Рябиновое вино

Рябиновое вино.
Осенняя прохлада занавесила даль синей дымкой. Солнечное полушарие виднелось над кромкой леса, который в лучах утра был залит бронзовой краской света уходящего времени. Опустевшие поля навевали грусть и раздумья. Синева небес западала доброй надеждой в душу. Медленное кружение опадающей листвы дарило покой. Тишину округи изредка нарушали лаем дворовые собаки.
   Полевая дорога, впадающая в деревню, растекалась тропинками к дворам, которые прятались за деревьями и кустарниками, облаченными в  тлеющие осенние краски. Среди них выделялась огромная рябина. Ее огненные, налитые соком гроздья придавали особую красоту и торжественность.
- Смотри, - я обратился к другу, - вот это, - и указал рукой на рябину, - действительно, есенинский костер.
- Так мы же в этот двор и приехали! – пояснил Сергей.
Тропинка привела к калитке, которая была не заперта, и мы вошли во двор. Хозяйка кормила пшеницей кур. Она добродушно встретила нас и проводила в дом. Екатерину Ивановну, так он ее называл, племянник Сергей познакомил со мной. Беседуя с нами, она начала готовить завтрак. Не знаю почему, но меня поманила из дома к себе рябина, и я, извинившись, вышел во двор.
   Живительные краски рябины в лучах солнечного света воспалили мое воображение, и я стоя, вдохновенно любуясь ею, пока Сергей не позвал завтракать. Жареная картошка, соленые огурцы и помидоры источали давно забытый аромат, которые вперемешку с нежным запахом яблок, лежащих на столе, возбуждали аппетит.
Екатерина Ивановна поставила стеклянный графин с вином на стол.
- Сережа, отведайте вина.
Сергей охотно налил в стаканы, мы с ним выпили и начали закусывать. Привкус вина и крепость  меня заинтриговали, и я невольно спросил:
- Из чего это вино?
- Из рябиновых ягод, - ответила Екатерина Ивановна.
- Не той ли рябины, что у вас в палисаднике растет?
- Да….
В ее ответе невольно уловил щемящую боль, которую она тщательно скрывала от всех. Мне стало неловко за себя и мы, закончив завтракать, вышли во двор  и начали пилить и колоть дрова.
   За работой и во время перекуров я невольно посматривал на рябину,  не переставая восхищаться ее красотой.
   Вечером, после ужина, Екатерина Ивановна вышла на улицу и присела на вкопанную возле забора скамейку. Над ней в тишине кружилась опадающая листва рябины. Я подошел к ней и молча, присел. Екатерина Ивановна нарушила молчание:
- Ты что-то хочешь спросить? Так спрашивай, мы – деревенские и у нас нет тайн…
- Хороша у вас рябина, да и вино прекрасное, я такое ни разу не пил….
- Рябина старая, - она поняла меня с первых слов и начала говорить все, о чем я пытался узнать, - Ее посадили мы с мужем после нашей свадьбы. Тогда шла война. Он добровольцем ушел на фронт. Когда уходил, сказал: «Катюша, будут плоды на рябине, собери их и сделай вино. Не пил я ни разу такого вина и очень хотел бы отведать. Им меня и встретишь. А если что….то пусть люди рябиновым вином меня помянут».
И с этими словами ушел воевать. При наступлении немцев бомба угодила в дом, осталась воронка, а рябина уцелела. Я жила в сарае до конца войны, но мужа встретила с вином. Так, как он хотел. Налила ему в кружку, он выпил и спросил:
- А что это?
- Так ты же сам просил встретить тебя с рябиновым вином.
Он опешил, а потом проговорил:
- Вот дурень-то! Я же пошутил.
- Пошутил? – говорю ему, - Нет, ты дал мне надежду, и я дождалась.
    Вот это вино и стало для нас вином нашей победы. Он построил дом, а рябину оставил: так у нас и повелось каждый год делать рябиновое вино.  Сам-то он не любитель был выпить, а гостей всегда угощал и рассказывал всем эту житейскую историю, связанную с рябиной. Ушел из жизни…. На поминках в первую стопку наливали только рябиновое вино, а затем пили водку и даже самогон, в общем – кто что хотел.
Вот и ведется из года в год традиция рябинового вина. Приезжают дети и внуки, собирают ягоды и делают вино. Так что такая история….
   Она замолчала, прислушалась к рябиновому шепоту листьев, словно они что-то ей говорили. А затем ушла в дом.
   Я просидел под рябиной до глубокой ночи. Размышлял о людях, о их судьбах. Она по-прежнему роняла листву и как будто пыталась что-то мне сказать, но я не мог ничего расслышать и понять в ее печальной музыке листопада. В воздухе таился запах рябинового вина.


Рецензии
Иван,благодарю Вас за такой хороший рассказ.Творческих успехов,счастья. С уважением-Наталья.

Наталья Андреева 3   31.01.2012 19:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.