Команчи - представители американской расы

В физическом отношении американская раса отличается своим темно-красным цветом кожи, гладкими черными волосами, широким, но не плоским лицом с резкими чертами и покатым лбом, который кажется коротким от растущих далеко вниз волос. Само собою, разумеется, что у отдельных народов при большом протяжении Америки, касающейся своими различными частями всех поясов, эти отличительные признаки подвержены многим видоизменениям. Но все американские племена, за исключением только эскимосов (которые, впрочем, и не причисляются к американской расе), от берегов Арктического океана до Огненной Земли, представляют признаки одного и того же типа не только в телосложении, но также и в физиогномики, душевных качествах, языке и умственной деятельности.
 Лицо команча,  как и любого краснокожего человека, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение. Под влиянием возбуждения черты лица едва оживляются сколько-нибудь заметным образом; но они принимают совершенно тупое или мрачное выражение, когда за недостатком внешнего возбуждения наступает, то состояние апатии и беспредметной задумчивости, в которое команч впадает очень легко и которое, по-видимому, ему нравится. Чем грубее  и необузданнее племенное образование этого народа, тем пугливее блуждает их взгляд, тем больше тупости заметно на их физиономиях. У команчей, живущих в период свободы и независимости современники отмечают суровость и грубость в чертах лица и характера, живущих в состоянии подчиненности, в условиях резерваций сменяются удрученным видом.
Но если относительно этих качеств информация почти всех путешественников и исследователей  между собою совпадает, то расходятся их взгляды  относительно умственных способностей индейцев-команчи. Более точные наблюдения новейших исследований в области этнопсихологии доказали, что в умственном отношении команчи действительно стоят ниже белого. Способность понимания  у них ограниченнее и действие ее медленнее, воображение тупее, чувствительность к внешним впечатлениям менее развита; команчи живут только настоящим, а о будущем никогда не заботятся. Так как понятие будущего недоступно их воображению, то они всегда равнодушно смотрят на приближение смерти и, будучи взяты в плен, без ропота идут навстречу неизбежной участи. Этим же объясняются их леность и беззаботность в сегодняшнее время. Точно так и их невоздержность в дни изобилия, спокойствие, с которым они переносят лишения, их равнодушие к улучшению своего положения, к правам собственности и установленному гражданскому порядку — коренятся в ограниченности их кругозора. Свою нечувствительность они стараются еще более развить, упражняясь в искусственном самообладании. Но зато, если раз овладеет ими мысль о нанесенной им обиде, они преследуют своего врага неутомимо. Жажда мщения являлась причиной жестоких казней у команчей,  она же порождала кровную месть и  бесконечные войны с окружающими их племенами. Радость команча, которую можно возбудить в нем только самыми сильными средствами, выражается в диких порывах и лишена приятности. Теплых и глубоких чувств у команчей редко замечали даже самые ревностные их защитники.
Большинство антропологов изучавших обитателей Южных Равнин считали, что у команчей нет ни проницательного ума, ни живости воображения. Такое именно заключение можно вывести из их сказаний и мифов, религиозных понятий, образов их  ораторского искусства. Отношения между числами лишь с большим трудом давались пониманию команча.  Невысокая степень способности мышления, по мнению антагонистичных исследователей претендующих на оригинальность отображается в их языке. Он принадлежат к классу так называемых синтетических языков, в которых деятельность разума по установлению логической связи между отдельными словами только в слабой степени отражается на грамматических формах. Отдельные понятия разбиты на множество поставленных рядом конкретных односложных слов — корней, которые в той или другой необработанной группировке и выражают высшее представление, но при этом часто являют неясности и двусмысленности: все это указывает на медленно работающий ум. Пример белых, равно как старания миссионеров привить этому народу более высокую цивилизацию, не оказали на них заметного влияния. Отдельные случаи добровольного стремления команчей к высшей культуре,  носят отпечаток неполноты и односторонности.
Стоит согласиться  со специалистами в области индеанистики, что при нынешнем состоянии этнографии и лингвистики Америки еще невозможно вполне точно установить группировку народов и языков на родственные семьи, особенно ввиду множества племен, сдвинутых со своих как команчи первоначальных мест, раздробленных, угасающих или вполне угасших. Вышеописанный портрет индейца-команчи, как типичного представителя коренной американской расы, в целом запечатлелся историческими свидетельствами современников и исследователями того периода.


Рецензии
Очень интересные этнографические очерки. Я Вас сюда помещу: http://proza.ru/2011/07/24/676.

А по оджибве у Вас есть статьи?

Ева Светлова   01.03.2012 21:13     Заявить о нарушении
Ева, по оджибве нет, по той простой причине,что по ним интернет пестрит, а повторяться смысла нет. На прозе я размещаю главы из своих уже изданных книг по культурам североамериканских индейцев. О одном из оджибве - Отверстие В Дне я писал некогда.Эссе о нем разместил в в соей книге 50 легендарных вождей. Если есть интерес размещу как- нибудь на прозе.Индеец весьма привлекателен для женщин.

Игнат Костян   02.03.2012 10:44   Заявить о нарушении
Мне на эту тематику всегда интересно читать, причем не только госпожу Бейкер. Со временем перечитаю все Ваши статьи на данном ресурсе.

Ева Светлова   02.03.2012 21:42   Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста.

Игнат Костян   05.03.2012 10:29   Заявить о нарушении