Железная логика

Наде было года 3.
Как-то утром она капризничала, била меня.
Я не реагировала на ее выпады - думала, как мне поступить…
-Надя, а зачем я тебе нужна?
Она тут же ответила:
-Чтобы покупать мне еду и одежду.
Я опешила:
-А еще зачем?
-Ну, еще чтобы со мной гулять ходить.
-Понятно…
Я задумалась. Не ожидала я услышать такой ответ. Потом я поняла, что он был логичен. Надя четко ответила на поставленный вопрос. Я же спросила про нужду, она про нее и ответила.

-А что ты хотела услышать? - спросите вы.
Ну, что-то про любовь…
Сама не знаю что, только не это.

-Надя, а как ты думаешь, если я буду бить молотком по швейной машинке, на которой деньги зарабатываю, что будет?
-Она сломается.
-Да. А я смогу на сломанной машинке  дальше деньги зарабатывать?
-Нет, ее надо будет  починить.
-Точно. А если ты меня бить будешь, я могу сломаться?
-Мамочка, я не буду больше тебя бить. Прости меня, - сказала Надя со слезами в голосе и бросилась меня обнимать и целовать, - мамочка моя любимая, прости-и-и.
Ну, вот все и решилось. Есть нужда, и есть любовь. Но это совершенно разные вещи.

Случай, который я описываю в этом рассказе, еще раз подтвердил мне то, что дети обладают природным знанием логики. Дети от природы умеют думать!
На большую часть своих вопросов они знают ответы сами. Это подтверждает техника Сократического диалога, когда ребенку задаются вопросы вместо нотации, и он сам понимает, какую сделал ошибку. А когда он задает какой-то вопрос, надо задать встречный: «А ты как думаешь?». И только после его ответа говорить свою версию.
 В процессе «воспитания» детей отучают логически мыслить, называть вещи своими именами.
На семинарах М.Е. часто говорил, что советские люди на вопросы отвечать не умеют. Я стала наблюдать и убедилась в этом. Не отвечают! Вернее отвечают, но на какие то другие.
Например, многие считают, что слово «хочу» означает просьбу. Когда ребенок говорит «хочу», кидаются выполнять его хотение. А это ведь желание, а не просьба!
 Или вопрос «можно?» - разве  это просьба? Это же вопрос! 
Это нарушение 1-го закона логики. Он гласит:
А есть А ,или каждый предмет есть то, что он есть.
Я была на нескольких семинарах по логике. Этот закон я запомнила хорошо. Но одно дело запомнить, а другое дело научиться применять его в жизни…
Так, когда Наде было около 3 лет, я объяснила ей, что слово «хочу» означает желание, а ее желание может выполнить или она сама или волшебник из сказки.
Я обычный человек. Я могу выполнить просьбу, если конечно это в моих силах.
И если ей нужна моя помощь, она может попросить.
Я перестала выполнять ее желания. На обращенное ко мне «хочу», отвечала : «хорошее желание», а в дальнейшем просто «молодец».
Через некоторое время Надя стала просить.
Например, сегодня утром она спросила: «Мама, ты можешь понести мой ранец?”
 «Могу».
«Понеси, пожалуйста».
А раньше я бы не дожидаясь ее просьбы, подхватила ранец…
Меня тоже в детстве отучили отвечать на вопросы, теперь учусь сама. Плачу за это большие деньги и радуюсь, что вырвалась из системы, в которой отучают думать.


Рецензии
Очень поучительно.Оч.понравилось.Замечательно.

Розалия Ханзарова   28.10.2011 01:57     Заявить о нарушении
БлагоДарю)

Лена Кравчик   28.10.2011 13:50   Заявить о нарушении