Воинские общества команчи
Среди многих равнинных племен существовали «неистовые», «бешеные» воины, которые никогда не отступали. У шайенов это были «Противоположные», у кроу – «Бешеные Собаки», «Желающие Смерти».
Известна история, рассказанная белой женщиной, по имени Держащая Ее Зонтик попавшей в плен к команчам и жившая у них. За всю свою долгую жизнь она знала только одного «Делающего на оборот», о котором она рассказывала: «Этот Пукутси как-то, по своему обыкновению, шел через лагерь, распевая песни. Одна старуха остановила его и сказала: «Пукутси, я хочу, чтобы ты убил мне бизона. Я нуждаюсь в шкуре для седла. У меня нет мальчиков, чтобы охотиться для меня».
Он пошел и исчез из лагеря на долгое время. Наконец он вернулся ночью с кожей убитого пауни, снятой вместе с руками и ногами, которую он повесил подобно стоящему человеку напротив хижины старухи. Люди, видя это, сказали женщине: «Пукутси вернулся и принес тебе твою шкуру». Поутру она вышла и ужаснулась, видя человеческую кожу. Мужчина, подойдя к ней, сказал, чтобы она не просила Пукутси ни о какой работе. «Он не боится ничего».
«Да, но я и не просила приносить мне врага», - отвечала она недовольно. «Но таков путь Пукутси. Ты просила сделать его одно, а он сделал совершенно противоположное».
Когда прошел первый испуг, старуха стала петь над скальпом врага, который был добыт для нее».
Регалией команчского Пукутси был длинный шлейф, который он носил надетым на плечи, сворачивая под рукой. Для участия в бою Пукутси одевался как все остальные воины, отличаясь от них только длинной полоской из невыделанной волчьей шкуры тянущаяся позади. Пукутси пользовались большим уважением среди соплеменников. Если отряд команчи терпел поражение, Пукутси погибал, так как не мог себя освободить, ибо был пригвожден к месту. Пукутси, как отмечали современники входили в общество «Волков» и причислялись к элитным бойцам. Но «Волки» – это не совсем «Пукутси». По назначению у них были существенные различия. Присоединяясь к военному походу «Волки» пели военные песни и трещали трещотками из бутылочной тыквы, в которой находились камешки. В одной руке у «Волка» была трещотка в другой оружие. Если оружия не было, то это говорило о том, что «Волк» в бою будет подбадривать воинов воинственными криками в местах, где развернется наиболее ожесточенная схватка. Сражались «Волки» как пешими, так и конными. Конные «Волки» ехали отдельно от отряда и формировали либо арьергард, либо авангард. В бою они должны были либо умереть, либо победить вне зависимости от числа нападавших, если только их предводитель не приказывал им отступить.
Большинство команчских воинских групп были неформальными организациями, образованными на основе дружеских связей, общности интересов. Они не существовали постоянно. Неформальным можно считать команчские общества носителей военных головных уборов, военных предводителей. Молодые воины, не достигшие ранга носителей военных головных уборов, объединялись в полувоенные братства или группы танцоров. Из них известны такие общества, как Вороны, Щиты, Лисы, Бизоны, Тыква и Барабан. Группы эти существовали среди северных команчей. Молодежь вступала в группу своих братьев или отцов, хотя это было и необязательно. Человек объявлял о своем выборе, и если группа была согласна, его принять он допускался в ее ряды. Члены группы были друг другу как братья. Они вместе выходили на тропу войны, помогали хоронить умерших членов братства и носили траур по ним. Они имели свои знаки отличия, песнопения и пляски. Когда группа устраивала пляски, участвовать в них могли только ее члены, исключая приглашенных. Танцы устраивались по случаю возвращения товарищей из похода или во время общей охоты. Собрания и пляски бывали днем, но чаще по вечерам. Военные группы также состязались в атлетических соревнованиях, играх и воинских упражнениях. Отправляясь в поход, воин обычно искал поддержки у своей группы, но приветствовал и других. Когда вождь отряда получал поддержку большинства своей группы, Военная Пляска получала имя его общества.
Различия в назначении и интересах таких организаций были невелики. Все члены общества Щита носили одинаковые щиты с изображением видения. Щиты считались священными и не должны были касаться земли. Часто в походе щит несла жена владельца, которую специально для этого брали в отряд.
Носители Вороньей Кисточки надевали военный головной убор особого типа из пучка тонких коротких перьев, среди которых возвышалось одно большое перо, кромки которого были обрезаны зубцами. Одну кисточку воин носил на левом плече и одну в волосах, в знак того, что посвятил себя беспрерывной войне. В это общество вступали воины, потерявшие семью, или решившие поддержать семейную воинскую репутацию. Они посвящали войне всю свою жизнь. Они сражались как совместно, так и в одиночку. Они были вольны покинуть группу, когда только пожелают. Если они покидали ее с удачей, то становились предводителями.
Военные братства не получили распространения среди команчей и не стали неотъемлемой частью их культуры, как то было среди других племен прерий.
Свидетельство о публикации №211102700739