Христиане в мусульманских странах
Августин
После «арабской весны» во вновь освобожденных странах развернулись новые протесты. На сей раз – религиозные. Христианское меньшинство сочло, что наступил момент истины. Надо отметить, что не только оно, но и многие ультраправые и ультралевые организации религиозного и нерелигиозного толка решили, что пришел подходящий момент изменить свое положение в стране.
Впрочем, это известный факт. Во времена кризисов власти, переворотов, революций и тому подобных резких изменений государственной структуры любые меньшинства стремятся расшириться и увеличить свои права.
Однако, к слову о христианстве.
Интернет пестрит статьями и форумами о том, что христианам в мусульманских странах живется очень плохо. Естественно, что большинство информации идет в контексте убийств христиан, взрыв церквей и тому подобной информации. Я предлагаю оставить эту тему в покое, поскольку такие выпады не являются политикой мусульманских стран и их организаторы несут полную ответственность в соответствии с законом.
Если вернуться к временам раннего ислама и его распространения на территории христианских государств.
Согласно мусульманскому праву христиане, иудеи и последователи других религий, ассимилировавшиеся в христианство или иудаизм имели полное право на проживание в исламском государстве, без перехода в ислам.
Собственно это доказывает тот факт, что на территории современных исламских государств проживает достаточно большое количество христиан. Особенно это относится к странам Ближнего Востока. В Египте копты, являясь меньшинством, все же представляют значительную группу населения. В других странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания, Палестина, Ирак) - включая Египет - христиан насчитывается 6-7 миллионов, то есть 6,3% населения.
Люди Писания (христиане и иудеи) подлежали «дхимме», который являлся своеобразным двусторонним договором, состоящим в том, что исламское государство разрешает им проживать на его территории, терпит его религию и гарантирует ему защиту от внешних врагов. Так люди Писания (Ахл аль-Китаб) становились «защищенным народом» (Ахл аль-Дхимма). В обмен на это христиане и иудеи обязались платить исламскому государству налог (джизья), бремя которого лежит только на дееспособных мужчинах, исключая женщин, детей, больных и старых, а также они обязаны были платить налог на землю, на которой живут. Стоит отметить, что они не выплачивали исламский налог (закят), обязанность выплаты которого лежит исключительно на мусульманах.
Относительно свободы культа. Запрещены были только внешние его проявления, такие как звон колоколов, крестный ход, торжественные похороны, публичная продажа предметов культа или других товаров, запрещенных для мусульман. Мусульманин, женясь на христианке или иудейке, должен был позволить ей свободно исповедовать свою религию, и разрешить ей есть пищу, дозволенную ее религией.
Христиане и иудеи могли сохранять или восстанавливать церкви и синагоги, которыми уже обладают, и строить новые при заключении соответствующего договора с правительством данной местности.
В настоящее время мусульмане и христиане также равны в своих правах, за некоторыми незначительными исключениями.
Вот мнение православного священника, игумена Александра (Заркешева), который является настоятелем открытого летом православного храма в ОАЭ:
«В ОАЭ христиане всех конфессий имеют право исповедовать свою религию и справлять религиозные обряды и службы. Никаких притеснений православных христиан, как и христиан других конфессий, в ОАЭ нет. Но любая миссионерская деятельность в Эмиратах, как и в других исламских странах, запрещена. В стенах своего храма и для православной общины проповедовать не запрещено. В ОАЭ нет проявлений межрелигиозной и межнациональной вражды».
Итак. В большинстве мусульманских стран (исключением в этом роде является Саудовская Аравия) христиане, так же как и мусульмане имеют право на открытие своих храмов (естественно процесс согласуется с местным руководством), отправлять религиозные обряды, совершать службы. В некоторых странах есть запрет на использование колокольного звона – но, к примеру, для протестанской церкви это совсем не проблема.
Христиане могут открывать собственные школы и вести в них обучение своих детей, в том числе и основам религии (программа согласуется с государственными образовательными стандартами). Если ребенок-христианин обучается в обычной школе, то он имеет право вместо уроков ислама посещать уроки культуры и этики данного государства. Нужно отметить, что многие родители-христиане не возражают против обучения ребенка исламу в школе. В мусульманских странах есть даже христиане, которые знают весь Коран наизусть. В принципе закона о запрете обучения ребенка-мусульманина в христианской школе не существует, однако сами родители-мусульмане обычно не отдают детей в них.
Христиане могут открывать свои больницы, социальные фонды, благотворительные организации, службы по борьбе с бедностью. Однако – миссионерская деятельность среди мусульманского населения обычно бывает запрещена, проповедовать можно исключительно в среде единоверцев.
Как правило, христианское меньшинство имеет квоту представителей в парламенте, органах власти. Таким образом, существуют управленцы, которые могут лоббировать интересы представителей своей религии в государственных структурах.
Христиане обладают правом отмечать собственные религиозные праздники, в некоторых странах для них даже выделяются дополнительные выходные дни. Другое дело, что они сами носят камеральный характер и не особо влияют на жизнь мусульманского общества. Хотя мусульмане вполне могут поздравить и даже принять поздравление от своих друзей-христиан.
При проведении опросов, особенно среди наиболее образованной части общества, выясняется, что мусульмане более толерантно относятся к христианству, чем наоборот и гораздо более охотно подчеркивают схожесть обеих монотеистических религий. Дело в том, что в главной книге ислама Коране и огромном числе хадисов подчеркивается определенно уважительное отношение к людям Писания, а имя матери Иисуса (Исы) Марии (Марьям) – это единственное женское имя, упомянутое в Коране. И хотя есть немало аятов, которые были ниспосланы в отношении женщин-мусульманок, но, ни в одном из них никто более по имени упомянут не был.
Если мусульмане почитают христианство, как истину (хотя бы и в историческом плане – что оно было истинной религией до прихода ислама), то в обратную сторону такого почитания нет.
Можно сказать и так. Каждая религия была дана людям в определенное время и на определенный срок (срок ислама заканчивается с наступлением судного дня). Если метафорично – то ислам – это огромный дом, и в нем есть разные квартиры, принадлежащие разным конфессиям….от древних, до современных.
В целом – в большинстве мусульманских стран христианам жить комфортно, и ничто не угрожает целостности их религии, жизни, имущества (не принимая во внимание радикальные течения). Есть какие-то ограничения, связанные с вероисповеданием, но они как правило незначительны и направлены на минимизации перехода в христианство мусульманского населения (запрет на проповедование и распространение христианской религиозной литературы, публичное отмечание религиозных праздников и некоторые другие), поскольку переход из ислама в христианство не приветствуется.
Большинство конфронтаций между исламским и христианским населением в мусульманских странах происходит по социально-экономическим причинам или при провокации радикальных элементов с обеих сторон. Не стоит этого потеря людских жизней, материнских и детских слёз…. Ислам и христианство – это религии из одного общего корня, вполне способные к мирному сосуществованию в условиях уважения к религиозным предписаниям с обеих сторон!
Свидетельство о публикации №211102801388
в жизни людей придается слишком большое главенствующее значение. Она в некоторых странах возведена фактически в культ, доведена до опасных размеров и проявлений.
А ее место в душе, в размышлениях, но не на улицах.
Николай Кладов 28.10.2011 21:34 Заявить о нарушении
да и что значит не на улице - монахини и девушки в хиджабах на улицах нонсенс? или крестные ходы и молящиеся на ид аль фитр?
очень сложно разграничить внешнее и внутренее, поскольку изменение внутреннего мира постепенно ведет к изменению и внешнего образа человека.
Фатима Манзур 29.10.2011 13:01 Заявить о нарушении
потому как религиозное чувство очень близко к чувсву любовному и значит интимному.
Одежда никогда не была никак связана с религией. Те кто думают, что
одевая знаковые одежды, они как-то в религии утверждаются или себя проявляют очень сильно в этом заблуждаются.
Крестные ходы не запрещенные действия, но это тоже акты демонстративные.
О молитве я уже писал. Молитва это самый интимный, тайный и священный акт в религии и ему совсем не место в суетной городской да и грязной среде.
Николай Кладов 29.10.2011 18:48 Заявить о нарушении
внешний вид ведь сильно зависит от времениь, попробовали бы вы пройти в современном костюме по городу 14 века - камнями бы забросали.
я не за "арабскую абаю" или "афганскую чадру" на улицах Москвы, но одеться стильно, по европейски можно и с использованием платка и это даже не будет бросаться в глаза. мусульманка ничего никому в этом случае не демонстрирует.
мини-юбки тоже не верх цивилизации и культуры.
религия в душе - это замечательно, это значит, что душа еще жива, что она не задавлена грубыми сапогами реальности, но только так она оставаться не может и она либо начинает влиять на жизнь и поступки человека (в том числе и внешние, заметные другим), либо потихоньку умирает.
вообще замечено, что среди образованных людей конфронтации по поводу религии возникают очень редко, даже если она внешне как-то проявляется. я лично участвовала в научных конференциях и никогда и никто из ученых не позволял себе грубо или просто негативно отозваться обо мне.
другое дело толпа подвыпивших подростков - эти чего только не кричали....
Фатима Манзур 29.10.2011 20:03 Заявить о нарушении