Происхождение команчи

Существует ряд легенд объясняющих отделения команчей от шошонов. В ходе игры, представляющей драку ногами  один из юношей племени шошонов нанес смертельный удар другому своему сверстнику. После похорон воины племени, чьим родственником являлся погибший юноша,  решили отомстить родственникам убийцы. Но старики шошонов решили примерить конфликтующие стороны и призвали их к благоразумию, пояснив, что те и другие подают дурной пример остальным детям и поэтому вожди конфликтующих сторон желающие поддерживать мир среди племени не должны поступать опрометчиво. Таким образом, конфликт был улажен, но затем  одна группировка шошонов ушла на север (собственно шошоны), а другая на запад (команчи). Другая легенда повествует о ссоре между общинами шошонов из-за убитого на охоте медведя.
Слово «команч» хорошо известно, однако происхождение его неясно. По наиболее вероятной версии «команч» - испанское искажение слова из языка юта, «комат» [Kohmaht], что означает «тот, кто против нас». Сиу знали это племя как «падука» [Padoucah]. Французские торговцы заимствовали это слово, но они называли так не только команчей, а еще и степных апачей, поэтому возникла путаница. Точно так же команчей долго путали с юта, называя оба этих народа общим именем «иетан» (варианты: хиетан, иатан, алиатан, халитани, лалитани, найтайни). И только к началу XIX века слово «иетан» (как и «падука») стало применяться исключительно к команчам. На своем языке они именовали себя «не-ме-на», т.е. «наш народ», «люди» (варианты неуми, немене, нерм, нерме, нермерну, нименим, ниуни, ниуна, нума). Первые колонисты и исследователи знали их под именем, которое им дали сиу - падука. Затем распространилось прозвище, данное им юта - команчи, «враги», или, точнее, «Те, кто всегда хочет сражаться со мной». Термин «Komantcia» юта применяли ко всем своим врагам - команчам, арапахо, шайеннам, кайова, - но после 1726 года именно команчи становятся их основными противниками и прозвище это стойко закрепляется за ними. В прериях их называли Змеями. На языке жестов это выглядит так: ладонь правой руки опускается поперек передней части туловища и волнообразно движется вправо. Есть два объяснения этого имени. Кванах Паркер последний непримиримый вождь команчей, метис по крови, рассказывал, что в свое время племя переходило через горы в поисках новых охотничьих угодий и часть людей из-за наступивших холодов потребовала возвращения назад. Разгневанный вождь на совете сравнил их со змеей, пятящейся назад по своему следу. Отсюда и появилось выражение «змея, ползущая назад». По другой версии, часть племени повернула назад во время откочевки на юг из-за появившихся впереди волков и именно эту группу первоначально и прозвали Змеями. Другие источники утверждают, что  происхождение названия племени «команчи» в переводе с испанского означает «дикий человек». В тоже время третьи опровергают вторых и говорят, что испанцы диких индейцев называли «хентилес» либо «симмарон»,что означает «дикий», «восставший». Также утверждается, что слово берет начало от великой Команчской Тропы, используемой этим племенем для набегов в старую Мексику, т.е. «камино»-дорога, «анчо»-широкий. Некоторые исследователи считают эту версию не убедительной, т.к. впервые название «команчи» записано в Новой Мексике и индейцы-юты в начале ХVIII века столкнувшись с  команчами применили по отношению к ним собственное ютской название. Сами же команчи себя называли «неума», а юты вероятно добавляли к ним термин «аче» и получалось «неумаче», либо «неуманче»., «команче». Российские исследователи современного периода склонны придерживаться этой версии, т.к. испанцы плохо записывали индейские имена и в этой связи они могли легко трансформироваться. Например, другие индейские народы называли команчей:
Арапахо- катха (те, у кого много лошадей)
вако-варата(х)
ислета - махан
кэддо - саухто, или сонт-то, савато
кайова - бодалк инаго (змеиный народ); гйаико (враг); санко (змея)
кайова-апачи - датсе-ан; айдахи
китсаи - нанита
комеркудо - селакампом
лакота - чинтуалука
мексиканцы - лос мекос
осейджи - партуку; таваккаро
навахо - налани
пауни - ларита (ларихта)
таос - махана
вичита - натаа
французы - жен дю серпен (змеиный народ); ля плэ
хикарилья-апачи - инда
шошоны - ямпа, ямпайни
шайенн - шишиновутц-хитанео (змеиный народ)
  Команчи принадлежат к Юто-ацтекской языковой группе - нумик. Язык команчей почти не отличается от шошонского и близок к наречиям юта и пайюте.


Рецензии