Смена конфессии
тягчайших преступлений против религии и общества в целом.
В эпоху Римской Империи граждан, принявших христианство, ссылали в каменоломни и выставляли на потеху толпе в Колизее. В Средние века церковь отдавала ренегатов в руки инквизиции, что заканчивалось пытками и костром. В Исламе закон тоже строг в отношении людей, сменивших свою религию. Именно строг, а не «жесток» как пишут многие в своих оценках законам шариата, и более того – справедлив. Об этом чуть позже.
В настоящее время в сети появляется много публикаций о мусульманах, которые приняли христианство. О том, как их сограждане преследуют их, угрожают расправой и смертью. Самая последняя, и пока не завершившаяся история – это принятие христианства иранцем Юсуфом Надерхани.
В настоящее время ему 30 лет, он принял христианство в возрасте 19 лет, несколько лет проповедовал христианство в Иране и являлся священником иранской англиканской церкви. За это он бы арестован в 2009 году и уже через год ему был вынесен смертный приговор. За помилованием обращались представители многих международных организаций, однако в этом им было отказано. Впрочем – власти пошли на уступки, если Юсуф Надерхани вернется обратно в ислам – смертную казнь ему отменят, заменив на подобающее наказание.
Смертный приговор в подобном деле выносится впервые с 1990 года. Многие рассматривают его как средство устрашения, поскольку власти Ирана крайне обеспокоены тем, что в стране быстро растет число христиан, что они образуют тайные общины, скрытно посещают друг друга и молятся.
Конечно – требование «смертной казни» правомерно, если подходить со всей строгостью шариатского закона. Но это на первый взгляд.
Все по порядку.
В арабском языке слово вероотступничество («ридда») означает «возврат». Всевышний сказал:
«…и не обращайтесь вспять…» («Трапеза», 21),
то есть: не возвращайтесь назад. Что же касается терминологии фикха (мусульманского законоведения), то слово «ридд» означает «впадание в неверие» после принятия Ислама, ибо Всевышний сказал:
«А если кто из вас отойдет от вашей религии и умрет неверным, у таких – тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни! Они – обитатели огня, они в нем вечно пребывают!» («Корова», 217).
Всего различают 4 вида вероотступничества:
1. Вероотступничество делом
2. Вероотступничество словом
3. Вероотступничество убеждением
4. Вероотступничество сомнением.
Если вероотступничество имело место (что доказывают богословы), то человек, его совершивший, имеет право на помилование (при условии, что возвратится в ислам), если же он упорствует – то согласно нормам шариата его ждет смертная казнь.
Таким образом, в вопросе о необходимости казни вероотступников все ученые пришли к согласию. Это постановление выведено на основании хадиса пророка: "Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию" (Бухари, Муслим).
«Убейте того, кто поменяет свою религию» (Этот хадис приводят ал-Бухари и Абу Дауд).
Стоит кстати отметить, что в христианстве вероотступничество подлежит не менее суровому наказанию и, только светскость религии в последнее время, не позволяет церкви применять этот вид наказания.
С первых веков христианства вероотступничество на Руси каралось смертной казнью. По уложению Алексея Михайловича совратитель подлежал смертной казни, а вероотступник – отсылке к духовному начальству. Указы 1728 и 1735 годов повелевали сжигать нераскаявшихся отступников. Однако при отступлении от Православия в другую христианскую веру подлежали ссылке в дальние монастыри пожизненно. С 19 века вероотступники отсылались к духовному начальству «для вразумления», однако в чем именно оно должно было состоять и каковы были пределы власти священников, в законе указано не было. Даже сейчас на вопрос христианки «грех ли принимать ислам» священнослужитель отвечает «да, тяжкий грех», хотя в условиях светского государства за него никакого наказания последовать не может.
Однако – в мире есть государства, которые официально именуют себя исламскими и по некоторым вопросам они действительно применяют нормы шариатского права. Но – это декларация, а как выходит на самом деле?
Реально ситуация такова, что в странах официально провозглашенных исламскими религия стала очень формальной. Ребенок с рождения растет в «религии» - посещение мечети с 2-х лет, чтение Корана – с 3-х, занятия основами религии в школе – с 4-5-и, соблюдение поста с 6-7-и, регулярное чтение намаза – с 8-9-и………..и так все расписано. Но и это в лучшем случае, если семья хотя бы частично соблюдающая, а если нет – на джума в пятницу и на праздничный намаз 2 раза в год, ну и основы ислама в школе, колледже, университете – от них уж никуда.
Однако – это полный формализм. Дети абсолютно не понимают зачем и почему они это делают. Они видят полнейшее противоречие между написанным в книге – и тем, что совершается в реальной жизни. И очень многие из них, вырастая, перестают соблюдать даже минимальные предписания своей религии, особенно если уезжают на учебу или работу в европейские или северо-американские страны.
А часть из них вдруг обретает веру, новую веру (христианство к примеру), и видят, что она искреннее, чем ислам, общаясь среди таких же новообратившихся христиан. Поскольку неофиты выполняют требования обретенной религии не напоказ и не автоматически, а с сердцем и душой. Такие новообратившиеся христиане очень сильно разочаровываются, если им удается уехать из своей страны в другую, которая преимущественно исповедует христианство. Они узнают, что оно также (если не еще более) формально, что христиане с рождения не чувствуют сладости веры, не веруют искренне, а просто исполняют какие-то обязательные обряды. И все. Часть таких новообращенных христиан, кстати, возвращается обратно в ислам, уверовав в него уже не автоматически по-рождению, а действительно душой и сердцем.
Что же касается смертного приговора, вынесенного Юсуфу Надерхани.
На деле – иранский суд конечно имеет право применить его на практике. Однако – было бы лучше, если бы он еще раз остановился и рассмотрел причины данного явления. Особенно того – почему урожденные мусульмане Ирана начинают массово переходить в христианство? Чем оно привлекает их? И попытался устранить эти причины, не просто устрашив христиан показательными казнями, а воздействовав на их корни. Хотя – лечить бездуховность общества и показательное исполнение религиозных предписаний намного сложнее, чем просто привести в исполнение смертную казнь.
А ведь именно общество толкнуло этого мусульманина к смене религии. С момента его перехода в христианство прошло почти 10 лет, до того, как это стало известно. Его родители, родственники, друзья, соседи – разве они не заметили, что он перестал молиться и читать Коран, что он не посещает джума (а непосещение джума уже 3 раза должно вызывать интерес проживающих рядом и привести их к этому человеку домой, для выяснения причин его отсутствия в мечети), что у него появились новые друзья, сменился круг общения? Если бы все они отнеслись к нему и его религиозной практике с чуть большим вниманием, этого факта ренегации можно было бы и совсем избежать.
Профилактировать всегда легче, чем лечить. Тогда еще можно было выяснить причины его ухода и устранить их, но не сейчас. Сейчас уже слишком поздно, неофиты гораздо более привержены к мученичеству и смерти за веру, чем люди с рождения принадлежащие к этой религии.
Если следовать букве шариата – то люди, на глазах которых проходило его отречение от веры, не менее ответственны в этом, чем он сам. А также и государство, которое возведя ислам в ранг государственной религии, не озаботилось тем, чтоб эта религия не стала простым формализмом, фарсом.
Именно в этом и проявляется суровая справедливость ислама – виновен не только сам человек, но и общество – вынудившее его пойти на это, люди – которые могли его удержать, но не удержали.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Вряд ли.
Если привести в исполнение смертную казнь – он станет мучеником в глазах единоверцев, что только будет способствовать переходу иранской молодежи в христианство, причем – они предварительно озаботятся всем возможными мерами безопасности.
Если уступить требованиям международных организаций и выпустить его – то он выйдет героем, что также будет способствовать укреплению позиций христианства в стране.
Ситуация тупиковая. Наверно нужно просто укреплять ислам, используя не административный ресурс, а повышая его жизненную значимость, его духовность и осмысленность исповедания, чтобы подобные истории просто не могли происходить
Свидетельство о публикации №211102801391
С уважением,
Лука Стоев 31.10.2011 12:51 Заявить о нарушении
приятно когда понимают твою религию, а не просто "плюются вслед любым статьям об исламе"
с уважением
Фатима Манзур 31.10.2011 12:55 Заявить о нарушении
Алексей Яковлев 2 02.07.2012 21:20 Заявить о нарушении