Чемодан-вокзал-Россия

               
               
                Чемодан – Вокзал - Россия

                Эй, джон Таджикистан – Родина моя!
                Персики, черешня, сочный виноград,
                Приезжайте в гости – буду очень рад.
                ( Из песни )

Вот уже 21 –й год мы живем в России – это большая часть моей жизни.  Я уже стопроцентная россиянка, мне даже холод больше нравится, чем жара.  А приехали мы сюда из Таджикистана в 1990 году , когда почти во всех республиках кипели межнациональные страсти,  распри.  В прошлом году я подрабатывала репетиторством – учила 15-летнего мальчика-узбека  азам и правилам русской речи.  Как только он научился связывать русские слова,  начал расспрашивать , как мы оказались в России,  что происходило  в Таджикистане.
 Мой Таджикистан – это школа  с 1-го по 9-й классы, когда межнациональные отношения  не очень-то занимали мою голову – напрягалось и волновалось старшее поколение.  Да  и  жили мы не в самой столице, а вблизи Душанбе, в Гиссаре.  Хулиганский же разгул  в феврале 1990 года был в Душанбе, нас он впрямую не коснулся, хотя мы и следили за происходящим по СМИ.
Теперь же я хотела знать подробности  и стала об этом расспрашивать маму.  Мы стали чаще вспоминать ту нашу родину, анализировать и оценивать прошлую жизнь из теперешнего нашего безопасного далека.  Мама подсунула мне брошюру  - стенографический отчет  о внеочередном пленуме ЦК Компартии Таджикистана в феврале 1990 года, где обсуждалось положение в республике.
Натали Саррот заметила, что в новое время исчезли доверие и интерес к художественным вымыслам , наступила, дескать, «эра подозрения». Жизнь гораздо богаче, интенсивнее, глубже, интереснее и разнообразнее любых фантазий писателя. Я в этом убедилась, когда читала этот отчет.  Это страница нашей истории, нашей общей жизни, хотя теперь не все школьники знают, что мы когда-то жили в единой и, казалось, крепкой и дружной стране – Советском Союзе.
Может кто-то не знал, кто-то забыл про это – пусть добавят в свою копилку опыта жизни и эти кадры.



                Заседание 15 февраля
Махкамов – 1-й секретарь ЦК Компартии Таджикистана.
Большинство промышленных предприятий не работают в связи с тем, что эти дни городской      транспорт не работал, начиная с 12-го числа.
ВУЗы, техникумы, часть школ, часть детских садов и яслей также не работают…
…огромное количество людей, примерно, в общей сложности 30 тысяч, скопилось на трёх     улицах вокруг площади перед ЦК с требованием разрешить провести на площади «чанозу» погибшим. Их не пускали на площадь. В это время в различных частях города происходили стычки, драки, столкновения, поджоги и прочее и прочее. В микрорайонах созданы отряды самообороны, которые охраняют и зачищают свои объекты и свои жилища.
Каримов – 1-й секретарь Душанбинского горкома партии.
Сегодня в городе действуют 3 силы. Первая сила – здоровая сила, которая воспитана на росте национального самосознания. Они сделали всё, чтобы принять Закон о языках. Целый ряд других акций, которые способствуют развитию культуры, образования и развитию всей нашей нации. Спасибо им большое.
Как  только начали обсуждать Закон о государственном языке, о будущих «акциях» (государственный язык – таджикский, обучение в учебных заведениях будет преимущественно на таджикском), русскоязычное население тревожно зашевелилось – «надо уезжать». Так уж сложилось, что не было нужды изучать местный язык – все общались на русском, а национальностей в Таджикистане – как в Вавилоне. Русский язык признан был языком межнационального общения.
«Русскоязычные» с насмешкой отслеживали борьбу русских за свои права в республиках Прибалтики – этот вариант здесь был немыслим.  Просить, требовать,  чтобы нас  не считали людьми второго  сорта – это так унизительно!    «Надо уезжать».  Все оказались «пессимистами»!
( Шутники шутили: «Оптимисты учат язык и верят, что это их спасёт.   
Пессимисты ползают по карте и  надеятся, что их где-то ждут.   
Реалисты запасают автоматы Калашникова». )
Мы целый год «сидели на чемоданах» - посреди комнаты возвышалась гора коробок с книгами.  Летом мы ездили «устраиваться» в Россию, но не  очень активно это делали, поэтому ничего не получилось, вернулись обратно. Вещи были наготове, чтобы в случае успеха долго не собираться.  Распаковывать не стали,  решили обходиться самым необходимым до следующего лета.  А тут в феврале такой грянул гром!
…Есть вторая сила – это политические авантюристы. Они сидят здесь.
Есть третья сила – коррумпированные и преступные элементы. Кто они, я не могу пока вам сказать…
Вся сложность заключается в том, что организаторы беспорядков в городе Душанбе – это прожжённые матёрые сволочи, они не гнушаются ничем, стреляют в тех же пацанов из-за угла, стреляют в спину и потом сваливают всё это на войска, которые здесь стоят.
Костыря – 2-й секретарь Октябрьского райкома партии:
Сегодня мы почувствовали, как резко изменилась тактика. От лозунгов «Долой армян и русских!» до призывов, которые были сегодня на митинге: «Таджики и русские – братья. Выступим против предателей Махкамова, Хаёева, Паллаева!»
В Армении землетрясение почти стёрло с лица земли целый город. В Таджикистан приехали беженцы с семьями – им было обещано, что республика выделит им квартиры. Прошёл слух, что «очередники» квартиры не получат. И вот русские, евреи, таджики, узбеки, татары, украинцы – бок о бок, плечо к плечу, локоть к локтю – вышли на митинг отстаивать свои вожделенные квадратные метры. Квартирный вопрос и здесь испортил людей  - таджики всегда славились своим гостеприимством. Бабушка рассказывала мне, как в 30-е годы сюда приезжали русские семьи – от раскулачивания, от голода, от преследований. Здесь они нашли убежище. Таджики подвинулись, поделились чем могли,  дали им выжить. Бабушка до самой смерти возносила им благодарность.
Абдуджаббаров – научный сотрудник Академии наук Таджикской ССР :
Есть «Растохез» - организация.  Мы бы не хотели применить здесь слово «фронт», хотя это – народный фронт. Наши товарищи, рискуя своей жизнью, пытались остановить толпу.
Очилов –  заместитель   заведующего   отделом   Управления  делами   Совета   Министров Таджикской ССР.
Почему сегодня очень красиво выступают все партийные работники, где они находились вчера?  Нам сказали, что у каждого кабинета ответработника ЦК сидели автоматчики и охраняли их.
Галибшоев – студент Таджикского сельхозинститута, участник митингов.
…у нас есть бюрократическая система, вы должны согласиться. На мой взгляд, она созрела как господствующий класс. Так что сейчас идёт классовая борьба – борьба рабочих, крестьян с бюрократическим аппаратом…
Зацаринный – заместитель председателя Совета Министров Таджикской ССР.
Товарищи из «Ростохеза», которые здесь присутствуют, в ваших выступлениях есть определённые презумпции виновности. Если вы имеете силу и власть, чтобы сегодня после отставки Кахора Махкамовича и остальных членов бюро успокоить народ, то почему вы не воспользуетесь ею без отставки? Раскройте скобки. Непонятно, какой народ вы представляете.







                Заседание  16 февраля.
Махкамов:
13-го февраля митингующими был создан комитет, который якобы от имени народа выдвинул  ряд требований. Одним из них было требование о нашей отставке.  Причем было заявлено, что в случае непринятия этого требования произойдут новые кровопролития.
Пуго – кандидат в члены Политбюро, председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС :
Вам угрожали, что будет подожжен кинотеатр, что начнутся поджоги во всем городе,  что весь город  будет  сожжен – это ведь все правда?
На Пуго Бориса Карловича в Таджикистане была большая надежда – приехал грозный Пуго, уж он наведёт порядок. Ходила о нём песня:
                На медведя я, друзья,
                Выйду без испуга,
                Если с Пуго буду я,
                А медведь без Пуго.

Прошло чуть больше года, и гэкачепист Пуго застрелился. Кого-то сам сильно испугался.

Мамаджонов – военком республики:
Почему вы, Кахор Махкамович, не говорите коммунистам, что вы выходили, выступали и не раз?
Подъезжают на площадь человек 150-200, затем ещё 200, и вдруг подъезжают со всех сторон троллейбусы и автобусы, уже заранее был продуман их захват. Выскакивали из троллейбусов, обесточивали их, ставили под разным углом автобусы и начали кричать   «Махкамов!»
Кахор Махкамович вышел, к этому времени устанавливали громкоговорящую аппаратуру. Устанавливали 4 раза.
Вчера выступал здесь молодой человек, он стоял тогда рядом с Кахором Махкамовичем, который годится ему в деды, а он берёт этот микрофон, ломает его, не даёт говорить. 40 минут Кахор Махкамович  уговаривал. Я здесь не хотел говорить, но галоша полетела ему прямо в лицо, камни полетели. В Хаёева полетел камнепад. Мне лично рассекли голову. Заходим, успокаиваемся, опять выходим. И так до вечера.
Здесь, говорят, стреляли. Ни в коем случае. Стреляли 5 человек холостыми патронами и то в воздух. Когда  первый залп дали, они отошли, второй  раз они не уходят, поняли, что стреляют холостыми патронами.
В это время в толпе появляются с огнестрельными ранениями, ножевыми ранениями. Подъезжает «Скорая помощь», хотят посадить раненых, оттуда выбрасывают медсестёр, бьют их.
Через мои руки в Советской Армии  прошли тысячи солдат.  Как это можно – солдат находится на государственной службе, никаких прав он не имеет. Стоит, прикрываясь щитом, к нему подходят, избивают его, затаскивают в толпу, еще избивают, потом выбрасывают на крыльцо главного входа.   Так же поступали с беременными женщинами.  Как же так можно ? Все это было по заранее разработанному сценарию.
Второй день мы ездим, вот смотрите, какой наш народ добрый. Сегодня иду, вижу - танкисты плов едят.  Солдат кормят.  Вы видите, какая связь армии и народа, какое сплочение сильное.  А мы здесь – кто стрелял ?  Да ваши же сыновья стоят с оружием , может быть, в другом месте, они подчиненные, скажут «стреляй», они стрельнут, скажут «голову отрежь», они отрежут. Но этого  же не было сказано.
Мы жили в Гиссаре, в 18 км от Душанбе. Хотя нас бесчинства не коснулись, мы с тревогой следили за новостями из Душанбе.  По телевизору показывали, как приветствовали солдат седые старики – цветами осыпали танки.  Старым людям было больно, стыдно, гадко за то, что творилось на их родной земле. А молодых, оказалось, легко завести!
Одного нашего работника  исполкома, русского, нашли мертвым в канаве близ дороги между Гиссаром и Душанбе.  Кучками собирались и шептались местные ребята, на нас глядели косо.
Гиро – народный депутат СССР :
Мы приступили к созданию  института законности и права в нашем государстве.  Пример того, как идет создание правового  государства  мы наблюдаем по дискуссиям в Прибалтике. Вы видите, когда используют политические методы и способы борьбы за власть,  каких успехов достигают народные фронты в республиках.  Создавайте партию, боритесь за власть, но  только не этим путем, не градом камней, когда гибнут совершенно безвинные люди.
Хамидов – заместитель министра юстиции республики, зампред организации «Растохез» :
О том, что слухи о приезде армянских беженцев в Душанбе вызывают неблагополучную ситуацию в городе , было известно многим.  Но почему  ни органы КГБ, ни органы МВД не проявили своевременную реакцию, чувствительность, остроту своего профессионального ума, не смогли это предотвратить ?   Митинг 11 февраля  не имел никакого отношения к руководству «Растохез».  Наоборот,  с их стороны было предложение выйти в прямой эфир с обращением к населению и просить митингующих и тех , кто должны были прийти в 3 часа, воздержаться от митинга и выслать своих представителей в исполком из маххалей,  мечетей для ознакомления с тем, что армяне-беженцы уезжают. Однако это предложение не было реализовано.


Зарипова – персональный пенсионер :
Товарищ   Хамидов, вы образованный человек, хорошо выступаете, хорошо законы знаете.  Если эти армяне приехали, вспомните историю – 30-е годы, когда к нам на помощь пришли наши товарищи , русские друзья.  Тогда наши женщины ходили в паранджах, русские призывали наших женщин выходить на свободу.
Во время беспорядков досталось не только русским.  Били и своих девушек , женщин, которые были  одеты по-европейски. Атрибут национальной одежды – шелковые шаровары, «изоры». Через несколько дней после событий продавец из универмага  в Гиссаре со смехом рассказывал продавцу в книжном магазине – расхватали все изоры!
А таджикские женщины очень боялись перемен.  Когда мы уже  жили в России,  тетя, мамина сестра, писала, как таджички в национальных одеждах  сидели несколько дней плотным  кольцом вокруг  памятника Ленину – символа женского раскрепощения, не давали разрушить.   По мусульманским законам к чужой женщине – мусульманке нельзя прикасаться.
Сидящие здесь знают, мы пережили стихию в Кайраккуме, сколько слез пролили, землетрясение в Шароре.  Теперь будем оплакивать , что своими руками убили своих детей. Кто нас простит за это?
О землетрясении.  За два года до этих февральских событий произошло сильное землетрясение в Гиссаре.  Это было ночью.  Мы , как и все, повыскакивали на улицу в чем были.  Мама говорит, что она проснулась от чувства тревоги , лая и воя собак, земля гудела. Я же ничего не слышала, очень хотелось спать. На улице было прохладно, и я пошла в дом досыпать, а мама, дрожа, пошла следом.   Утром мы узнали, что неподалеку от Гиссара кишлак Шарора  накрыло горой.  Глиняная гора от дождей размякла и от землетрясения оползла на кишлак.  Потом хотели раскопать и похоронить  погибших, но когда попытались это сделать – в ковшах оказывались фрагменты тел, непонятно чьих.  Решили – пусть это место станет братской могилой.
Таджикский народ  гостеприимный , почему же так к армянам ?  Надо дружбой нам дорожить.  Теперь по телевизору передают, что армян отсюда прогнали.  Разве наши дети после этого могут спокойно служить ?
Шевченко – председатель комитета самообороны 64 микрорайона Центрального района :
Когда начались события здесь на площади, по телевизору все это правдиво показывали, и  народ стал  возмущаться.  Мужчины на добровольных началах  поднялись и организовали  в каждом районе  охрану и оборону   своих семей, своих домов,  предприятий, учреждений.  Таким образом мы, представители жителей, создали свой интернациональный фронт.  В наш  фронт входят в основном  таджики, те таджики, которые живут в наших районах, и это пожилые люди, женщины – это  здравомыслящие люди с решимостью дать отпор этим негодяям.      Нас не надо пугать.  Первые дни мы,  да, боялись, потому что были врозь.  В автобусах  к женщинам пристают, бьют, режут,  насилуют.  Хочется выразить претензии к нашей печати, товарищи.  Нельзя сейчас так освещать события – в перевернутом виде.  Народ 5 тысяч вышел на площадь – это народ,  а вот  мы,  143 тысячи Центрального района – это просто жители. Как это понимать ?  Народ и жители…
Касымов – 1-й секретарь Гиссарского райкома партии :
Сейчас речь идет о важнейшем вопросе – о будущем нашей партии, о будущем нашей республики.  То ли это будет реакционный исламский режим или будет Советская наша республика.  Реакционные силы любой ценой хотят захватить власть. А если это не так, то почему не хотят способствовать нормализации обстановки без передачи власти ?  Главная их цель – формирование  исламской армии,  исламского реакционного режима.
Ситуация в Душанбе крайне напряженная,  она перекидывается на соседние районы.  Тут говорили  о якобы невинных детях, которые громили, поджигали здания, заводы, машины, издевались над людьми, насиловали женщин.  Поэтому применение силы было вынужденной мерой.  Ни в коем случае нельзя сейчас выводить войска, пока не нормализуется обстановка.   Они  должны пресекать беспорядки по всей строгости закона.  Разве у Генерального секретаря    не  хватает  власти  для наведения порядка в стране ?  Никогда  у первых лиц в этом деле не было недостатка.  Почему же по всей стране допускаются такие  безобразия ?
В Таджикистане к военным относились лояльно,  восточная мудрость даже в такое лихое время    не подвела -  «это же чьи-то дети…», «им приказали…», «наши дети тоже где-то служат…», «им тоже могут приказать…». Для сравнения – как относились к военному вмешательству в Грузии и Прибалтике.  Вообще в то время часто делали дураков из солдат : успокойте, но никого не обижайте!  И стоят они , бывало, как красная тряпка для быка – для возбуждения страстей.

Петкель – председатель КГБ Таджикистана :
За последнее время у нас в республике активно распространяется воинствующий ислам, который ставит своей задачей изменение существующего строя путем его свержения и установление исламской республики.  Та выборная кампания, которая проходит сейчас у нас в республике, во многих  случаях показывает,  что ряд представителей «Растохеза», борясь за выдвижение в кандидаты  депутатов республики,  идут вместе с религиозными силами – фундаменталистами и ваххобистами.
О событиях.           Начало их было организовано уголовными элементами, я думаю, что и коррумпированной  частью населения нашего города.  Именно их выдвинули вперед для организации напора…  Как только штурм дошел до определенной стадии, когда наше правительство и руководители дрогнули, тут же прямо за спиной этих хулиганов и   уголовников вышли политические силы. Они выразились в лице временного комитета, и он начал диктовать, угрожать, шантажировать… В нарушение подписанного протокола временный комитет созвал большой митинг на площади Ленина.  Мы имели силы для того, чтобы этот несанкционированный митинг , тем более по закону чрезвычайного положения, не допустить, привлечь к ответственности  тех, кто организовал этот митинг, к очень строгой ответственности.  Но наше руководство сказало: «Подождем, посмотрим , как оно будет вести себя дальше» (Шум в зале)

Вот здесь хочется вставить свою реплику.  Когда предотвращают чьи-то опасные действия , хулиганство или террор, народ кричит – 37–й  год. Когда же попустительствуют или опаздывают – упрекают в бездействии.
 
Сегодня была информация из Москвы о том,  что «Растохез» ищет в Москве корреспондентов «Би-би-си» для того, чтобы быстрее возбудить мир, возбудить Европу сообщениями о том, что здесь гибнут  таджики, нужна помощь.  Обращаются за помощью в Прибалтику,  к их народным фронтам с  тем, чтобы быстрее прислали подкрепление, чтобы помогли соответствующим силам здесь.     (Голоса с  мест)
Как-то мы в Гиссаре ходили на очередную встречу в кинолекторий (по абонементу) – были гости из Латвии. Зал был набит  зрителями большей частью европейских национальностей. Лекторы же рассказывали о том, как их «душили» русские в советское время,  пока они не обрели самостоятельность, как хорошо быть свободными и независимыми.  Показывали фильмы, где молодые люди – девушки и парни – в национальных одеждах водили хороводы и тому подобное.
Последний ряд заняли хулиганистые таджики. Они топали ногами, захлопывали, свистели, выкрикивали.  Эмиссары были в растерянности.  В то время как  «русские»  сочувственно поддерживали латышей, те, кому предназначались «агитки» , так  вели себя неподобающе. Обращаясь к нам, они говорили : «Ничего, потом они все поймут…».
И вот стали и таджики кое-что «понимать».
Исаева – актриса Государственного театра имени Лахути :
11-го числа, когда началась демонстрация, я своими глазами видела, как избивали русскую девушку, и она просила о помощи, и была спрятана в этом доме напротив ЦК.  Тот лозунг, который был вывешен , для меня не понятен – что Таджикистан для таджиков. Разве русские, что родились здесь , не считают себя таджиками?  Или армяне, или татары.  Разве они не строили нашу республику, разве они в трудный момент нашей жизни не были рядом с нами ?
 Шутники шутили, что в Таджикистане все теплые места заняли  русские – у мартеновских печей, на стройках.   Национальные профессии – это  продавцы в магазинах,  милиционеры,  гаишники.
Почему в этот момент никто не подумал, а что произойдет с нашими таджиками, сотни семей которых живут в Армении, точно так же их могут истребить, и убить, уничтожить.
Почему не подумали о наших  сыновьях, о наших родственниках, которые живут в больших  городах  Советского Союза – в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове?
Почему с такой скоростью стали по всему Советскому Союзу строить мечети вместо того , чтобы воздвигать театры, клубы и библиотеки ?
Муродова – председатель РК профсоюзов работников госучреждений :
Был принят Закон о языке.  С 1-го января  основные пункты этого закона должны были выполняться.  Народный депутат СССР  Римма Казакова сказала, что это за человек, который не знает языка той республики, в которой  живет ?  Это что -  тоже «Растохез» виноват ?
Даже таджики не знают своего языка!  Начатое в этом отношении дело нужно нужно довести до конца.
На Пленуме говорили, в общем-то, правильные вещи:  знать язык народа – хозяина этой республики – знать нужно.  Но как его было знать, если все стараются изъясняться на русском языке?
Из обсуждения этого Закона выходило, что по вине русских таджикские школы закрываются, что кто-то заставляет местных детей ходить в русские школы. Но никто их не заманивал и не заставлял вливаться в переполненные русские классы – их родители умоляли взять их ребенка.  Они объясняли, что русское обучение более строгое и требовательное,  а хорошие знания дают выход, без преувеличения, даже на мировую арену – через московские институты.  Таджикам везде был зеленый свет: национальность «таджик» плюс мало-мальская грамота  - и ты в институте. И соответственно , дальнейшее продвижение.
В обиходе все говорят на русском языке. Разве, когда к тебе обращаются на русском, захочется отвечать по- таджикски? Кое-какие фразы, слова мы знали и, живя уже в России, для украшения речи иногда вставляли. Например: Будешь ширчой (чай с молоком)? Чой мехури? (Чай попьёшь?) Мархамат! (Пожалуйста!) Зинда бод Якуми Май! (Да здравствует Первое Мая!) Хоп, ладно! (Хоп – выражает согласие). И потом «русские» - понятие растяжимое. И украинцы, и татары, и осетины, и армяне, и евреи: все русскоязычные – это «русские».
Ещё говорили, что русские привнесли распущенность нравов, мягко говоря. В детстве мама читала мне перед сном сказки. В то время местное издательство «Ирфон» выпустило 8 томов «Тысячи одной ночи». Мама пыталась читать вслух всё подряд, но вдруг начинала что-то смущенно мычать и перелистывать. Когда я повзрослела, я узнала, что там сплошь и рядом такие сюжеты: только муж за порог, жена тут же в окно высматривает какого-нибудь красавца. Ну это, конечно, высокая мораль!  В сказках  ведь – душа народа.
Б.Б.Каримов – председатель Госплана Таджикской ССР, заместитель председателя Совета Министров Таджикской ССР.
Разница между организацией «Растохез» и временным народным комитетом очень большая.     12 февраля митингующими действительно был избран временный народный комитет из 17 человек. В создавшемся положении, во избежание кровопролития, считаю правильным. Три дня я работаю с членами временного комитета. Внимательно слушая их, я убедился, что это в основном люди сознательные, здравомыслящие, пользующиеся авторитетом у народа. Они правильно д оценивают обстановку, не упрощают. Не следует сбрасывать со счетов, что они имеют большое влияние на массы и все они поддерживают линию партии на перестройку, демократизацию и гласность. Они за интернационализм, за дружбу народов, равенство наций и против каких-то антиобщественных действий, против создания исламской партии, против исламской республики, как это некоторые представляют. Комитет хочет каким-то образом помочь разрядить обстановку. Начиная с председателя временного комитета, меня лично да рабочих, которые входят в этот комитет, - никто не претендует на большую власть.
Обстановка в республике напряжённая. Беженцы – это просто повод. Видимо, это когда-нибудь должно было случиться, такова реальность.
Что касается временной комиссии и других неформальных организаций, нам не надо их бояться, надо идти навстречу, брать всё положительное, где надо – поправлять, вести диалог, умело используя его в развитии республики.
Вчера некоторые выступавшие говорили, что в зале сидят экстремисты, сволочи. Между тем, никто не знает, какие люди входят в «Растохез» и в этот комитет. Мне было стыдно за выступавших товарищей перед ними. А туда входят учёные, академики, писатели, поэты, журналисты. Мне непонятно, почему не могли выслушать студента, представителя молодёжи. Пусть он нехороший, пусть он не может себя вести, но он пользуется авторитетом среди молодёжи.
Однажды мама посетовала:
«Встретила сегодня бывшего одноклассника, узбека. Он говорит – не уезжайте. Многие возвращаются а- там, в России, не могут прижиться, к ним относятся неприязненно, даже враждебно. Я говорю:  тебе хорошо, ты – местный, а нам что делать, каждый день какие-нибудь слухи, то будто на Пасху будет резня, то ещё что-нибудь. Как на пороховой бочке живём!
- Я какой местный? Я - узбек. А узбеков таджики ненавидят. Если и будет какая заварушка, то нас в первую очередь вырежут».
И добавила задумчиво:  « Может, нам за границу мотануть? В Европу куда-нибудь!»
И ещё тот узбек ей говорил, что простые таджики недовольны пропагандой национализма – это, говорят, всё «шляпы» придумывают, им хочется побольше власти. И ещё таджики боятся, что с отъездом русских начнётся междоусобица. Ленинабадцы не любят душанбинцев, Курган-Тюбе против Хорога. Начнётся вражда племён.
Аминов – заместитель председателя Комитета народного контроля Таджикской ССР.
Уважаемый Борис Карлович! Я прошу вас передать Политбюро ЦК КПСС и Михаилу Сергеевичу Горбачёву :  не слишком ли много у нас горячих точек в Союзе? Раньше были наводящие письма, и мы действовали.
Пуго:     Заключительное слово:
Наверно, таких пленумов ЦК совместно с городским комитетом партии в Таджикистане не было. Видимо, это есть как раз одна из характеристик нашего перестроечного времени. Наверное, в прошлые времена приехал бы, скажем, руководящий работник из ЦК КПСС, высказал бы мнение вам, вы бы его выслушали, по всей вероятности, проголосовали бы. Сейчас у нас были созданы условия для того, чтобы коммунисты республики нас не могли ни в чём обвинить. У нас была такая атмосфера, когда имели возможность высказаться все. 
И вот, работа нашего пленума позволяет каждому из нас сделать ответственный выбор, совершить очень ответственный шаг…

И мы, «русские», выбрали… отъезд.
«А я в Россию, домой хочу…»



























                Ч Е М О Д А Н   –   В О К З А Л   -   Р О С С И Я


Рецензии
Грустно и обидно... Всегда ради жажды власти небольшой кучки - столько людей страдают...

Александр Дмитриев 17   25.04.2012 19:24     Заявить о нарушении
Да... Спасибо! Я всё думаю, когда же наш народ будет жить по-человечески. Водят его за нос по доверчивости. Проворачивают делишки за спиной! А ты живи как хочешь...

Вы ведь из тех же приблизительно краёв. Ну и как Вам в России? У Вас, чай, ностальгия наметилась?

Любовь Бабкинд   02.05.2012 18:16   Заявить о нарушении