Холодный апрель-1947 Пола Джексона Поллока

«ХОЛОДНЫЙ АПРЕЛЬ-1947» ПОЛА ДЖЕКСОНА ПОЛЛOКА
(«COLD APRIL-1947» оf  Paul Jackson Pollock)

Ссылка на фото с высоким разрешением:
http://www.ago.net/assets/images/555/X-03297-hires.jpg


Капельный метод (dripping) абстракциониста Пола Джексона Поллока появился после Второй мировой войны,  примерно вместе с термином «холодная война», прозвучавшим впервые в апреле 1947 г. в речи Бернарда Баруха, советника пяти президентов США. Предшественником Поллока в капельной живописи считается немецкий художник Макс Эрнст, чьи коллажи относительно недавно использованы Б.Акуниным для обложек книг в проекте "Приключения Эраста Фандорина". Живопись Поллока являлась и является предметом многочисленных дискуссий. Её превозносят или отрицают. Творчество художника полвека служило символом конфронтации манер соцреализма и абстракционизма, продвинутым на политическом уровне в качестве символа конфронтации идеологий коммунистической и капиталистической моделей развития общества…

Мир нонфигуративных композиций, отделившийся от геометрической живописной школы абстракционизма, был объединен в середине прошлого века термином М.Тапье «информальное искусство» (информель). Информель  содержала, помимо направления психограмм, отражающего стихийность и бессознательность творчества в динамике пятен, и мир полуфигуративного искусства в его различных направлениях, включая массив гео-направления, основанного на географических картах и геологической графике. Как правило, творчество американца Пола Джексона Поллока, основателя абстрактного экспрессионизма (близкого европейской школе ташизма) определяется в рамках «диктатуры случайности» и «живописи  действия» с отрицанием любой предзаданности композиции и любой предсказуемости конечного образа. Стихийное бессознательное нанесение пятен и штрихов в процессе творчества сопровождается последующей интерпретацией смысла проделанной работы и, по обстоятельствам, конкретизацией названия композиции…

Представляется, что полотно Поллока «Номер 1 A» (1948 г.), являясь типичным произведением абстрактного экспрессионизма, может быть вполне соотнесено с гео-направлением информального искусства.  В композиции угадывается завуалированная карта территории СССР, покрытая голубовато-белыми снегами вся, за исключением раскаленного жарой юга Средней Азии. На Северо-востоке прорисован мифический символ Колымы – черная большеглазая Кали-мать, на Северо-западе виднеется мостоподобная фигура, соединяющая Европейский Север СССР с бывшей Кенигсберской областью… Множество линий на полотне выглядят вязью путей сообщений – земных, воздушных... и проволочными путами ГУЛАГа... В пересечении этих линий глазу предстают бесчисленные зооморфные образы и всплывают лица людей… В центре полотна за колючей проволокой крупное большеглазое лицо...

Полотно создано уже после знаменитой речи Бернарда Баруха в палате штата Южная Каролина, где глобальная конфронтация политических систем была названа «холодной войной». Volens-nolens, но Пол Джексон Поллок представил миру в первом номерном полотне образ официального идеологического врага США. В советской печати, особенно в хрущевский период, периодически появлялись враждебные статьи о творчестве Поллока в контексте пропаганды против искусства Запада и мира капитализма вообще, хотя именно хрущевская "оттепель" сняла со страны проволочные путы. Представляется, что о сути творчества Поллока, непонятой в искусствоведении или тщательно затушеванной, Н.С.Хрущеву не доложили, и факт всяческой поддержки живописи Поллока сотрудниками ЦРУ в рамках продвижения культурных достижений США, оказался решающим для широкой компании в советской прессе против живописи Поллока и абстракционизма вообще. В постсоветский период в русской печати неоднократно публиковались статьи, где подчеркивались, главным образом, спонтанность и неконтролируемость сознанием художника «живописи действия». Акцент, как правило, переносился при этом с полотен, как с конечных результатов работы, на творческую «кухню» Поллока. 

Полотно "Номер 1 А" вполне может иметь и другое название, к примеру: «Cold April-1947» оf  Paul Jackson Pollock… Тема ГУЛАГа всплывает и в других номерных полотнах Пола Джексона Поллока (как, к примеру, "Номер 1"), что позволяет предположить определенное сопереживание фермерского сына из штата Вайоминг жертвам ГУЛАГа. Теперь нужно задать несколько вопросов себе и другим почитателям таланта Поллока, среди которых главным будет следующий: стало ли рассматриваемое полотно менее интересным, оттого что появились предзаданность композиции и предсказуемость конечного образа? - Впрочем, сам Поллок говорил о полном контроле над процессом создания своих композиций...   

Р.S.А вот и замысел холодной войны: карта как распятая фигура жертвенного животного - головой строго на запад, ногами на восток (или наоборот)...


Рецензии
Кошкин апрель.
У меня дома линяет персидская кошка.
На полу кругом валяются шерстистые комочки.
Комочки похожи на то, что изобразил американский художник
Очень похоже. И апрель нынче был холодным.
Спасибо за правду жизни.
Не очень понятно, что значит число 1947.

Карп Борисов   06.04.2012 14:57     Заявить о нарушении
Борух на кухне резал мир… Сначала ломтями как сыр… Декабрь стоял, снегами пух... Уместно ли об этом вслух...

Мара Рушева   19.04.2012 23:54   Заявить о нарушении
1947...1991

Мара Рушева   03.11.2012 15:55   Заявить о нарушении