Сын Вечности Часть 4

Итак, мы остановились на соображениях, продиктованных странными условиями договора между Фаустом и Мефистофелем…
Вопрос: почему «высший миг» удовлетворенности и счастья выражен именно в «остановившемся мгновении»?
В линейной «стреле времени» - Прошлое – УЖЕ, а Будущее – ЕЩЕ – не существует…  но существует ли Настоящее?...
Казалось бы, что такой вопрос абсурден.. Настоящее – это данный момент, отвечает здравый смысл… Читатель, Вы сейчас читаете эту фразу…
Но что значит – «сейчас»?... как бы быстро вы не читали, на каждое слово была затрачена какая –то доля секунды, ее же, в свою очередь, можно тоже разложить на прошлое, настоящее и будущее, и так до бесконечности…
Парадокс… так что же такое Время – Миг – Мгновение?…
Это отнюдь не большие или меньшие или ничтожно малые отрезки длительности… Это – связь и порядок явлений. Вот почему, любая попытка представить «мгновение» как некий отрезок длительности, пусть неизмеримо краткий, неминуемо обречена на провал…
Я не буду вдаваться в дискуссию о природе «настоящего», только замечу, что мы никогда не поймем Природу МГНОВЕНИЯ, если по прежнему будем рассматривать Время как выражение длительности процессов, как течение от Прошлого – через Настоящее -  к Будущему… При этом мы не только придем к «дурной бесконечности» (из переписки Р. Рилько, М.Цветаевой, Б. Пастернака в 1926 году),  но и к невозможности отражения «мгновения»…
   … Представьте – вы лежите на лугу в тихий безветренный день… Представили? Я жду… Так! Хорошо!... Ни одна травинка не шелохнется, на небе словно застыли неподвижные облака… В такие краткие мгновения будто кажется, что Время остановилось… и мы невольно думаем о Вечности… Ведь миг, когда ничего не происходит, когда мы не фиксируем никаких изменений – это и есть –  «остановленное мгновение» или «миг –Вечность»!… Именно Вечность обуславливает реальность Настоящего (Аврелий Августин)…
В «Фаусте» противопоставляются два образа Вечности… У Мефистофеля это – «обитель Матерей»… Помните сцену «Темная галерея», в которой Мефистофель отправляет Фауста к мифическим Матерям… попробую эту сцену истолковать, но это только моё предположение…
Мефистофель говорит об «обителе Матерей» как о царстве вечной, неподвижной, лишенной жизни, времени и пространстве Пустоты… Однако в этой Пустоте содержится «чертеж всех сущностей», в ней «Вечный смысл стремится к вечной смене от воплощения к перевоплощенью»(Гете, Фауст).
Для Фауста эта обитель оказывается необходимой ступенью для проникновения в античный мир… В конце трагедии Мефистофель снова возвращается к этому образу:
…. «Все кончено». А было ли начало?
Могло  ли быть? Лишь видимость мелькала.
Зато в понятьи вечной пустоты
Двусмысленности нет и темноты.»
(Гете, Фауст).
Небытие, вечная пустота, противостоит здесь «видимости жизни»…
Этому пониманию Вечности, находящейся вне жизни,  Гете устами Фауста противопоставляет посюстороннюю Вечность – вечную созидательную творческую деятельность человека:
-- «Брось Вечность утверждать за облаками!
Нам здешний мир так много говорит!
Что надо знать, что можно взять руками,
Так и живи, так к цели и шагай,
Не глядя вспять, спиною к привиденьям,
В движении находя свой ад и рай,
Не утоленный ни одним мгновеньем!»..

Продолжение следует…5 часть http://www.proza.ru/2011/10/29/445

Начало здесь
1 часть  http://proza.ru/2011/10/25/344
2 часть  http://www.proza.ru/2011/10/26/313
3 часть    http://www.proza.ru/2011/10/27/1122
4 часть   http://www.proza.ru/2011/10/27/1525


Рецензии
Интересно, с Благодарностью!

Надежда Симачева   17.06.2020 16:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.