Ленин и Амвросий

Студент Казанского университета Владимир Ульянов сидел на берегу Волги и думал о России, когда к нему пришёл старец Амвросий.

- Всё сидишь? Всё думаешь? – спросил он Ульянова.

- Сижу. Думаю.

- Вот скажи, тебе что, больше всех надо? Посмотри вокруг: жизнь прекрасна. Волга течёт, травка зеленеет, белый пароход, гимназистки румяные, юнкера булкой хрустят. Живи и наслаждайся жизнью.

- Не могу, - ответил Ульянов. – Какое уж тут наслаждение, когда вон, смотри.
И Ульянов указал рукой на Волгу, где тянули баржу бурлаки.
- Ну, бурлаки, - пожал плечами Амвросий, - и что? Ты – юрист, они – бурлаки. Кто, на что учился.
- Да ведь у них и возможности не было – учиться, - возразил Ульянов.

- Не было, - согласился Амвросий, - и прекрасно, что не было. Не всем же быть юристами, кому-то и баржу надо тянуть. Каждому – своё. Мировая, так сказать, гармония. А ты её хочешь порушить.

- Да какая же это – гармония! – вспылил Ульянов, - когда они элементарных человеческих удобств лишены? У них ведь даже унитазов нет. Я вон на прошлых каникулах в Шушенском был. Ходили мы с мужиками на несколько дней в лес – уток пострелять. Природа там - сказка. Я всю дорогу с открытым ртом так и проходил, ни одной утки не подстрелил – природой любовался. Но вот, что касается этого дела, так это ж – мрак непостижимый – на корточках сидеть. А эти – всю жизнь так, на корточках, без унитазов. Какое тут может быть человеческое достоинство?

Амвросий пожал плечами:

- Ну, так то – ты – барин избалованный, а они – мужики простые, они и знать твоих унитазов не знают, им и на корточках хорошо. Ты пойди, расскажи им про свой коммунизм, посмотришь, что они тебе скажут.

- Ходил уже, рассказывал, - тихо произнёс Ульянов и печально опустил голову, - Не поняли. Сказали: «чудной ты, барин».

- Ага, - Амвросий поднял вверх указательный палец.

- Вот тебе и ага, - проворчал Ульянов. – Что делать-то? – уставился он на Амвросия, - ведь для их же блага стараюсь.

- Валить тебе отсюда надо, - рассудил старец, - в Швейцарию. Там народ образованный, там таких как ты – много, будет тебе с кем о коммунизме поговорить. А в этой стране тебе делать нечего. И по Марксу делать нечего, поскольку нет у нас ещё сознательных пролетарских масс, и по Амвросию тебе делать нечего, поскольку ты мировую гармонию порушить хочешь, а я тебе этого не дам.

И Ульянов подумал, что старец, конечно же, прав, и надо ехать в Швейцарию, - решено теперь уже твёрдо и окончательно, поскольку нормальным людям в этой стране делать нечего. Но это ещё не вся правда. Помимо этой очевидной Амвросьевой правды, есть другая, большая настоящая правда, а потому, он обязательно сюда вернётся.


Рецензии
Александр. Вот и тогда ехали в Швейцарии, и теперь едут далеко, чтобы учиться и подсказывать, как здесь оставшимся жить. Теория. Катерина

Екатерина Шильдер   22.09.2013 16:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.