О чем расскажет варежка

           В  языческой культуре древней Латвии варежка имела почти сакральное (магическое и ритуальное) значение
           В то время, когда письменности ещё не существовало, узор был хранителем знаний, которые  передавали детям и внукам. Так как основная часть населения Латвии была крепостной - варежки становятся своеобразной "валютой" - ими расплачивались за работу или продукты.
           Поэтому варежки делились на: рабочие, подарочные и ритуальные
           Их отличает насыщенность рисунка и цветовая гамма. Каждая варежка -  это законченное и само достаточное произведение народного творчества.
           На рабочих варежках вязали резинку - это практично и рисунок был простой, но ритмичный и многослойный ...так теплее
           А ритуальные варежки - это подарок  - это творчество - как картина. Для вывязывания набиралось по 120 петелек, и мастерицы месяц колдовали над этими уникальными вещами. Здесь, как и во всем творчестве, важна красота и гармония -  что мастерица хотела сказать этой варежкой, что пожелать тому, кому она ее создавала...
          Если Вы внимательно прочитаете несколько статей об истории, традициях и символике орнамента, то Вам станет более понятен язык, на котором с вами разговаривает ВАРЕЖКА ! 
          Приведу  самые простые примеры:
          Узорный мотив “бахрома” вязали для незамужних девиц или на выданье, в то время как  мужские варежки начинали “зубчиками”. Узорный мотив  “переплетенный жгутик”  тоже показывал на семейное положение.
         Все ключевые моменты жизни сопровождались варежками -  от рождения до смерти.
         Вот Вам самые распространенные примеры и судите сами.
         Варежки обычно дарили:
- кузнецу за подкованную лошадь
- девушке за прогулку с ней при всех
- столяру за гроб или колыбель
- пастору за крещение или отпевание
- на обручение жениху белые перчатки с яркими узорными манжетами,  в них он венчался
- возничему за перевозку приданого
- всем ближайшим родственникам будущего мужа
- тем, кто помогал готовить и организовывать свадьбу
- церковному старосте
- органисту
- тем, кто снимает свадебный венок с невесты
- перед свадьбой, в каждой комнате избы, в каждом углу -  по паре варежек на счастье
- в амбаре и бане повязывали пояса и варежки, чтобы роды и дети были здоровыми

         Сами видите, что без варежек - никуда. Для одной только свадьбы нужно было не менее 300 штук. Вот и начинали в семье вязать, когда девочка начинала ходить. Что-то передавалось ей по наследству. А с 4 лет она уже и сама вязала себе приданое, чтобы успеть к свадьбе. Ведь если не хватит варежек - засмеют сельчане за лень и нерадивость.
          По количеству в доме варежек можно было судить, на сколько уважаемым был человек и о его достатке в его семье. Поэтому рассматривайте внимательно  и ЧИТАЙТЕ по варежке!
         Узор на варежке – это язык, на котором с Вами разговаривает мастерица. В свою работу она вкладывает не только умение, но свои пожелания, свою душу, чтобы ваша жизнь сложилась так, как мечтается.         
          Символы словно буквы слагаются в узор, как слагаются слова в молитву или в лирическую песню - Дайну

ФОТО слева на право:
- Звезды в Сочельник (Лаймис)
- Сказки Ридзене (Майга)
- Валаамская Молитва (Успение Богородицы)
Варежка "Успение Богородицы" была связана для поддержки тяжело болеющего.

ФОТО из музейного архива:
           Это Свадебная варежка (частная коллекция Освальда Гринса) - у неё особая "почетная миссия"- её начинали вязать в качестве приданого, когда девочка начинала ходить. И не удивительно, что в её орнаменте столько символов и цветов.  Ведь от этого узора зависит судьба будущей невесты, жены, матери, бабушки... и так.....

           Жила-была девочка:
- которая родилась в счастливой семье (бахрома, косичка по кругу, Дерево Аустры и метелки Лаймы)
- когда она подросла, ее отправили в другую деревню набираться премудростей (Ужи и Усиня)
- затем она вышла замуж за уважаемого человека, скорее всего лекаря или учителя...а может и сама стала знахаркой (массивные вышитые узорные Ужи и сложные по форме орнамента Кресты Мары)
- и опять в дорогу за знаниями, скорее всего за море  (Усиня и Ужи, а следом Вода Мары)
- там она получила покровительство и просветление для дальнейшей деятельности (Юмисы)
- возможно она стала заметной и влиятельной...а может старость и моменты истины
- дети и внуки (Свастика созидания и два сплетенных Ужа)
- два последних яруса - это откровение и опять в путь ...скорее всего последний (Юмисы, следом воды Мары и завершает пирамиду символ Неба)

                Вот такую ей подарили ...варежку

* для эссе использовались материалы из учебников по Этнографии и Национальному Искусству народов Прибалтики


Рецензии