Команчи - представители американской расы
Лицо команча, как и любого краснокожего человека, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение. Под влиянием возбуждения черты лица едва оживляются сколько-нибудь заметным образом; но они принимают совершенно тупое или мрачное выражение, когда за недостатком внешнего возбуждения наступает, то состояние апатии и беспредметной задумчивости, в которое команч впадает очень легко и которое, по-видимому, ему нравится. Чем грубее и необузданнее племенное образование этого народа, тем пугливее блуждает их взгляд, тем больше тупости заметно на их физиономиях. У команчей, живущих в период свободы и независимости современники отмечают суровость и грубость в чертах лица и характера, живущих в состоянии подчиненности, в условиях резерваций сменяются удрученным видом.
Но если относительно этих качеств информация почти всех путешественников и исследователей между собою совпадает, то расходятся их взгляды относительно умственных способностей индейцев-команчи. Более точные наблюдения новейших исследований в области этнопсихологии доказали, что в умственном отношении команчи действительно стоят ниже белого. Способность понимания у них ограниченнее и действие ее медленнее, воображение тупее, чувствительность к внешним впечатлениям менее развита; команчи живут только настоящим, а о будущем никогда не заботятся. Так как понятие будущего недоступно их воображению, то они всегда равнодушно смотрят на приближение смерти и, будучи взяты в плен, без ропота идут навстречу неизбежной участи. Этим же объясняются их леность и беззаботность в сегодняшнее время. Точно так и их невоздержность в дни изобилия, спокойствие, с которым они переносят лишения, их равнодушие к улучшению своего положения, к правам собственности и установленному гражданскому порядку — коренятся в ограниченности их кругозора. Свою нечувствительность они стараются еще более развить, упражняясь в искусственном самообладании. Но зато, если раз овладеет ими мысль о нанесенной им обиде, они преследуют своего врага неутомимо. Жажда мщения являлась причиной жестоких казней у команчей, она же порождала кровную месть и бесконечные войны с окружающими их племенами. Радость команча, которую можно возбудить в нем только самыми сильными средствами, выражается в диких порывах и лишена приятности. Теплых и глубоких чувств у команчей редко замечали даже самые ревностные их защитники.
Большинство антропологов изучавших обитателей Южных Равнин считали, что у команчей нет ни проницательного ума, ни живости воображения. Такое именно заключение можно вывести из их сказаний и мифов, религиозных понятий, образов их ораторского искусства. Отношения между числами лишь с большим трудом давались пониманию команча. Невысокая степень способности мышления, по мнению антагонистичных исследователей претендующих на оригинальность отображается в их языке. Он принадлежат к классу так называемых синтетических языков, в которых деятельность разума по установлению логической связи между отдельными словами только в слабой степени отражается на грамматических формах. Отдельные понятия разбиты на множество поставленных рядом конкретных односложных слов — корней, которые в той или другой необработанной группировке и выражают высшее представление, но при этом часто являют неясности и двусмысленности: все это указывает на медленно работающий ум. Пример белых, равно как старания миссионеров привить этому народу более высокую цивилизацию, не оказали на них заметного влияния. Отдельные случаи добровольного стремления команчей к высшей культуре, носят отпечаток неполноты и односторонности.
Стоит согласиться со специалистами в области индеанистики, что при нынешнем состоянии этнографии и лингвистики Америки еще невозможно вполне точно установить группировку народов и языков на родственные семьи, особенно ввиду множества племен, сдвинутых со своих как команчи первоначальных мест, раздробленных, угасающих или вполне угасших. Вышеописанный портрет индейца-команчи, как типичного представителя коренной американской расы, в целом запечатлелся историческими свидетельствами современников и исследователями того периода.
Свидетельство о публикации №211102700692
А по оджибве у Вас есть статьи?
Ева Светлова 01.03.2012 21:13 Заявить о нарушении
Игнат Костян 02.03.2012 10:44 Заявить о нарушении
Ева Светлова 02.03.2012 21:42 Заявить о нарушении