Проблема историчности Библии

     Проблема достоверности библейских повествований является, наверное, одной из самых сложных проблем библеистики. Точки зрения здесь  диаметрально противоположны (всё правда - всё не правда).   
     На самом деле, каждое повествование необходимо рассматривать отдельно, сопоставляя с другими источниками и результатами археологических раскопок, анализируя библейский текст.
     Прежде всего, следует отметить наличие в мировоззрении древних израильтян такого понятия, как олам («век», «далёкое будущее», «далёкое прошлое»). В других культурах древности такого понятия нет. Греческий космос не тождественен оламу.
     Олам включает в себя всё сущее (время, пространство, история). Бог вне олама, он сотворил его и находится над ним, над историей и временем, в отличии от языческих богов.
     Олам отличается от древнегреческого космоса. Космос - это структура пространства (противоположность хаосу).
     Время в нём обратимо, циклично. Мир древнего грека пространственный, бытие является существованием в конкретном месте космоса. Языческие боги обитают в определённых местах (Олимп). Западно-семитские боги Баалы, также связаны с местностями. 
     У библейского Бога нет места, с которым он связан. Да, Он явился Моисею на горе Синай, но это не значит, что эта гора является библейским Олимпом. Бог - странник, скиталец. Возможно, такое представление связано с кочевым образом жизни древних израильтян, но кочевников было много, а такая завершённая и продуманная концепция есть только в Библии.
     В оламе история имеет своё начало и конец. Время здесь линейно, исторично. В истории нужно участвовать.
     Возможно, именно поэтому народы, принявшие библейскую концепцию мироздания и билейское мировоззрение играли на протяжении последних двух тысяч лет ключевую роль во всех мировых процессах (Европа, Россия, еврейский мир).
     Именно в этих культурах зарождались и происходили войны, меняющие судьбу мира, революции, научные и географические открытия, создавались социальные утопии, возникали тоталитарные режимы.
     Теперь следует вернуться к историчности библейских повествований.
     В Библии говорится о том, что прежде чем перекочевать в страну Ханаан (древнее название Палестины), предки израильтян жили в Месопотамии. Этот действительно так.
     Во втором тысячелетии до н.э. предки израильтян западно-семитские кочевники амореи завоевали Месопотамию и основали там ряд государств. Быт, нравы, обычаи, которые описываются в повествованиях о патриархах, во многом, соответствуют месопотамским.
     В книге Бытия 11-12 говорится о том, как род Авраама перекочевал из Месопотамии в Ханаан. Амореи были вытеснены из Месопотамии в шестнадцатом-четырнадатом веках до н.э.
      Но возможно и раньше отдельные роды возвращались в родные для них степи восточного Средиземноморья. Поэтому здесь также есть отголосок достоверных событий.
     Сложным является вопрос нахождения израильтян в Египте.
     Прямые данные отсутствуют. Но, можно с уверенностью сказать, что в этот период (первая половина второго тысячелетия до н.э.) семитские племена проникали в Египет по разным причинам (голод, военные набеги и т.д.).
     Об этом свидетельствуют египетские документы и фрески, где изображены семитские кочевники. Косвенным свидетельством нахождения израильтян в Египте может служить наличие в Библии искажённых египетских слов.
     Бесспорным фактом является вторжения израильтян в Ханаан в тринадцатом веке до н.э. Об этом свидетельствуют археологические данные.
     Возможно, что в книге Иисуса Навина и Судей вторжение описывается не совсем так, как оно происходило на самом деле (временное искажение, что характерно для предания, замалчивание, искажение ряда фактов). Но вторжение израильтян в Ханаан из Заиорданья является историческим фактом.
     Даже такой краткий анализ говорит о том, что в основе многих повествований лежат реальные события.
     Нужно только объективно рассматривать библейский текст, сопоставляя его с другими древними источниками, привлекая данные археологии.


Рецензии