

По поводу этого процесса в одном старом журнале  я откопал занятную историю. 1 апреля 1952 года, в международный день шуток и смеха, какой-то «шутник» на государственной радиостанции Ирландии не очень удачно пошутил.

Ведущий юмористической передачи самым серьёзным тоном сообщил слушателям, что кривая Пизанская башня, наконец-то, рухнула. Этим сообщением он здорово взбудоражил соотечественников.

Но самое печальное оказалось в том, что немало ирландцев приняли шутку за чистую монету. А кое-кто даже бросился покупать билеты для поездки в Италию. В итоге шутка обернулась проблемой для купивших и продавших билеты, а вот башня стоит и поныне.
   
Строительство «Пизанской башни» было начато в очень далёком 1174 году. Построив первый этаж высотой в 11 метров, мастер-строитель Бонанно совершенно неожиданно для себя и очень многих других людей вдруг обнаружил, что ось его сооружения отклонилась от вертикали на целых четыре сантиметра.

Мне показалось, вроде как, немного. Но профессионалы думают наоборот. Для начала таких сложных построек такой показатель качества - катастрофа. Вероятно так и подумал очень известный в то время мастер-архитектор. Досмерти перепугался. Прекратил работу и исчез из города. Как теперь бы сказали - с концами.

Так его больше в Пизе никто уже и не видел. Стройку забросили. Или по-современному - "заморозили" примерно на 160 лет. Но потом нашёлся ещё один архитектор. Я бы сказал, смельчак. Фамилии не нашёл. Но точно известно, что спустя почти два века строительство он таки завершил.

Правда, по сравнению с первоначальным проектом колокольню укоротил на четыре этажа, и отказался от крыши. Но эти архитектурные мероприятия кардинально ничего  не изменили. Башня продолжала падать.

 В июле 2002 года, в день моего пребывания в Пизе, отклонение оси колокольни от вертикали достигло невероятной величины – около пяти метров. Учёные и неучёные строители до сих пор не прекратили попыток остановить этот, похоже, необратимый процесс.
 
Одно время башню даже огородили ввиду неумолимо надвигающейся развязки. Но после очередной серии укрепительных работ опять всё наладилось. Нам даже разрешили подняться на скособочившуюся колокольню. Я этого делать не стал. Преодолевать почти 300 ступенек, чтобы глянуть сверху вниз на красные черепицы домов большого смысла не имело.

На осмотр Падающей башни ушло часа два. Далее наш путь лежал в волшебный город Венеция. Предстояло полностью пересечь Апеннинский сапог в верхней части его голенища. От побережья Лигурийского моря до берегов Адриатики.

 Тут, наверное, уместно будет сказать пару слов об итальянских дорогах. Понятно, не обо всех. Только о тех, по которым проехали. Так вот, не кривя душой, могу честно заявить – это настоящие автобаны. Или как их называют автомагистрали — шоссе, не имеющие одноуровневых пересечений.
 
С широкой разделительной полосой и многорядным движением в обоих направлениях. Отличным бетонным покрытием и газонами вдоль дорожных полотен. Короче, последнее слово дорожного строительства.
 
Дороги частные. Разумеется, платные. Иногда буквально через  каждые 15-20 километров новый владелец. И всякий раз за проезд приходиться платить. Но на скорость движения данная процедура не влияет. На корпусе нашего автобуса имелся датчик, который фиксировала телекамера. Так что для пассажиров всё происходит абсолютно незаметно.

Вдоль автострад расположена прекрасная сеть комплексов придорожного сервиса. Каждый такой комплекс состоит из бензозаправки, весьма приличного супермаркета, кафе, почтового отделения и т.п. Здесь можно было неплохо поесть. Но не сказал бы, что задёшево. За получасовую стоянку кое-кто из наших наиболее шустрых туристов успевал даже отовариться.

Мы проезжали по необычайно красивым местам, богатыми историческими событиями. Вдоль шоссе тянулись бескрайние луга, поля, перелески. За окном автобуса мелькали аккуратные фермы и небольшие деревушки. На крутых отрогах северных Апеннин  хорошо были видны старинные замки и монастыри.
 
Наш русскоязычный гид добросовестно исполнял свои обязанности. За время автопробега сообщил массу сведений об истории, географии и культурных особенностях мест, которые мы проезжали. Впрочем – всё это со слов товарищей. Приятный баритон чичероне  как-то незаметно убаюкивал.

По этой причине большую часть столь полезной информации я прослушал во сне. Говорят, что подобным способом люди хорошо усваивают услышанное. Но это не про меня. Как не напрягался, вспоминались лишь обрывки фраз, услышанные, вероятно, в редкие минуты бодрствования. Так что ничего конкретного о данном отрезке пути нашего путешествия сказать не могу. Зато о чуде-городе на воде постараюсь рассказать поподробнее.
               


Рецензии
С удовольствием прочла про Пизанскую башню. Большой у неё крен. Конечно рухнет. Но мы, наверное, этого не увидим. В Италии я была только в Венеции и Вероне, когда ехала с юга Франции. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   29.08.2012 17:40     Заявить о нарушении