Сказочка 38 В бананово-лимонном

Считается, что бананы как садовое растение было культивировано в Папуа-Новой Гвинее.
Все разнообразие растений этих относится к семье под названием Musaceae. Выращиваются «банановые рощи» исключительно для получения богатого урожая фруктов, а не для декоративных или защитных целей - в некоторых случаях - огромного зеленого массива.

Папуа — Новая Гвинея — государство в Океании, в юго-западной части Тихого океана, занимает восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, северную часть Соломоновых островов (о-ва Бугенвиль, Бука), о-ва Д’Антркасто и др.

Люди, которые живут здесь, называются ПАПУАСЫ, независимо аборигены ли это с черной кожей или постоянно «прописанные» белые. Все они – папуасы. Поверьте, что «папуасам» сейчас живется значительно лучше, чем многим жителям других мест планеты Земля, а об Украине-Каза…-Туркмено-РасеЙи лучше и не заикаться…

Поэтому, не надо употреблять термин «папуас ты эдакий» да еще в таких жизнеописаниях ваших, писатели и поэты, НАВРОДЕ: «его корабль захватили какие-то ПАПУАСЫ в АФРИКЕ». До Африки папуасам… даже дальше, чем до Киева… сами знаете, в какой позе ползти, причем значительно дальше, ... чем до Австралии.

А вот банан в Африке растет, замечательно даже растет, так растет и размножается, что…

Сейчас я представлю широкой почтеннейшей публике невыдуманную историю о том, как самостоятельно выращивать для своего собственного пользования бананы в Африке… и не надо ехать за тысячи миль от родного дома твоего… в Папуа - Новую Гвинею.

… Когда-то имел я «родной дом» в том месте Африки, который называли Биафра (в далекие 60-тые гремело это место своей борьбой за независимость, проявлявшуюся резней одних людей другими только за другое наречие и вероисповедание). Места эти великолепные, настоящий рай или promised land (земля обетованная), которую английские «плохие» колонизаторы всегда называли «жемчужиной короны Её/Его Величества».

Был у меня, значит, «дом родной» в штате Эдо (бывший Бендель) страны Нигерия. Дом, конечно, не мой собственный, но предоставленный для временного житья-бытья. Вокруг дома были другие такие же дома, некоторые похуже, некоторые получше, много было домов в том имении (estate) на огромной территории, отвоёванной (в буквальном смысле) у джунглей, которые все там называют «rain forest – лес, выросший из дождя (или от дождя,  или – в результате дождя).

Дикий лес в этом месте представлен деревом-королем (кингс три-и), а фактически всем нам знакомым фикусом, который в кадках у нас в некоторых домах хорошо произрастает, а там – что ни дерево, - то и фикус. Никакой ценности древесина «короля» этого не представляет, так – firewood, что по-местному значит дрова.

Огромные, в обхвате до 20 метров возле земли и высотой «до неба» мэхогани (красное дерево) и другие мне неизвестные породы настоящего африканского золота, потому что в Европе продаются на вес в любом виде (доска, стружка, опилки), встречаются в небольшом отдалении от дорог, но промышленная разработка их ведется в глубоких, глухих и непроходимых джунглях.

Когда с огромными усилиями человеку в этих местах удается отвоевать клочок земли от джунглей (деревья надо выкорчевать – вы себе можете представить ЭТО, если «пенЁчек»
длиной 4-5 метров и такого же диаметра тяжелый и разбитый в пух и прах грузовик Бэдфорд тянет по холмистой дороге с таким дымом, какой российские корабли в Венесуэле Уго Чавесу пускали в глаза. Ничего не видно, а от гула мотора, птицы пикируют и не могут из пике выйти!). Затем надо все оставшееся на земле после такого «лесорубства» выжечь.
 
Огневое земледелие – это не традиция, а необходимость, чтобы уничтожить всех вредителей хотя бы на короткое время, а иначе все сожрут, и сорняки забьют любое насаженное рукой человека культурное растение.

Когда, наконец, «обнажается» Земля, то можно на ней «земледелить», а можно и дома для
людей строить и даже огромные имения с бассейнами, теннисными кортами, аэропортами для небольших частных самолетов и вертолетов, стадионы с трибунами и изумрудной травой, завезенной из Ирландии, в виде дерна (turf), стоянки автомобилей, машинно-тракторные станции, как в наших колхозах, искусственные водохранилища, заправочные станции с бензином….

Все это построил мой хозяин в своем имении, которое назвал «Окада Вандерлэнд» и которое хотел сделать краше или, хотя бы таким же, как Диснейлэнд.

Теперь надо пояснить, что мы, бендельские африканцы, подразумевали под словом «bush».

Совсем не то, что, скажем, австралийцы или жители саванн Южной Африки, и не «бушмены» мы, отнюдь, нет. Называем мы, люди из штата Эдо, бушменами – всех «темных» и «непросвещённых», ну так, как в Харькове, таких называют «кугутами». А бушем в нашем родном штате Эдо называют траву.

Как - так, возможно ли такое незнание материнского родного английского, чтобы любимую изумрудную гладенькую причесанную подстриженную электрическим моторчиком с капроновой леской на конце травочку - английскую муравочку таким грубым и неотесанным словом «КУСТЫ» называть? Фи, как неприлично – так искажать своим пиджином язык королей и королев!

«Кустами» нежная биафрская травка становится не сразу, а в течение 7-8 дней, в особенности в сезон дождей  (с февраля по август). Через десять дней буш достигает роста метр с кепкой, а через 3 недели – не видно в нем будет и самого высокого человека планеты. Пройти через такие кусты без специальных орудий уже невозможно. Стебли каждой травинки становятся толщиной с большой палец человека тяжелого физического труда. В «кустах» во множестве заводится «буш-мит» -- так мы, бендельцы, называем всяких вкусных млекопитающих (мне, правда, только панкопай – дикобраз знакомый, а остальные - «на одно лицо», то есть разные, но похожие на ондатру с пушистым мехом; зачем им мех, не понимаю, при средней температуре окружающей среды выше 30 градусов по Цельсию?).

Если траву не косить вручную с помощью грасскаттэра (на пиджине – котлас), а попросту – мачетэ, каждые 5-6 дней, а дать ей свободно расти, как это в природе бывает, то через месяц верхушки шелестят-колышутся на уровне крыши вашего дома, а из окон вы видите сплошую зелень-зеленку. Выключать кондиционеры при этом не просто вредно, а опасно для жизни, не потому что гул родной цивилизации заглушает «приятный» такой шелест непуганой природы, а и потому, что гул отпугивает очень вредных, но не любящих шума и вибрации кобр и даже малярийных комаров, но в меньшей степени. Всякой такой мелкой и крупной бякости в кустах этих появляется всё больше и больше - в геометрической прогрессии.

На больших территориях мест общественного пользования буш срезают тракторными сенокосилками, а когда это время наступало, то в больнице нашей старший садовник лично приходил к каждому владельцу машины и просил переставить ее подальше, чтобы отлетающие камни чего не повредили.

Вышел я как-то, чтобы машину убрать подальше от косилки и обратил внимание, что трактор, который уже много скосил травы, приближается к двум маленьким, ростом с меня, и толщиной стебля с мою руку, двум банановым деревцам. Подбежал я к трактористу, попросил остановиться и выдернул из земли два эти стебелька. Легко они поддались, корневая система совсем негустая, да и нет ее совсем – так, утолщение в виде луковицы-цыбули нашей.

Проконсультировался с садовником и он сказал, что мне повезло, потому что деревца эти – правильные для посадки, то есть, одно – женское, другое – мужское. Начинать свою банановую рощу надо именно с подбора пары и садить эту пару надо рядом, на расстоянии не более 1,5-2 метров друг от друга.

Привёз домой и возле крыльца с помощью ножа и вилки, палки и дощечки «прикопал» свои деревца. Стал я их поливать ежедневно с утра, что вызвало большую ироническую реакцию местного населения – не надо поливать, это излишне. Садить надо в дождливый сезон, когда каждый день обязательно какой-нибудь «осадок» выпадет – от нескольких капель до ливня, продолжительностью 5-6 дней без остановки.

А буш вокруг дома моего родного (и бананчиков) растет со страшной скоростью, уже почти до окон второго этажа дорос. Не расплатился хозяин с трактористами – они и забастовали.

Приезжаю однажды домой с работы, гляжу – скошен весь буш вокруг дома,… а вместе с ним и мои уже оправившиеся бананчики лежат срубленные под корень….

Разбушевался я до крайней степени, пошел к коменданту истэйта (имения), бросил ему на стол растения мои лелеянные, кричал и даже плакал, что ничего родного у меня в этом краю далеком нет и - ВАЩЕ  - одинок я, была у меня одна радость в жизни и ту… срубили под корень…. Уеду я, домой,… борща хочу, уже полгода его не ел, а сало ваше поганое сколько его не соли и не перчи, прожевать нельзя, домой хочу, я родину люблю, а вас всех тут лютой ненавистью ненавиж-У-У-У-У…. А слезы так и льются, как из ведра, истерика пошла….

Испугались люди черные, но такие «добрые внутри», успокаивали меня, как могли: «Маста, маста, тэйк ит и-и-зи, посадим мы вам новые бананы, лучше прежних будут, и жену вам хорошую найдем, чтоб не было вам одиноко…. Не боись, мол, дядя, все будет ОЛ Райт и ОУ Кэй»….

Проснулся я на следующее утро – а уж шелестят листиками новые, покрупнее моих прежних, девочка и мальчик бананчики.

Почти целый год растут в высоту и ширину «деревья». «Ствол» достигает толщины средней столетней нашей сосны, листья – до 4 метров в длину, высота всего «дерева» - до 8 метров. Но почему кавычки употребляются по отношению к такому дереву? Потому что вовсе не дерево банан, а трава, самая настоящая трава и… ничего более – ни пальма, ни дерево, ни куст.

За один год созревания пара (обязательно) производит одну связку (bunch) бананов на женском растении, а затем – погибает (лучше после сбора урожая их срезать, чтобы не завелись вредители). Гибель двух супругов банановых сопровождается «рождением» от трех до четырех пар новых, ею (этой парой) генерированных. Поэтому нам, садоводам, ничего делать не надо, кроме обработки земли, из которой бананчата молоденькие выползают. И ждать – ждать появления новых связок….

Фрукты растут в виде свисающей грозди по 20 «пальчиков» на стебле, называемом рукой.

Общий вес «бананового батча на стебле-руке» подчас достигает 70 кг, в среднем 30-50 кг.

Первый признак начала плодоношения банановой девочки проявляется чарующим зрелищем – месяцев через 6-7 после посадки вы замечаете цветок, который называется сердцем банана. Ярко-фиолетовые с синевой и какой-то черно-красностью лепестки быстро увеличиваются, цветок растет не по дням а по часам. Лепестки осыпаются и покрывают ковром землю вокруг. Вы замечаете «пальчики» на стебельках, которые увеличиваются и превращаются в фрукты. В некоторых странах цветки банана используются в пищу в варенном и жаренном виде. Мы, в штате Эдо, такого обычая не имеем.

Я вырастил у себя так называемый «и-итэбл банана», то есть фрукт небольшого размера, который все мы ели в сыром виде.

Кроме того, имеется другой сорт банана, который все в штате Эдо называют «плантын».

Это – большой банан. Вес одного фрукта достигает подчас  килограмма. Из плантына делают любимое наше бендельское блюдо, которое называют «ДО-ДО».

Берется плантын и выдерживается до полного созревания в темном прохладной месте. Когда он становится сладким на вкус, его жарят на масле из земляных орехов. Вкус – специфический, Аркадий Райкин говорил о таком блюде – «язык можно проглотить». Если плантин жарить в таком виде, который получается при срезании грозди-батча, то есть, когда ошкурить его без ножа невозможно, то получается тоже великолепное и любимое нами всеми бендельцами блюдо «фрайд плантын» - неповторимый вкус которого можно весьма приблизительно сравнить с картофельными чипсами.

И последний совет начинающим банановодам – имейте в виду, что бананы никогда не дозреют до потребительского качества на «дереве». Батчи надо срезать тогда, когда вы видите явное отклонение и «изгиб» мощного «ствола» в сторону налившейся грозди. Стебель, толщиной с руку нашего старшего Кличка-боксера в области предплечья, легко отрезается от мамани-бананихи с помощью средней величины кухонного ножа.

Довести до кондиции собранный урожай в условиях нашего штата Эдо можно за 5-7 дней: фрукты становятся мягкими, но кожица при этом зеленая без признаков гниения (черные места). Главное – не пропустить момент созревания, и сразу после этого поместить все бананы в холодильник, и иначе за 2-3 дня при температуре 30 градусов начинается мгновенная порча.

«Банановая республика» и банановый фруктовый сад…. А чем плохо ТАМА жить и не тужить?.... И при этом распевать популярную у всех народов всех банановых республик песню «Денек-то, денек какой или матросская песня ‘Банан’».

Ваши, а не наши бендельские, ямайкинские, папуасовские матросы, которые также, как и ваши, на «полубе, курили папиросы», но вместо «Яблочка» банан  воспевают:

«День никак не кончится, безразмерный какой-то день. Но когда-то же ему придет конец и мы домой пойдем. Надоело нам бананы эти проклятые грузить. Рому попьем и забудем мы о бананах. А завтра все с начала – бананы, бананы, без конца и края. Какие же бывают большие гроздья этих бананищ – по семь-восемь футов! Эй, ты, начальник, ты такой же длинный, как банан, отпусти меня домой и так далее»….

http://www.youtube.com/watch?v=Md-rVDixERM&feature=related

Ямайкинская народная матросская песня «Банан»

Day-o, Day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day, me say day, me say day
Me say day, me say day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home
Work all night on a drink a' rum
Daylight come and me wan' go home
Stack banana till the mornin' come
Daylight come and me wan' go home
Come, Mister tally man, tally me banana
Daylight come and me wan' go home
Come, Mister tally man, tally me banana
Daylight come and me wan' go home
It's six foot, seven foot, eight foot BUNCH!
Daylight come and me wan' go home
Six foot, seven foot, eight foot BUNCH!
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day, me say day, me say day...
Daylight come and me wan' go home
A beautiful bunch a' ripe banana
Daylight come and me wan' go home
Hide the deadly black tarantula
Daylight come and me wan' go home
It's six foot, seven foot, eight foot BUNCH!
Daylight come and me wan' go home
Six foot, seven foot, eight foot BUNCH!
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day, me say day, me say day...
Daylight come and me wan' go home
Come, Mister tally man, tally me banana
Daylight come and me wan' go home
Come, Mister tally man, tally me banana
Daylight come and me wan' go home
Day-o, day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home
Day, me say day, me say day, me say day
Me say day, me say day-ay-ay-o
Daylight come and me wan' go home.


 Теодор Буки, АкА Эмиль Пик,
садовод-любитель,
Okada Via Benin-city,
‘Okada Wonderland’,
Ovia North-East Local Government,
Nigeria, West Africa


Рецензии