Семейно-брачные отношения команчи
Примечательна одна история рассказанная современнику одним с старейшин команчи: «Жили два брата - 16 и 25 лет. Ни один из них не обладал магической силой. В старое время женщины причиняли много хлопот. Старший брат как-то объезжал вокруг лагеря и повстречал молодую женщину, идущую по следу коровы. Она предложила ему выйти на тропу войны. Они виделись на плясках и она, подойдя к нему, условилась о встрече. «Я молод, а ты хороша собой и уже замужем, - отвечал он ей, - если мы поступим так, то будут неприятности».
Позднее она вновь заговорила с ним на том же месте.
«Для юноши ты ужасный трус», - насмехалась она. Это уязвило его. Он отвечал ей: «Хорошо. Приходи на закате со своим имуществом. Я буду тут с двумя лошадьми».
Ее муж имел привычку курить вечером со стариками. Он велел ей вычистить типи. Когда старики собрались, он велел ей принести огня, а потом ложиться и слушать. Когда она легла, пришла сестра юноши с отличным одеялом и передала его ей, подсунув под край палатки. Затем женщина сказала своей собственной сестре, что выйдет на воздух. Набросив одеяло на голову, она прошла мимо курящих мужчин наружу. Один из них заметил: «Вот идет мальчик с прекрасным одеялом». Она встретилась со своим любовником и они бежали.
Наутро ее муж стал искать жену. Он пошел в типи юноши и спросил его отца, где его сын. Тот отвечал, что не знает, что его не было всю ночь. «Отлично, - сказал муж, - он бежал с моей женой!» Отец выразил ему свое сожаление и тот ушел. Позднее он вернулся, говоря: «Я хочу получить Возмещение (nanewawkuh)». Отец, подумав, сказал ему, что он может выбрать себе весь его табун. Младший брат согласился, сказав: «Все будет в порядке, если ты оставишь только моего любимого коня». Муж засмеялся: «Мне не хватает хороших коней!»
«Хорошо, они твои. Но я не могу отдать их тебе, пока не вернется мой брат». Мать также просила о том и муж согласился подождать.
В это время собирался военный отряд и младший брат захотел пойти на войну. Он был крепким юношей. Он решил показать людям, на что он способен. Он сказал о том отцу и отец отвечал, что доволен тем, что у его сына такие намерения.
«Хорошо, - сказал он, - более того, сын мой, я дам тебе сильного пони для встречи с нашими врагами. Ты должен иметь хорошего мула, чтобы сберечь пони. На него садись только в битве. В прочее время ты должен ехать на муле, а пони вести в поводу. Когда ступите на территорию наших врагов, оставь мула и пересядь на пони. Ему так же тяжело носить тебя, как тебе - встречаться с врагами. Потому делай короткие переходы и отдыхай. Потом двигайся вновь. И так четыре раза, сын мой. Делай так, и ты получишь пони, не знающего устали. Это знаменитый боевой пони среди нашего народа».
Когда юноша стал так поступать, люди удивлялись, но он следовал советам своего отца.
Пару ночей спустя они собрались на стоянке и предводитель отправил разведчика на холм высматривать врага. Вернувшись, тот сказал, что на другой стороне видел два типи. Возвращаясь, он шел по склону зигзагами. Когда военный отряд увидел его сигналы, воины вскочили на коней, схватили копья и натянули луки. Разведчик подошел к вождю с сообщением. Он видел входящих в типи двух мужчин. Они могли увидеть его и потому он тут же лег на вершине холма. Конные воины вперемешку поскакали вокруг холма. Они двигались в открытую. Да! Так они шли, а три семейства врагов удирали, подобно кроликам. Женщины были впереди. Трое мужчин скакали верхом позади, прикрывая их бегство. За ними гнались команчи. Один из врагов имел быстрого и крепкого коня. Он кружил взад-вперед и пытался сдержать команчей. Юноша на своем боевом пони ринулся на него с копьем в руке. Враг упал со своего коня мертвым. Двое других спрыгнули со своих лошадей. Они начали стрелять из ружей. Молодой команч повернул своего пони на них. В одно мгновение он поразил их копьем. Обернувшись, он осмотрелся. Кругом были мертвые враги. По дороге назад команчи растянулись вереницей. Впереди ехали сильные, но и их оставил позади его пони. Передовой ударял всех жертв, крича «a-he!» Прочие шли, держа скальпы.
Это был удачный набег и все вернулись в лагерь. По возвращении была устроена Пляска Скальпов. На следующее утро прекрасные молодые девушки оделись подобно воинам. Они встретили юного храбреца у входа в его типи. Они плясали Танец Вымогателей и пели. Вышел отец юноши. Он знал, для чего они тут собрались. Гордясь своим сыном, он дал девушкам двух лошадей.
Спустя некоторое время юноша отправился в набег уже как предводитель военного отряда. Он повел его на запад. Вступив на территорию врагов, он пересел на своего пони и делал все, как и в прошлый раз. Им пришлось столкнуться лицом к лицу с отрядом юта. Две линии воинов замерли друг против друга. Юноша выехал вперед и принялся разъезжать перед выжидающими юта. Вождь юта погнался за ним.
«Теперь, - сказал юноша одному своему спутнику, - делай то же, что и я». Он приостановился и, когда вождь юта нагнал его, стремительно ринулся на него и поразил насмерть копьем. С воплем помчался он прямо на прочих юта. Подобно молнии убил он двоих из них. Видя такую доблесть, воины его последовали за ним. Юта были разбиты и бежали. Наши люди долго преследовали их. Многих убили, но уцелевшие бежали. Утомившись, команчи повернули назад, скальпировав мертвые тела врагов.
Народ радовался, когда они вернулись в лагерь после таких великих подвигов. Была устроена большая Пляска Победы, продолжавшаяся почти до утра. Юные девушки опять плясали Танец Вымогателей и отец юноши дал им трех лошадей.
Позднее воины устроили Пляску Лошадей. Это означало, что они идут в набег. Юноша был с ними. В тот раз случилась битва с оседж. Врагов вели три вождя. Они были впереди и юноша, налетев, убил их всех. Постоянно в бою его сопровождал пес. Лишившись вождей, оседж продержались недолго. Команчи давили их, как тараканов, и снимали скальпы. Как и ранее народ устроил пляски, а отец юноши раздал четырех лошадей.
Прошло три года. Мальчик стал молодым человеком великой славы. Он был умелым бойцом, убийцей вождей. Носящие Военный Головной Убор встречались с ним. Они говорили с ним о его славных свершениях. Было решено, что юноша может достичь положения военного вождя.
Они сошлись в типи, бизонья покрышка которого была расписана белой глиной. Люди знали, что они сошлись, чтобы сделать юношу военным вождем. Ему было только 19 лет, но он был храбрец.
Одеяла и бизоньи плащи уложили ровным настилом, чтобы воинам было удобно сидеть. Первыми вошли Носящие Военный Головной Убор. Храбрейшие шли первыми, прочие следовали за ними. Пройдя вход, они повернули налево, обошли типи, и тот, кто шел впереди, сел справа от дверей. Они дошли до края настила и предводитель сел на западной стороне. Они стали ожидать юношу.
Когда его призвали, он вошел в типи, пошел налево и сел на свободное место рядом с предводителем. Предводитель обратился к воинам. Он повторил перечисление подвигов юноши и закончил речь такими словами: «Этот молодой человек всегда поступает храбро. Он благороден и смел. Он должен быть одним из нас. Он храбр, как никто, и мы сделаем его одним из нас. Более того, я уступаю ему свое место и почести. Отныне он вождь вместо меня».
Обернувшись к юноше, он взял в руки великолепный военный головной убор с двумя рядами перьев, и возложил на его голову, сказав: «Это лишь пучок перьев, но дается он тебе твоими друзьями».
Мальчик стал теперь военным вождем. Поэтому он подошел теперь к месту справа, к северу от входа, и сел там. Новички обычно садились в конце линии к югу от входа, но он был уже величайшим бойцом.
Завернувшись в одеяло, молодой военный вождь вышел, и тогда все последовали за ним.
Прошло 10 лет. Ему исполнилось 29 лет и он возглавил большой поход к мексиканской границе. Они напали на небольшой лагерь рядом с холмом, похожим на локоть. Они не заметили другого лагеря - больше этого - находившегося за изгибом «локтя». Они встретили более упорное сопротивление, чем ожидали. Команчей отбили и они потеряли своего предводителя. Он яростно сражался и убил много врагов. Им пришлось оставить его. Нога его была прострелена.
Когда силы вернулись к нему, он медленно последовал за своими людьми. Он странствовал одиннадцать дней, но не мог никак найти их. На одиннадцатый день в сумерках он подошел к ручью. Он поднялся на холм и осмотрелся. На другой его стороне он заметил лошадей и дымок от костра. Оставив свою лошадь позади, он подобрался к одинокому жилищу - хижине из веток. Он услышал разговор мужчины и женщины. Они говорили на языке команчей!
Он отложил свое оружие и шагнул к ним. Мужчина приветствовал его и пригласил к себе. Он предложил ему новое платье и постлал одеяло, чтобы тот мог сесть. Этот человек был уже стар. Он жил тут со своей семьей. Он был рад случаю поговорить. Когда они поужинали он сказал: «Теперь мы расскажем свои истории».
Вождь заметил, что его хозяин сказал своей жене, чтобы она пошла и застрелила сокола ради перьев для их мальчика. «Хорошо, я дам несколько перьев из своей связки, иди сюда и возьми», - сказал тогда вождь. Когда жена открыла сумку гостя, она внезапно увидела там принадлежности войны и поняла, что перед нею военный вождь. Хозяин пожелал узнать, кто его гость и спросил у него имя отца. «Мой отец никто, - отвечал тот, - но я сам достиг этих перьев». И он поведал историю своих подвигов, за которые он был удостоен этих перьев. Рассказал он и бегстве своего брата.
Тут одинокий человек узнал в нем своего брата. Они были счастливы соединиться опять.
Старший брат спросил о Nanewawkuh за свою жену и узнал, что оно не было выплачено, так как он так и не вернулся к своей группе. Теперь пришло время возвращаться. Вместе со своим младшим братом, вождем, отправился он к своему народу. Жена и дети следовали за ним.
Когда они наконец достигли лагеря, их встретил дозорный. Он велел им обождать, пока он съездит в лагерь и предупредит их родителей. Вождь считался мертвым и семья его носила траур. Его жена потеряла сознание, услышав добрые вести, но пришла в себя и омыла спекшуюся кровь на своих ранах. Она осыпала себя красным порошком. Она была вне себя от радости.
Оба брата приехали и семья, спустя 13 лет, воссоединилась. Старик-отец обменял четырех лошадей на два больших типи - их он получил в подарок от кайова. То были новые дома для его сыновей.
Младший брат, великий вождь, сказал старшему, что тот должен вернуть свою жену обратно. «Если ты не приведешь другую жену, я сам позабочусь о твоих детях». Их мать сказала старшему брату: «Твой брат теперь большой военный вождь. Все должно быть так, как он говорит». Они послали за стариком. Он не хотел идти, пока его не убедила в том одна из его жен - теперь он имел четырех жен.
Когда старик вошел в типи, молодой вождь велел ему сесть между своим братом и его женой. Старик колебался, он был напуган.
«Все будет хорошо», - заверил его старший брат.
Сев, он обнял детей и был доволен.
«Мы решили отдать обратно твою жену, - сказал ему вождь, - завтра, когда ты вернешься, мы устроим пир. Приводи одну из твоих жен. После пиршества ты возьмешь эту женщину и ее детей в свою палатку». Старик и женщина, как некогда, сели на своих лошадей, согласившись приехать на следующий день.
Потом старик предложил двум братьям поставить свои типи возле его палатки. «Мы теперь братья. Мои жены будут ваши в любое время, только попросите».
Как видно общество команчей было обществом прирожденных воинов, и поэтому вполне понятно, что в нем господствовали мужчины. Женщины не имели права голоса на советах; при женитьбе согласия невесты часто даже не спрашивали. Большинство исследователей заключают, что положение женщины было нелегким. Для мужчин считалось нормальным иметь нескольких жен, тогда как женщина за измену могла поплатиться жизнью. Вождь обычно в семейные проблемы не вмешивался даже в случае убийства.
В обществе команчей не было разводов как таковых, не было холостяков и старых дев. Как жена была необходимостью, так и муж был потребностью для совместного выживания. Дети считались апогеем любого брака, и чем больше их было у мужчины, тем увереннее он чувствовал себя в обществе. Без детей мужчина – команч был никчемным и обрекался на вымирание. Если женщина команчи не могла родить детей от мужа, ей давали шанс стать женой другого мужчина пожелавшего и пожалевшего ее и родить от него. Но опять же, она могла уйти к другому только за выкуп. Замужние женщины, неспособные родить ребенка, в числе остальных жен, имели низший статус. После смерти или гибели мужа, доживая до старости, могли только рассчитывать на благосклонность соплеменников, или родственников поддерживая свою существование.
Сексуальные отношения в жизни команчи имели первостепенное значение наряду с лошадьми, бизнесом и войной. Команчи в отличие от других равнинных индейских племен отличались сексуальной невоздержанностью. Характерно то, что сладострастие было присуще как мужчинам, так и женщинам. Современники, жившие некоторое время среди различных групп команчи, отмечали их постоянное беспокойство в связи с отсутствием секса долгое время. Одной из причин, по которой команчские женщины уходили с мужчинами в военные походы, являлась именно постоянная сексуальная потребность обоих полов. Казалось бы, женщина в походе должна выполнять функцию домохозяйки, прислуги, но нет, у команчи, женщины наряду с боевыми функциями выполняли и сексуальные притязания воинов. У многих индейских племен Великих Равнин секс в походе вообще запрещался, так как считалось, что сладострастие расслабляет воина и может привести к пагубным для всех бойцов отряда последствиям. Секс, как оказывалось воина-команчи не расслаблял, а шел ему только на пользу.
Особое сексуальное удовлетворение команч получал в процессе акта насилия над женщинами других индейских племен и женщинами белых врагов. Изнасилование считалось воинским подвигом, потому, что овладев женщиной противника, команч заполучал ее в собственность, если хотел, пленил ее, если в качестве пленницы она была ему не нужна, просто насиловал. Считалось престижным воину изнасиловавшему пленницу подарить ее в качестве объекта сексуального домогательства другим воинам, запустив ее на круг. На пленницах команчи женились и имели от них детей не зависимо от их принадлежности к другим племенам.
Сексуальная невоздержанность команчей имела свои последствия. Очень часто они заболевали венерическими болезнями, сифилис для некоторых племенных групп был обычным заболеванием. Эти болезни зачастую имели запущенные формы.
Женщинам команчей в сексе было присуще некоторое ханжество. Они не могли просто так пойти с мужчиной. Перед вступлением в половую связь соблюдались некоторые формальности, например надо было поулыбаться, получить подарок и разыграть ситуацию так, что секс произошел как бы сам по себе. Команчи ночью сексом не занимались. В дневное время женщина могла увести мужчину недалеко от лагеря и с большим интересом наблюдать за тем, как он раздевается. Особенно, по свидетельству современника девушки команчи любили рассматривать половые члены белых мужчин, если с таковыми приходилось вступать в интимные отношения: « …они вертят его… крутят… жмут… хихикая при этом…». Право выбора позы для соития женщина команчи всегда предоставляла мужчине, поскольку семья у команчи являлось патриархальной. Позы не были разнообразными, их было всего две, садиться на лежащего мужчину сверху или он пристраивался к ней сзади. Современник объяснял это не сексуальными предпочтениями мужчин и женщин команчи, а обыкновенной заботой сильного пола о женщине, чтобы она не ложилась спиной или животом на голую землю и Мать-Земля не отобрала у нею детородную силу. С белыми мужчинами команчская женщина оргазма старалась не получать, хотя искусного его изображала, а вот с соплеменниками как говориться не проблема. Глубоких, страстных поцелуев в процессе соития команчи не производили. Секс «за просто так» белого мужчины гостившем у команчей был возможен, с команчской женщиной, если мужчина команч оказывал бледнолицему уважение и сам предлагал жену или сестру. Если белый мужчина просил команча подарить ему женщину, то секс с ней был не бесплатным, а за подарки, которые белый должен был отдать мужчине команчу, хозяину данной женщины.
Так было у команчей, но не у белых. Современник вспоминал, что однажды один из его друзей команчеро, на очередную сделку с команчами прибыл со своей женой блондинкой. Продавая мулов, воин команчи пожелал, что бы команчеро за них отдал ему свою женщину, пояснив, что он (команч) всегда хорошо и с уважением относился к белому (команчеро) и считал его своим братом. Команчеро объяснил, что он не может это сделать, так как женщина его жена. Команч не понял и сильно освирепел. Поняв, что конфликта не избежать команчеро застрелил назойливого и похотливого индейца.
Таковы были нравы команчей.
Свидетельство о публикации №211102700758
Гуипаго (Одинокий Волк) на языке кайова - Вас и ТАК можно величать? ;)
Ольга Благодарёва 25.09.2013 13:05 Заявить о нарушении