Сочетание славы двух подводных кораблей

 
" Пожалуй, никому не удастся свести воедино всё, написанное про нашу знаменитую подводную лодку, и с её славой могла сравниться только слава Балтийской подводной лодки "С-13", которой командовал А.И.Маринеско". ( К.М.Сергеев "Подводная "атака века". Лунин атакует "Тирпиц" 2009 г. "Эксмо" ).

К сожалению, автор не решился упомянуть, что о славе подводной лодки "С-13",о её самым результативным, талантливым и трагичным командире А.И.Маринеско страна узнала лишь через 20 лет после окончания войны, но, он,безусловно, прав, что всё познаётся в сравнении.


С начала войны Александр Иванович Маринеско - командир подводной лодки "М-96". Во всех боевых походах действует мужественно и решительно, награждён орденами Ленина, Красного Знамени. В апреле 1943 года переведён на подводную лодку "С-13". В новогоднюю ночь 1945 года, находясь в гавани финского порта Турку, А.И.Маринеско сходит на берег и встречает праздник в обществе обаятельной женщины, шведки по происхождению.

Александру Ивановичу грозит трибунал, но команда отстаивает любимого командира и лодка уходит в боевой поход.
30 января в 21-10 подводники обнаружили очень крупную цель. Это был быстроходный фашистский пассажирский лайнер в сопровождении миноносца. Маринеско принимает смелое решение: атаковать лайнер со стороны берега в надводном положении.

Для выхода в точку залпа и успешной атаки требовалось обогнать лайнер. В сплошной темноте гонка длилась около двух часов. Двигатели работали на форсаже, через клапана отсек наполнился едким дымом, температура поднялась до шестидесяти градусов. В этом дыму, адской жаре, во что бы ни стало надо выдержать, сохранить заданный командиром ход.

 Некоторые мотористы теряли сознание, их тут же заменяли. Риск был очень велик.
Экипаж знал, что лодка выходит в атаку на огромный лайнер. Её успех, судьба лодки, экипажа зависела не только от командира, но и от инженера-механика, его подчинённых.

 Наконец, громада лайнера стала медленно отставать, сбавили ход, легли на боевой курс. В 23-08 произвели трёхторпедный залп в левый борт лайнера, через минуту - взрыв трёх торпед. С большим креном обречённый лайнер стал тонуть. Срочное погружение, началось преследование подошедших кораблей. Лодка находилась на малых глубинах в очень опасном положении.

 В течение четырёх часов под бомбёжкой, используя весь накопленный опыт и мастерство, хитрость и изворотливость, Маринеско сумел оторваться от преследования. Только после возвращения в базу подводники узнали, что ими был потоплен фашистский лайнер "В.Густлоф".


Вторично обнаружить крупную цель командиру помогла воздушная разведка. При выходе на связь были получены приблизительные координаты, курс крейсера типа "Эмден" в окружении четырёх эсминцев. Упорные поиски дали результат, и 9 февраля в 22-15 цель была обнаружена. Началась погоня схожая с недавней погоней за лайнером.

 Маринеско решил стрелять кормовыми аппаратами, что позволяло быстро уйти в открытое море и оторваться от преследования. Залп, произведённый из кормовых аппаратов в 22-50, был исключительно метким, обе торпеды попали в цель, взрыв был такой силы, что крейсер затонул в течение считанных минут.


Маринеско, пользуясь замешательством противника, на полном ходу, под дизелями, в надводном положении ушёл, как и рассчитывал, в открытую часть моря. Как известно это был вспомогательный крейсер "Генерал  Штойбен", используемый, как госпитальное судно, водоизмещением 14600 тонн, перевозивший около 3000 военнослужащих вермахта. Победный результат "С-13" - выдающийся подвиг, подобного не добился никто из 228 командиров советских подводных лодок, принимавших участие в боевых походах.


В центральном военно-морском архиве хранится подлинник представления на звание Героя Советского Союза командира подводной лодки "С-13" А.И.Маринеско от 20.02.1945 года, подписанное командиром дивизиона капитаном 1 ранга А.Орёл. Ход ему дан не был, видимо, из-за возражений Политуправления КБФ, А.И.Маринеско не укладывался в идеологические рамки советского морского офицера.

 Героя наградили орденом Красного Знамени, соответственно были снижены награды другим членам экипажа, а самый подвиг замолчали. Командир тяжело переживал замалчивание подвига "С-13". Его угнетала мысль, что из-за него были лишены своей роли общественного признания люди ни в чём не повинные.


После окончания войны Маринеско продолжает служить на флоте, однако предубеждение к нему не рассеивается. Его характер остаётся порывистым и независимым, обостряются отношения с вышестоящими начальниками, пагубную роль сыграет алкоголь - следует понижение в звании, перевод на тральщик. Александр Иванович подаёт рапорт о демобилизации и возвращается в торговый флот, работает штурманом, но подводит зрение.

 Пришлось бывшему талантливому офицеру-подводнику приспосабливаться к жизни на берегу. Работать он начал в Институте переливания крови заместителем директора по хозяйственной части.


Жуликоватому директору прямой и честный заместитель был не нужен, и он долго искал случая избавиться от Маринеско. Во дворе института лежали мёртвым грузом несколько тонн торфяных брикетов. Александр Иванович, заручившись устным согласием директора, развёз эти брикеты по домам наиболее нуждающихся сотрудников в виде предпраздничных подарков.

 Позже директор отказался от данного им разрешения и Маринеско оказался расхитителем социалистической собственности. Был суд. Маринеско получил три года. Обычно осуждённых на небольшие сроки в далёкие лагеря не посылают, но для него было сделано исключение - Маринеско был отправлен этапом на Колыму.


После освобождения Александр Иванович вернулся в Ленинград и устроился работать на завод "Мезон". Трудился, как всегда, с полной отдачей и, в то же время, отличался необыкновенной скромностью. Только после выступления писателя С.С.Смирнова в телеальманахе "Подвиг" сослуживцы, а с ними и вся страна узнали, что А.И.Маринеско подводник № 1, герой нашумевшей во всём мире "Атаке века".

 Наконец о подвиге "С-13" было сказано во весь голос, слышимый от Балтики до Тихого океана. К сожалению, Александр Иванович Маринеско уже был безнадёжно болен и в ноябре 1963 года скончался в глубокой нужде, так и не познав заслуженной славы при жизни.


Дальнейшая судьба подводной лодки "С-13", как и её командира печальна. В середине пятидесятых годов морские начальники поспешили избавиться от неудобного корабля и в срочном порядке отправили самую результативную лодку 1941 - 1945 гг. на металлолом.


Рецензии
В первый раз слышу, будто Маринеско потопил крейсер.
Насколько я знаю, "Эмден" был повреждён при бомбёжке и взорван своим экипажем.

Мария Гринберг   19.01.2015 09:15     Заявить о нарушении
Уважаемая Мария! Разумеется, я ценю Ваши знания флотской тематики. но пожалуйста, в будущем касаясь её, будьте менее категоричны и более внимательны. Как уже было сказано Маринеско потопил вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен" типа головного крейсера "Эмден". При строительстве серии однотипных кораблей тип определяется обычно по головному.

Герман Андреевич Ануфриев   19.01.2015 12:37   Заявить о нарушении
Да, верно, но из Вашей статьи можно и так понять.
Хотя в действительности "Штойбен" не был крейсером, это был плавучий госпиталь.

Мария Гринберг   19.01.2015 12:45   Заявить о нарушении
И, кстати, насколько я знаю, за всю войну советский флот не потопил ни одного немецкого крейсера.

Мария Гринберг   19.01.2015 13:30   Заявить о нарушении
Как минимум, один потопили - "Ниобе". Правда, это был крейсер ПВО.

Константин Дегтярев   19.01.2015 19:40   Заявить о нарушении
Да, верно – потоплен он авиацией, но морской, победа принадлежит флоту.
Приношу свои извинения морякам-балтийцам.

Мария Гринберг   20.01.2015 08:40   Заявить о нарушении
Наверное, он и в самом деле так думал?
Ошибся.

Мария Гринберг   21.01.2015 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.