Лера

.ЛЕРА.


-Мама,а где папа?
-Спи,сынок.Он задерживается на работе,Скоро придет.
-Мне хочется с ним пообщаться,а его нет.
-Леша,тебе завтра в школу...Постарайся заснуть.
 Он закрыл глаза и начал погружаться в сон,Лера выключила свет торшера и вышла из спальни сына.В своей комнате, освещенной тусклым светом синеватого оттенка,постель не манила  белоснежностью,которая казалась ей холодной ложей одиночества для замужней женщины.Ее тревожило поведение мужа.Он стал приходить домой очень поздно.На слова жены отвечал возбужденно:
-Работа у меня такая.Это вы дрыхнете,а я работаю.
 Лера, замкнувшись в себе уходила в спальню со слезами на глазах.Он,покушав и помывшись в ванне, ложился спать,не уделяя ей внимания.Она тяжело переносила в душе такое к себе отношение.Она верила ему долгие годы.Они любили друг друга,но что-то с ним случилось?А что?Она не могла понять.Для него  квартира стала ночлежкой.Сомнительные друзья,холодное отношение не только к ней,но и к сыну будоражили мысли Леры.Она подошла к окну и посмотрела в темноту, расщепленную светом уличных фонарей.По тратуару торопливо проходили люди.Ночь входила в свои права,округа обретала покой и тишину.На небе,словно квочка,виднелась  луна,а звезды выглядели цыплятами,разбежавшимися по темному простору.
 Она невольно вспомнила, как, будущий муж, Никита, просил ее выйти замуж,как обещал любить и лелеять всю жизнь.Все было хорошо,а передряги в государстве под куполом перестройки вывели из равновесия семейную жизнь.За все нужно платить,а работы стабильной нет.Простаивают предприятия,забивается скот в хозяйствах.Все,что можно, продается и покупается.Процветает криминал.Телевизор не хочется смотреть из-за колоссального потока негатива.Она взяла роман "Тихий Дон" и, усевшись в кресло, стала читать.В тишине за чтением она не заметила,как время скатилось глубоко за полночь.Кто-то осторожно постучал в дверь квартиры.Она подошла и открыла.Никита,ступая через порог, обронил:
-Ключи забыл в машине.Дай пожрать.
 Лера начала разогревать ужин,а он ушел в ванную комнату привести себя в порядок.Когда она накрыла на стол, Никита зашел на кухню и молча сел ужинать.Лера присела около стола на стул в надежде пообщаться с мужем.
-Что сидишь,как кикимора,-гневно выпалил Никита. -Иди спать.
-Я тебя ждала...А ты...,- с этими словами она ушла в спальню.Бессонница завладела Лерой.Она лежала рядом с храпящим мужем.Лера чувствовала себя ненужной ему.Утром проводила сына в школу,приготовила завтрак мужу.
-Никита,вставай.Я приготовила завтрак.
Он проснулся,обратил внимание на тикающий будильник.
-Опаздываю.Не могла разбудить раньше?
-Ты не говорил,-оправдываясь молвила Лера,-во сколько тебя будить.Я думала,что тебе сегодня надо вставать, как обычно.
-Она еще думала...
Он  покушал и хотел уходить из дома.
-Никита,подожди,-попросила Лера.
-Что тебе надо?
-Так жить нельзя,как живешь ты.Для тебя нет семьи.Чем ты занимаешься, я не  знаю?Говоришь,что работаешь,тогда где деньги?
-Деньги в государстве,а у  меня шишь в кармане.Поняла,дура!
-Я так жить не могу.Давай поговорим.
-О чем я с тобой,-прервал ее Никита,-буду говорить?
-У тебя есть жена,сын,дом?Почему ты избегаешь нас?Что нам делать?
-Делай что хочешь.А я пошел к ребятам.
Он оделся и уходя хлопнул входной дверью квартиры.
Она заплакала и упала на кровать.Слезы бессилия,не высказанность  угнетали ее.В памяти всплыла мама:
-Куда ты,доченька,поедешь?Он хорош,когда он здесь на чужбине,а в родном городе не известно как себя поведет,-говорила мама, пытаясь ее отговорить от переезда.
-Мама,я верю ему.
Образ мамы,воспоминания о родительском доме, успокоили Леру и она, обессиленная от бессонниц, утонула в сон.Алексей вернулся из школы и увидел,что мама спит,разделся и тихо прошел на кухню,чтобы покушать.Лера,очнувшись от сна,блаженно лежала, раскинув руки.Груз мыслей,словно растаял и она облегченно дышала, и видела спальню залитую солнечным светом.Из кухни вышел Алексей и она, услышав, его шаги, спросила:
-Сынок,это ты?
-Да,мама.
-Пойди сюда.
Он приблизился к ней.
-Присядь,сынок.
Он уселся на край кровати со словами:
-Что ты хочешь?
-Леша,поехали к бабушке,там будем жить, там будешь ходить в школу.
-А папа?
-А папа будет жить здесь.
-У меня здесь школа,друзья...А там я не знаю что будет?
-Значит ты не хочешь переезжать?
-Да.А что ты надумала?
-Так как мы живем с отцом жить нельзя.
-Да у всех ребят родители дома,а наш неизвестно где?
-Вот я и думаю,если сменить место жительство,может он изменится,станет тебе и другом,и отцом.
-Да какие у него друзья?Посмотри,его окружают одни бандюги.
 Она хотела покормить Алексея,но он ей ответил,что уже пообедал и начал делать уроки.Очередная ночь прошла для Леры в одиночестве.Муж вернулся на рассвете,переоделся,позавтракал и ушел из дома.Она, проводив сына в школу, пошла в домоуправление.Паспортистка, предупреждающе, сказала Лере:
-Смотри, выпишишься,а после муж может и не прописать.
-Я еду к маме  и что ж он будет платить за меня квартплату.Сын остается здесь,брак не расторгнут,так что должно быть все хорошо.Может мой отъезд вразумит его.
-Если уверена в муже,тогда поступай как хочешь.
Простившись с сыном на перроне, она вошла в вагон и поезд тронулся ,унося ее от семейных неурядиц в даль,где в зелени лесов и в сплетении рек прячется ее родительский дом. Никита, по старой привычке, пришел домой на рассвете и увидел,что в квартире нет Леры,подошел и разбудил сына:
-А где мама?
-Она уехала к своей маме,-с просонья пояснил отцу Алексей.
-Во-о, шавыря!Уехала и не сказала.
-А кому говорить,если тебя не бывает дома?
-Это она так научила тебя говорить.Я чтобы таких слов от тебя больше никогда не слышал.Понял?
-Понял.
-Вот так будет лучше.Знай свое место и не вякай.
Алексей укрылся одеялом и согнулся,как щенок,прячась от взгляда отца.Никита ушел к себе в комнату и лег спать.Алексей проснулся и понял,что проспал и опоздает на первый урок,начал торопливо собираться в школу.Отец сходил в туалет и мимоходом сказал:
-Что проспал?Будильник заводить надо.
-С мамой я никогда не опаздывал в школу,а с тобой проспал.
-Нет у тебя матери.Ты понял?И с этого дня привыкай к самостоятельности.
Алексей спрятал в себе детскую обиду и молча убежал  в школу.Отъезд Леры не давал покоя Никите и он не смог лежать в постели,поднялся,начал одеваться.Он понимал,что домашние дела с этого утра придется делать ему или сыну.Его обуревали мысли:"Я мужик.У меня друзья.Я должен решать многие вопросы...Она женщина и сидела бы дома.Так нет... где я и что я делаю...Депутатка...Ну и отмачила же хохму...Уехала...Да и попутного тебе ветра.Она думает,что я полечу следом за ней,буду ее уговаривать вернуться домой.Вот этого как раз и не будет.Не дождется.Посмотрим чья возмет?"Он вышел из подъезда и зашагал на остановку твердой походкой, не обращая внимания на встречных людей и лучи утреннего солнца.Никита, понимая,что домашние дела легли на его плечи,быстро сориентировался и Алексея отвез на другой конец города под присмотр к своей маме.Иногда Алексей приезжал к отцу,часто его не встречал и, побывав в квартире, уходил из дома подавленный сиротской болью при живых родителях.В воскресное раннее утро Алексей встал и сказал бабушке,что пойдет к отцу.
-Сходи,внучек.
Город его встретил утренней свежестью и, он, поторапливаясь по полупустынной улице, подошел к дому.Посмотрел на болкон,на окна своей квартиры.Они показались ему мертвыми и холодными в играющих лучах рассвета.Алексей вошел в подъезд и, по привычке, заглянул в почтовый ящик.Он увидел конверт и изловчившись достал письмо.Оно было от мамы,волнуясь, быстро взбежал на этаж,открыл квартиру и, поняв, что отец спит,удалился в свою спальню,стал читать письмо.Теплые слова мамы растрогали детскую душу.Он, целуя лист, прослезился.В это время зашел в спальню отец.
-Что нюни распустил?Мужик ты или нет?Что случилось?
-Письмо,-он говорил дрожащим голосом,-от мамы.
-Лучше б не письмо,а сама приехала.Малый по ней страдает,а ей до лампочки.
-А давай мы к ней съездим,-предложил Алексей.
-Вот будут у тебя школьные каникулы,тогда и съездим.Лады?
-Лады.
Школьные дни казались долгими и изнуряющими,но светлое утро пришло и Алексею не нужно было спешить на занятие,учить уроки и думать о каникулах.Они пришли.Время проведенное с мамой и с папой ему показались одним днем.Он снова увидел, как родители любят друг друга.Возвращаясь домой, Алексей спросил отца:
-Папа,а почему мама не поехала с нами?
-Не захотела.Говорит, чтобы мы оставались с ней,а у нас квартира,там наши корни...
По возвращении Алексею пришлось жить у бабушки,а отец продолжал свои "круизы"в городской суете, гоняясь за уличной славой.
Лера, поздним вечером, сидела с мамой на скамейке возле родительского дома, наслаждаясь откровением света звезд и луны.Ветерок приносил свежесть с реки.
-Мама,я устала так жить.Моя душа рвется на кусочки.Ребенок там,а я здесь.Мужа таким способом не переделать.
-Советовать ничего не буду,-отвечала мама,-сама принимай решение.Скажу только одно-ребенок без матери-это никому не нужный щенок.
Через несколько дней ее поезд вез вновь в город к сыну и к мужу.Первую ночь она провела в полной семье и муж ,и сын были дома.На следующий вечер сын сказал:
-Папа, наверна, задержится,раз с вечера не пришел домой.
Лера уложила сына спать и сама прилегла рядом с ним.Проснулись они от настырного звонка будильника.Она встала и поняла,что Никита так и не пришел ночевать домой.Никита пришел, когда они с сыном сели завтракать .Она попыталась его вразумить,напомнив ему о долге и чести,но он оставался при своем мнении:
-Я мужчина и мне все можно.
Лера не сдержалась и высказала ему все ,что имела против его поведения.Он не стал завтракать,а лег спать, закрыв за собой дверь спальни.Она, с сыном, сходила к паспортистке в домоуправление по вопросу прописки,женщина обстоятельно и доходчиво пояснила:
-Без письменного заявления мужа я не имею права прописывать вас.
Они вернулись домой.Лера начала готовить обед.На кухню зашел заспанный Никита и попросил приготовить кофе,что и сделала Лера.Он сел за стол и пил напиток маленькими глотками,наслаждаясь ароматным запахом кофе.
-Нам надо,-начала разговор Лера.-идти в домоуправление по вопросу моей прописки.Без твоего письменного разрешения меня не прописывают.
-Я тебе его не дам.Будешь тут порядки свои устанавливать.То я тебя в любое время выгоню,а с пропиской ты начнешь еще делить квартиру.Так,что и не мечтай о прописке.
-Тогда я тебе никто?
-По бумагам еще жена,но я подал на развод.
-В чем моя вина?Объясни почему такой образ жизни у тебя?
-На суде объяснимся.
Он допил кофе,оделся и ушел из квартиры.Его словам она не верила и успокаивала себя мыслями,что он блефует.Она пыталась устроиться на работу,но без прописки ни где не брали не смотря ни на какие уговоры.Ей не хотелось идти работать продавцом на рынок,но обстоятельсва оказались выше ее принципов и устоев нравственности .Она устроилась продавать разливное подсолнечное масло.Работа ладилась.За  ее неуемный и  хозяйский подход к работе,продавцы соседних лотков стали ее уважать, доверяли посматривать за товаром, отлучаясь не на долго по своим нуждам.Утопая в работе и в домашних заботах, Лера не замечала, как летит время.Ее вызвали в суд.На следующий день предприниматель спросила:
-Как обстоят дела?
-Суд состоялся.Его родственники облили меня словесной грязью по полной программе.Дали развод,проживать в квартире  теперь не имею права.За неимением жилплощади,стабильной работы лишили права проживать с сыном.Сделали меня бездомной.Отняли все, что могли.
-И как же теперь?
-Я сняла квартиру.Есть где жить,есть работа...
-Лерочка,крепись.Может все образумится.
-Как все подло и грязно в этой жизни.
-Крепись,милая,крепись...
Сказав эти слова предприниматель села в машину и уехала на другие торговые точки.Среди людей Лера отвлекалась от своих гнетущих мыслей и забывалась,увлекаясь работой и разговорами с людьми.Ночи одиночества для нее были настоящим испытанием,пока не посетила ее мысль:"Да что ж я страдаю по ушедшему.Я еще молодая и жизнь у меня впереди.Где-то блудит и мое счастье."
Она оделась и вышла прогуляться по городу,встретила  Анну и они пошли в парк.От озера веяло свежестью.Вечерняя заря утопала за горизонт,белые облака бежали вслед за ней исчезая из вида.Подруги стояли на берегу озера и любовались вечерней прелестью округи уходящего дня.
-Лера,пойдем попьем кофе?
-Аня,у меня с деньгами проблема.
-Я тебя угощаю.
-Если так,то идем..
На выходе из парка они зашли в кафе,сели за столик.Официантка подошла к ним,приняла заказ и удалилась.С разрешения за столик присел молодой человек.
-Девчонки,разрешите я вас угощу тем,что вы хотите?
Они засмеялись и Лера обранила слова:
-Денег не хватит.
-Я если говорю,значит делаю.Так, что будете?
Анна и Лера переглянулись,ими завладела растеренность.Молодой человек заметил их состояние и сказал:
-Пиви,вино,водка?
-Лучше пиво,-сказала  Анна,-а вино и водка это слишком круто.
-Пиво,так пиво,-он с этими словами встал и пошел к стойке бармена и принес две бутылки пива и стаканы.
-Что на больше не хватило,-съязвила Лера.
-Я не пью,а вы если будете, то еще куплю.
-Да я пошутила,-оправдывалась Лера.
За пивом они познакомились с парнем.
-Саша,-пыталась выяснить Анна,-ты вообше и не пробовал выпивать?
-Было дело,-пояснял он,-пил так,что чертям было тошно от таких доз,но три года не употребляю.Даже презираю пьянку.
-Презираешь,а нас угощаешь,-бросила Лера.
-Это я ради знакомства,-пояснил Александр.
С этой встречи завязалась дружба между ними.Он их провожал двоих домой.Они даже смеялись спрашивая друг друга:
-К кому он "клинья" подбивает?-говорила Анна.
-Я не понимаю его дружбы с нами,-отвечала Лера.
Поздним вечером он позвонил Лере и попросил ее встретиться с ним.
-Лера,я  поругался с матерью.Мне очень и очень тяжело.Я тебя очень прошу.
-Хорошо,-он услышал в ответ,-я иду.
Они встретились,долго гуляли по ночному городу и когда начало сереть на востоке, Лера спросила:
-Ты так поругался,что не хочешь идти домой?
-Да.
-Тогда пойдем ко мне.
Они пришли в квартиру и он извиняясь лег спать на диване в зале,а Лера в спальне.По звонку будильника она встала,собралась на работу.Он спал,она не стала его будить,написала записку.Ключ от квартиры и записку оставила на столе в зале,а сама ушла на работу.Она ожидала телефонного звонка от Александра,но его не было.По окончании работы поспешила в свои апортаменты.
Открыв квартиру увидела, как Александр моет пол.
-О! Ты тут хозяйничаешь?
-Да, решил помочь.
-А я жду твоего телефонного звонка,а его нет.
-Лера,у меня нет денег на счету.
Они вместе закончили уборку .После ужина их поглатила тишина,которую они разрушили своими любовными слияниями тел.Их возносили чувства и близость до высшего накала блаженства, в котором забывалась земная жизнь,в таком состоянии они были счастливы.Они не замечали движение времени и уходящей звездной ночи.Забрезжился рассвет выдавливая из городских дворов и улиц вязкую темень посеребренную росой.После этой ночи началась их совместная жизнь.Лера работала на рынке,а Александр каждое утро выходил с ней из дома и говорил одно и тоже:
-Может сегодня повезет и я устроюсь на работу.
Вечером выяснялось,что он оставался  безработным.Лериной зарплаты хватало, чтобы оплатить за квартиру и питаться.Их чувства возвышали над обыденной земной жизнью и они были счастливы.
Однажды Лера отметила для себя,что Александр ближе к полуночи всегда встает и идет на кухню курить и приходит ложится рядом с ней в бодром состоянии.После близости с Лерой он и на этот раз поцеловал ее и сказал:
-Я пойду покурю.
-Сходи,-ответила Лера.
По подчету времени он должен был вернуться в постель,но его не было и Лера тихо встала и пошла на кухню.Открыв дверь она увидела,как Александр делает себе в вену укол.На столе лежала металическая ложка,пачка таблеток димидрола и открытая бутылка миниральной воды.Во рту у него была дымяшая сигарета и его внимание было сосредоточено на вене и шприце.Она оторопела от увиденного.Ее молчание сдавливало горло и как только он вытащил иглу из вены и положил вату на рану, оставленную иглой она спросила:
-Саша,что это значит?
Он подошел и виновато посмотрел ей в глаза:
-Я тебе все объясню.Только не гони лошадей.Давай присядем.
Они сели за стол.Лера растеренно смотрела на его.
-Все,начинает легчать.Лера,я сел на иглу.Я стал наркоманом.
-Что можно предпринять,-взволновано заговорила она,-как тебе помочь?Что?Скажи и я все сделаю.
-Что,что?Уменьшать дозу и выходить из этого плена.
С этой ночи у них начались проблемы.Он все чаще просил денег,чтобы купить дозу.Стало не хватать зарплаты на расходы.Они были вынуждены сдать квартиру и ходить ночевать по друзьям.К концу рабочего дня к Лере пришел ее сын.
-Мама,мне нужны,-говорил Алексей,-деньги.
-На дело?
-Да,нужно купить школьные принадлежности,а у отца денег нет.
-У него их никогда и не было.
Она достала и отдала ему дневной заработок.Сын поблагодарил и ушел.Приближался вечер,а ее беспокоила мысль,что сейчас встретится с Александром и ему нужны будут деньги на дозу.Подъехала предприниматель,произвели замер оставшегося подсолнечного масла в флягах,подсчитали сколько денег должна отдать Лера хозяйке.
-Зарплату я отдала сыну,так что осталась сегодня без копейки.
-Как же ты будешь перебиваться?Тебе ж надо питаться как то?-заволновалась хозяйка торговой точки.
-Не знаю.А может дадите в долг?Я отработаю.
-Придется.
Хозяйка подала ей деньги.Лера отблагодарила ее и пошла грузить фляги в машину,в это время к ней подошел Александр.
-Привет.
-Привет,-улыбаясь ответила Лера.
-Как у тебя дела?-спросил Александр.
Она пояснила ему сложившуюся ситуацию с деньгами.Он вздохнул и обранил:
-Долги?Что ж придется отрабатывать.У меня есть к тебе предложение и надо обмозговать.
-Хорошо,но не здесь же будем разговаривать.С сегодняшнего дня месяц поживем на  квартире брата.Он с женой поехал к маме.
-Это хорошо.Не придется унижаться перед людьми,что бы переночевать.Задолбала нищета.-говорил Александр,-чувствую себя отбросом общества.Ладно обо всем поговорим на  "хате".
Они решили идти пешком по городу, по дороге Александр зашел в пивной бар, где купил у парня "дозы" и они пришли на квартиру брата.
-Раньше жили богато и разбавлять приходилось на миниралке,а сегодня на воде из под крана,но ничего главное есть что...
-О какой миниралке разговор может быть,когда сегодня живем в долг.
-Вот и я об этом.Пока я не ширнулся и мыслю все по делу,выслушай меня.Есть возможность сбывать наркотики.Давай займемся.Навар будет больше чем ты на рынке зарабатываешь.
Он начал оперировать цифрами и Лера, не думая о последствиях, согласилась с его предложением.
-Тогда это дело нужно как говорится обмыть.
Александр ввел в вену содержимое,расслабился и закурил сидя у окна на кухне.
-Лера,попробуй и ты...Станет легче на душе.
-Боюсь.
-А не надо боятся.Давай.
-Если только...
-Лады.
После всех приготовлений он "посадил" ее на иглу.Лера начала себя чувствовать отвратительно,ее тошнило и рвало.Всю ночь бегала к унитазу  и проклинала Александра потому ,что он ее соблазнил  принять "дозу".Перебарывая себя она вышла на работу.Приступы тошноты подкатывались целый день.
-Лера,ты не беременная?-поинтересовалась молодая особа, торговавшая за соседним лотком,-Ой,меня тоже тошнило,когда я была беременная на первых порах.
-Я не беременная.Что-то плохо мне,-отвечала Лера.
Вернувшись с работы она легла на диван в зале и ей удалось поспать.Очнувшись от сна,Лера почувствовала в теле облегчение и она встала и пошла на кухню готовить ужин.В это время пришел Александр.
-Я сегодня подзаработал,-он подал Лере пятьсот рублей.
-Где ж подработал?-поинтересовалась она.
-Помогал продавать наркоту.
-Вот это  понимаю подработка,-удивилась Лера.
-Деньги деньгами,а вот еще три дозы теперь мои.
-О дозах помолчи.Я и так целые сутки промучилась.Бабы на рынке сказали,что я беременная,а если б знали правду,то, наверно, бы прибили,-и засмеялась Лера.
-После первого раза всегда мутит,а потом организм адаптируется и человек кафует.
-Не убеждай меня в том,в чем я не уверена.
Ближе к полночи Александр пошел на кухню и стал готовить смесь,чтобы уколоться.
-Ты бы лучше продал эти дозы,так были б деньги у нас на пропитание,-говорила Лера.
-Ты же знаешь ,что я уменьшаю дозу.Если хочешь меня пожалеть,то давай ее разделим на двоих.
-С одним условием, что ты ночью и утром не будешь принимать.
-Все,заметано.
Действительно введенная часть дозы принесла облегчение и Лера почувствовала себя лучше,чему она  удивилась.Александр уговорил ее бросить работать на рынке.
-Долг отдай из этих денег,а там заработаем еще.
Поначалу Александр не понятно у кого и где брал эти дозы,приносил домой,и они  вдвоем ходили по злачным местам и продавали.Вечером он относил деньги и вновь приносил наркотики.Через месяц он заявил:
-Все теперь мы сделали деньги и сами можем доставать наркоту и продавать с большим наваром.
-Ох,что-то мне боязно стало,-сказала Лера,-этим заниматься.
-Не надо бояться,нужно делать деньги.А сейчас что бы избавиться от плохих мыслей давай шырнемся.
Лера согласилась.
-На днях брат с женой должен приехать,надо что-то думать о жилье,-обмолвилась Лера.
-Главное перекрутились без денег,а имея их думаю решим этот вопрос,-заверил Александр.
-Дай Бог,-с большой надеждой на будущее вымолвила Лера.
Время не заставило долго ждать,однажды вечером брат с женой вошли в квартиру вечером,когда Лера и Александр собирались ложиться спать.
-Здравствуйте.Как тут у вас дела?-сросил брат Валерий.
-Да все хорошо,-отвечала Лера,-а как вы отдохнули?Как доехали?
-Отдыхать всегда хорошо.А доехали прекрасно,-ответила жена брата Галина.
Александр скромничал,но Валерий был в хорошем настроении и заметив это его состояние проговорил:
-Не скромничай.Мы тут все свои.Поживете еще,пока не определитесь конкретно с работой,с квартирой,тогда и будем разговаривать.Они же нам не мешают,-он обратился к жене,-Галина?
Она ответила по хозяйски:
-Да пусть живут.
-Тогда решено,-заявил Валерий,-А сейчас давайте вместе поужинаем.Галя,я пошел набирать ванну,а вы давайте распаковывайте гостинцы и накрывайте стол.
Галина и Валерий помылись,а Лера с Александром накрыли стол.Валерий разлил бутылку водки по стаканам.Александр и Лера не стали пить,сославшись на плохое самочувствие.
-О да вы совсем святые,даже за наш приезд не хотите выпить,-шутя говорил Валерий.
Они поужинали и легли спать.
-Как хочется на родину,-проговорила Лера Александру,-Если б ты только знал?
-Ничего и мы съездим,как только поднакопим денег.
-Вот эти деньги,-тихо молвила Лера,-куда ни кинься,всюду они становятся камнем претткновения.
Александр обнял Леру и она утонула в сон с надеждой,что когда-нибудь и они побывают на ее родине.
Лера и Александр поначалу за героином ездили вместе в соседнюю область,но отработав канал она стала ездить одна.Александр в это время искал квартиру.Он встретил ее на автовокзале спросил:
-Все нормально?
-Нормально,-ответила она,-сделали даже скидку,так что на два грамма взяла больше.
-Это ж хорошо,это деньги.А я решил квартирный вопрос.Ключи у меня,поедем посмотришь квартиру.
Они сели в маршрутное такси и поехали на будущую квартиру.Сьемная жилплощадь вполне устроила Леру.По всем приметам было видно,что недавно в ней произведен ремонт.
-Кто хозяин?-спросила Лера.
-Так ,один знакомый,но это не важно,главное что он сдает очень дешево по сравнению с другими сдатчиками по городу.
Каналы сбыта героина стремительно налаживались.Их знали потребители и им не приходилось искать клиентов.Они знали, в какое время и где, сколько, смогут продать, и там появлялись, и исчезали к другим точкам сбыта.Поздней ночью позвонили в квартиру и Александр, не раздумывая, открыл дверь.К ним ворвались трое молодых мужчин.Лера,  услышав шум в коридоре, быстро встала и одела халат, поспешая к входной двери.
-Что случилось?-спросил у них Александр.
-Что?А ты не понимаешь?Тебе нужно популярно объяснять?-заговорил лысостриженный,с большими скулами и смуглым лицом,крепкого телосложения мужчина в кожанной куртке.
-Говори конкретно?-не унимался Александр.
-Гони "бабки" за крышу,ты у нас под прикрытием.
-Какие "бабки.?Какая крыша?-вмешалась Лера.
-Наркотой торгуете,навар где?-настаивал лысый и особо выделяющийся своей наглостью из компании.
-Навар .вот где ,- Александр показал свои исколотые вены, и, подойдя к Лере, попросил и ее,-Покажи и ты ,Лера, наш навар.
-Это ваши проблемы,а деньги чтобы через неделю были,-утвердительно сказал все тот же лысый мужчина и ударил Александра в грудь.
Лера не сдержалась и обранила слова:
-Да кто вы такие? Ворвались в чужую квартиру,да еще и требуете деньги,которых мы сами не видим.
-Узнаешь после кто мы такие,а деньги готовь,чтобы после не говорили,что вас не предупреждали,-не унимался лысый,-Надеюсь вы нас поняли?
Лысый подошел к входной двери,открыл и скомандовал своим друзьям:
-Идем.На первый раз думаю достаточно.
Они ушли.Александр с Лерой зашли на кухню.Он закурил и проговорил:
-Кто такие понятия не имею.
-Что будем делать?-спросила Лера.
-Они дали неделю,а за это время успеем сменить квартиру.-сказал Александр.
-Если они сели к нам на хвост,это ничего не даст.Они всеравно найдут нас.
-Зато выграем время,а там будет видно.Им нужны деньги,а не мы,-рассудил Александр.
После этой ночи Александр всегда держался в стороне от Леры,когда она продавала героин в пивных города.Он тшательно следил за обстановкой ,складывающейся вокруг своей спутницы.Сам он не реализовывал товар, ссылаясь на то,что ты ,Лера, женщина и к тебе таких притязаний не будет,как к нему мужчине.Лера вошла в пивную расположенную на рынке и увидела за столиком распивающего пиво того самого лысого,который наведывался к ним ,требуя денег в ночное время.Она сделала вид ,что не замечает его,прошла к прилавку,и стала расматривать товар.К ней подошел участковый милиционер и потребовал:
-Уважаемая,покинь помещение,здесь тебе делать нечего.
Лера уловила в его лице насмешку и она молча вышла из пивной.Осмотревшись и убедившись ,что за ней нет хвоста ,направилась на центральную улицу,где в основном гуляет молодежь.Александр, поравнявшись с ней ,спросил:
-Что случилось?
-Лысый в пивнухе,а участковый дал понять, чтобы я сваливала и не рисовалась у них на глазах.
-Пойдем в парк,нужно менять тактику.
Они наслаждались исходящей свежестью от озера,любовались деревьями, гуляя по тропинкам парка.
-Придется торговать вечерами,-сказал Александр,-в сумерках мы будем меньше заметны.
-Придется,-вздыхая сказала Лера,-Жить как-то надо.
Обстоятельства вносили свои коррективы,им пришлось сменить образ жизни.Днем они отсыпались,а вечерами и ночами приходилось сбывать свой товар.Им удавалось избегать встречи с лысым и его командой.На этот раз Лера была в хорошем настроении,был хороший спрос на товар.Она продавала и Александру отдавала деньги,брала у него дозы ,вновь уходила в очередную пивную.Подсев к столику и получив от клиента деньги, она попыталась передать сверток,в это время к ней подошли трое мужчин и один заявил:
-Девушка,не делайте этого.
Она растерялась и держа сверток в правой руке встала из-за стола,в это время сверкнула вспышка фотоапарата.
-Выходит...Я приплыла?-заявила Лера.
-Так точно,-подтвердил все тот-же мужчина.
-Тогда пошли,-сказала Лера.
При выходе из пивной она увидела лысого мужчину, стоявшего с молодыми парнями. Он о чем-то беседовал с ними. Александр видел, как Леру посадили в милицейскую машину и они уехали.Он выждал время,подошел к витражу пивной и увидел лысого мужчину,который сидел за столиком, пил спокойно пиво и попыхивал дымком сигареты.Александр быстро развернулся и ушел в парк к озеру,где он пробыл в одиночестве до рассвета.В шуме просыпающего города он зашел к другу и попросил его:
-Сергей,можно я у тебя пересплю?
-Проходи.
Сергей предложил ему место в спальне на диване и Александр лег не раздеваясь и быстро заснул.
Следователь пытаясь выяснить у Леры о наличии наркотиков говорил:
-То ,что при тебе было это и все что ли?
-Да нет у меня больше.
-Врешь,говори правду,Скажешь все как есть,дадим возможность написать явку с повинной.Глядишь и срок убавят.У тебя же сын растет.
В это время в кабинет вошел все тот же лысый мужчина,который требовал деньги за" крышу".
-Ладно ты,Лера,посиди, подумай как тебе поступить,-он обратился к лысому,-Володя,посмотри за ней,а я сейчас приду.
Следователь удалился из кабинета,а Володя молча взял папку с бумагами стал перечитывать написанные листы беглым почерком.Между Лерой и Владимиром стояла напряженная тишина.
-Говорить теперь не о чем,-сказала Лера, обращаясь к нему,-дай сигаретку...
-А ты на сигареты не давала,чтобы я тебя ими угощал,-грубо ответил Владимир.
-Ну не дай,а угости, пожалуйста.
-На, пожалуйста, я не реагирую.А сигареты и здесь нужно иметь свои.
В это время вошел в кабинет следователь.
-Ну что,Лера,как решила?
-Дай подумать.
Он вызвал конвойного и ее отвели в камеру.Следователь, разговаривая с Владимиром спросил:
-А почему  сожителя Леры не задержали?
-А зачем?-отвечал Владимир,-Мы знаем,что он старый наркоман и мы его контролируем,а он выводит на новых,которых только успевай задерживать.Леру если б не взяли,она бы сдохла.Ты посмотри на нее,кожа да кости остались,а была красавицей.Он замолчал и закурил.
-Ну ты Володя,как брат милосердия?
-Я говорю правду,-отвечал Владимир,-Она побудет на зоне,поймет,что все это ей ни к чему и вернется к жизни.Я изучал ее биографию,разговаривал с людьми,которые ее знают,Она будет человеком.Сейчас не задержи,похоронили бы ее.Так что Виктор Матвеевич,вот такая история.
Владимир потушил сигарету в пепельнице и ушел из кабинета.Виктор Матвеевич пытался ввязать в дело Александра,но Лера брала все на себя.
-Он ни при делах.Это я все сама делала.Он даже не знал об этом.
Она твердо стояла на своем,зная о том ,что за групповое преступление дадут срок больше.
-Зря ты его скрываешь,-убеждал Виктор Матвеевич,-Он тебе даже пачки сигарет не передал,какой же это муж?
-Какой он мне муж?-огрызнулась Лера.
-Как какой?Вы же с ним жили в гражданском браке?
-Лучше так,чем с кем попало,-пояснила Лера.
-Ну это дело твое,-подчеркнул беседу словами следователь.
Серость,сырость,угнетающие холодные стены, покрашенные в тяжелые тона красок, давили на душу Леры.Она крепилась и после суда с облегчением вздохнула,что в зоне сможет видеть солнце,дышать свежим воздухом.По прибытию в зону ей указали где ее кровать и после собеседования она стала работать в по пошиву спецодежды.Лера сторонилась всех,вела  замкнутый образ жизни. Соседка по койке, раздумывая о ней спросила:
-Что,девочка,осмысливаешь,что произошло с тобой и почему ты здесь?
-Да,-выдохнула она.
-Ты здесь три месяца,а писем ни ты ,ни тебе нет.Что, нет родственников?
-Есть,да совесть душу гложит.
-Все бывает в жизни.Не суд,а ты сама себя осудила.Мы все через это проходим.Вот тебе конверты,бумага и садись пиши письма.Они поймут и простят.Глядишь и посылку вышлют.Без их поддержки ты пропадешь.Здесь самое страшное-голод и холод.
Лера осмыслила сказанные слова женщины, выглядевшей старше ее лет на десять , послушно села писать письма.Ее боль души была услышена и понята родственниками.Стали приходить письма и посылки.Под Новый год Лера с соседкой по койке ,Настей, пошли получать посылку.Вольнонаемная работница почтового отделения, не доработав двух часов своего рабочего времени, заявила очереди:
-Я закрываю почту.
-А как же посылки?Сегодня Новый год,все будут встречать,а у нас ничего не будет?
-Это у меня Новый год,а у вас его нет,-с этими словами она прекратила работу и уехала на своих жигулях.Лера не сдержала свои слезы.Настя начала ее уговаривать:
-Лера,успокойся,У меня есть чай,сигареты.Встретим праздник с тем ,что есть.
-Я людей беспокоила.Они старались,а тут...О,Господи,где ж мы живем?
-Мы сейчас не живем,а существуем,-заговорила Настя,-а посылку получим после праздника.Наша жизнь состоит из несправедливости.Муж пятнадцать лет издевался надо мной,над детьми как только мог.Каждая его попойка для нас проходила избиением,если мы не успевали убежать от него. Один раз не сдержалась,ударила,а он  скончался.Дали десять лет.Трое детей в дом-интернате.Никому и ничего не докажешь.Мы бесправные.
В Новогоднюю ночь от мороза отопительная система бараков вышла из строя и стало так холодно в помещении,что люди укрывались матрацами.Начальство разводило руками и насмешливо говорило:
-На работе будете греться.Здесь вам не Канары,а зона.
Женщины спали не раздеваясь.Только по приходу солнечного тепла отремонтировали отопление.Работа в слабоосвещенном и запыленном цехе угнетала Леру,но она крепилась.Пришедшее тепло не радовало женщин.В жилом бараке,в цехе стало душно и они шутили между собой:
-Вот и у нас Канары и ехать никуда не надо.
Начальство требовало выполнения плана по пошиву спецодежды и без прикословного выполнения режима.Устраивались проверки,строили людей среди ночи,а утром, ругая ,гнали их на работу.Порой казалось,что заключенные разучились говорить и выполняли все команды,как зомби.Для них время остановилось и они осознавали его движение только тогда,когда освобождались.Настя с Лерой сидели на скамейке в специальном отведеном месте у барака для курящих.Настя, затянувшись сигаретным дымом, обранила слова:
-Лера,видишь проволочное ограждение зоны,за ней березовая роща.Вот до этой рощи от зоны десять метров,а мне чтобы дойти до берез нужно десять лет.Ты понимаешь о чем я говорю?
-Еще как понимаю.Сама думаю об этом.
Они обнялись и заплакали.В это время мимо проходил отрядный и, увидев их, подошел, и спросил:
-Что это за лезбиянство среди двора?
Лера и Настя встали,положив не докуренные сигареты на скамейку.Он увидел их заплаканные глаза и махнув правой рукой пошел в барак.
-Дурак старый,-обмолвилась Настя,-Увидел наши бабьи слезы и испугался,не нашел,что даже сказать.Хотя бы извинился за брошенные слова в наш адрес.
За время пребывания Лера с Настей подружились,так что не только делились мыслями,но и тем, что им присылали родственники.Вечером Настя подошла к Лере.
-Сестричка,вот тебе на память,-она подала ей новую кофту,-Завтра же ты освобождаешься.
-Спасибо,Настя.Я без тебя бы пропала.Ты меня научила многому.Я теперь не та девочка,что когда-то была.
-Лера,пусть моя наука принесет тебе только удачу.Живи полной жизнью,обрети женское счастье и ни в какие дела не вмешивайся.Тебе и так всего досталось сверх нормы.
-Спасибо,сестричка,-проговорила Лера.
Эта последняя ночь для Леры на Костромской земле показалась самая длинная в ее жизни.Зато после освобождения ей пели даже колеса железнодорожного вагона о свободе,о просторах России...
По прибытии в город она побывала у брата,узнала,что бывший  ее сожитель, после   ареста Леры уехал в Москву и больше его никто не видел.Отдохнув,пошла становиться на учет в милицию.В коридоре увидела как два сотрудника милиции вели в наручниках лысого Владимира.Ей стало жалко его,она даже остановилась и выдохнула:
-О,Господи,а его-то за что?
Женщина, заполнявщая ее документы, обмолвилась:
-Его арестовали за взятки...А что вы знакомы с ним?
-Не особо,но жаль его,как человека.
-Перед законом все равны.
-Это так,-промолвила Лера и вышла из кабинета.
Город...Ее душа пела и раскаивалась,и жаждала новой жизни,той о которой она мечтала в неволе.Семья брата приняла ее и разрешила жить в их квартире.Лера быстро определилась с работой.Жизнь научила общению с людьми и хозяйка кафе была очень довольна ее работой,хотя с недоверием ,как к судимой,относилась при приеме на работу.Люди стали приходить не затем чтобы напиться,а просто отдохнуть и все из-за того,что Лера от выпивших старалась избавить помещение и дать возможность посетителям провести время без постороннего вмешательства и шума.После первой получки Лера выслала посылку Насте.Когда сотрудник зоны открыл посылку,то увидел веточку березы.Настя со слезами на глазах взяла ее, и, целуя завядшие листочки, прижала ее к груди .
-Не забыла,девочка,моя.Не забыла...
Проверяющий посылку сказал:
-Иди,смотри содержимое,проверяй все по списку.
-Какой список,для меня самое дорогое вот эта веточка.
Он, не понимая ее, говорил:
-Если так дальше пойдет,то ты к концу срока станешь дуркой.
-Тебе не понять меня.Ты вольный,а я и этой веточки лишена.
Настя по дороге в барак зашла в курилку и села на ту скамейку, на которой они с Лерой провели уйму времени, беседуя о многом.Она взяла письмо из посылки и ,словно, снова услышала голос Леры:
"Пока обосновалась у брата.Учитывая,что они работают днем и чтобы им не мешать,пошла работать официантом в ночное время.Так,что друг друга мы редко видим.С первого дня моей работы в кабаке стал мне уделять внимание Владимир.Он всем хорош,кажется я в него влюбилась?Стал провожать после работы домой.Все было хорошо,пока не узнала,что он работает в милиции.Рассказала ему о своей судимости,а он не отстает.Он умудрился втретиться с моим сыном и с ним вместе пришли ко мне на работу.Мне сын говорит при нем :-Мама,я хочу чтобы ты обрела счастье."Вобщем,мне так кажется,они подружились.Пыталась отчитать его: - какой же ты  мент,если дружишь с зечкой,а он улыбается и не отстает от меня.Не знаю что делать?"
Настя отнесла посылку в барак и села писать письмо.Из окна видела белоствольные березы за колючей проволокой и к груди она прижимала веточку, присланную подругой.Через несколько дней Лера получила письмо от Насти.Она была счастлива,что согрела душу Насти.Лера вышла из подъезда и к ней подошел Володя.
-Здравствуй,Лера.
-Здравствуй.Что начинаешь меня и на работу провожать?
-Да... И в этом не вижу ничего плохого.
Она улыбнулась в ответ и они решили идти пешком.В кафе Владимир купил кофе и сел за столик.Людей этой ночью было мало,так что им удавалось общаться между собой во время работы.Владимир пил кофе и выходил на улицу покурить,так он дождался конца рабочего времени Леры.Когда они вышли из кафе,то Владимир сказал:
-Лера,я уволился из милиции,чтобы ты не думала о том,что мент,а связался с зечкой.Я теперь как все...
-Что ты натворил?Ты понимаешь,что это была твоя работа,которую ты любил и делал успешно.А теперь что?
-А ничего.Вот ключи от моей квартиры и записка в которой указаны мой адрес и родителей .Не понравится, занесешь ключи маме.Я на неделю уеду из города,а по возвращении поговорим обо всем.
-Я тебе не давала ни какого повода для таких поступков.
-Умоляю.Давай об этом говорить не будем.Забудь о том, что с тобой было.У тебя впереди жизнь и прими ее открытой душой.
Он отдал ей ключи и сказал:
-Я поехал на автовокзал.У меня через час отходит автобус.Иди ко мне домой и будь полноправной хозяйкой.
Он ее поцеловал и сел в маршрутное такси, и уехал.Она прочла адрес, оставленный им в записке и пошла к нему домой,как в неизвестность,вспомнила строки письма Насти:"Лера,не перечь своему сердцу.Может это и есть твое женское счастье?"


Рецензии