Картина К. Сомова - Дама в голубом

 "НЕ ПРОДАВАЙТЕ МОЙ ПОРТРЕТ!" (романс).


Не продавайте мой портрет*!
Я лишь для вас и для искусства,
порою обнажала чувства…
и взгляд светился нежной грустью…
Лишь вам я свой дарила свет…

Не продавайте мой портрет!
Да, вы дарить не обещали,
лишь улыбались и молчали…
Но можно ли продать печали,
продать души моей секрет?

Прошу, сожгите мой портрет!
Отдайте даром в галерею,
о большем я просить не смею…
О, нет, я не себя жалею…
Не продавайте мой портрет!
-------------------------------

* Художница Елизавета Мартынова любила Константина Сомова, с которым они были давними знакомыми еще с гимназических времен. Историю их отношений я описывать не буду, т.к.  - ее до меня уже описали. Я приведу выдержки из дневника К.Сомова и письма к Сомову Е.Мартыновой, которые разъяснят главную тему романса.
Из дневников К.Сомова:
"Никто из тех, кто писал или говорил обо мне и разбирал мое искусство, ни Шура Бенуа, ни зарубежные отзывы не объяснил верно сущности его.
Шура говорил, что я люблю некрасивых и скурильных женщин и влекусь к ним, или еще, что я смеюсь над женщинами зло и обидно, или что я поэтизирую некрасавиц.
Один умный Валечка(прим. И.Каховской Калитиной: скорее всего это Вальтер Федорович Нувель - один из создателей "Мира искусства", но, возможно и Валентин Серов, благодаря которому картина попала в Третьяковку) каким-то образом лучше других меня знает, угадал меня.
Женщины на моих картинах томятся, выражение любви на их лицах, грусть или похотливость - отражение меня самого, моей души..
А их ломаные позы, нарочное их уродство - насмешка над самим собой и в то же время над противной моему естеству вечной женственностью.
Отгадать меня, не зная моей натуры, конечно, трудно.
Это протест, досада, что я сам во многом такой, как они...
Искусство, его произведения, любимые картины и статуи для меня чаще всего тесно связаны с полом и моей чувственностью.
Нравится то, что напоминает о любви и ее наслаждениях, хотя бы сюжеты искусства вовсе о ней и не говорили прямо... "
(Дневник К.А.Сомова__1 февраля 1914 г.)
========================================
Выдержка из письма К.Сомову Елизаветы Мартыновой:
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."
Несмотря на это письмо, картина все - таки была продана в Третьяковскую галерею Сомовым. Он может показаться жестокосердным, но иногда я думаю, что Господь ведет нас какими-то лишь Ему одному ведомыми путями: если бы не острая нужда в деньгах у К.Сомова, мы бы никогда не увидели портрета "Дамы в голубом", который считается вершиной его творчества. В портрете уже виден нездоровый чахоточный румянец Лизы (она умрет от чахотки через три года после завершения картины), но также нельзя не заметить и глубину ее чувства к художнику. Говорят, что его притягивало к ней ее нездоровье, как альтернатива бездуховности мира. Мне думается, что Лиза была необыкновенной женщиной, а нездоровье только трагически усилило глубину ее души, ее душевную красоту и хрупкость. В шестидесятые годы я часто удирала с подружкой в Третьяковку - сначала из школы, потом из института - это был побег от советской действительности, которую иногда трудно было выдерживать. Там была совсем другая жизнь ( о ней я слышаша от моего деда - потомка князей Шаховских-Щербатовых. А здесь было ее воплощение, вернее, то, что мне хотелось за него принимать)... Мы быстро пробегали советскую живопись и шли сначала в залы иконописи, оставляя "на сладкое" портреты двух дам в голубом: В.Э.Борисова-Мусатова и К.Сомова. Но Лиза на портрете Сомова вызывала больше жалости (мы уже постарались узнать все подробности и о художниках, и о картинах), хотя это было очень непросто. Первая монография "Константин Андреевич Сомов" вышла как раз перед рождением моей первой дочери в 1973 г. "огромным" по тем временам для искусства тиражем в пятьдесят тысяч экземпляров. Но купить ее было не так-то просто - приходилось "договариваться" с книжными киосками и магазинами. Я купила ее в киоске на переходе станции метро "Курская" между двумя эскалаторами. Там был хороший киоск по искусству, ему я должна быть благодарна за "Рисунки Пикассо", "Японский театр Кабуки", альбом Борисова-Мусатова и др. замечательные книги, купленные на деньги, сэкономленные от школьных завтраков и проч. Эта книга о Сомове досталась мне, можно сказать, исторически - когда продавщица протянула ее мне, в нее вцепились еще две руки. Это был пожилой мужчина. Мы стояли и молча тянули каждый к себе (книга была в одном экземпляре). Продавщица начала меня уговаривать уступить пенсионеру. И я сдалась, несмотря на то, что уже месяц караулила книгу. Отдала, и отошла в сторону. Стою у мраморной стены, а слезы сами катятся. Он подошел, постоял, потом говорит: "Держите, я вижу вам она нужнее!" Приподнял берет в знак почтения, поклонился и ...ушел. Я замерла, потом кинулась его догонять, чтобы отдать ему деньги, а его и след простыл. Я обернулась к продавщице в полном недоумении и пролепетала: "Как же я теперь ему верну деньги за книгу?" (она стоила около 4 рублей, для меня это были деньги, для сравнения - проезд в метро стоил тогда 5 копеек, в трамвае - 3 коп., в троллейбусе - 4 коп.). "А вы знаете кто это был?" - спросила она. Конечно, я не знала. "Это же Кукрыниксы!" - победно выложила продавщица. "Так их же трое!" - глупо возразила я. "Это тот, который "кры" - Крылов! Он тут часто бывает, оставьте деньги, я ему передам". Вот такая была история.


Рецензии
Очень понравилось стихотворение и картина! Так проникновенно написано, что искренние чувства в душе пробуждаются. И опубликованные Вами примечания тоже очень интересны! Спасибо! С уважением

Дмитрий Ильинский   08.11.2012 22:47     Заявить о нарушении
благодарю вас, Дмитрий, мне это очень приятно, с ответным уважением

Ирина Каховская Калитина   09.11.2012 02:25   Заявить о нарушении
У каждой картины своя история и жизнь.И снова, прекрасная работа и бедный художник. Меня ранит до глубины души то, что в большенстве своем все творцы жили в нужде. Наверное искусство и деньги-вещи несовместимые.

Елена Роговая   29.01.2013 00:53   Заявить о нарушении
тут есть некая двойственность: с одной стороны, конечно, хорошо бы, чтобы у всех были человеческие условия для проживания, с другой стороны - "не хлебом единым"... например, мы бы больше половины произведений Достоевского и Баха не узнали бы, если бы их не подстегивала нужда... наверное, это состояние сродни большинству настоящих творцов, хотя многие мастера своего дела жили себе припеваючи, как Тициан, например.

Ирина Каховская Калитина   29.01.2013 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.